Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:01, курс лекций
1. Региональная экономика – наука относительно новая как в нашей стране, так и в других странах мира. Её признание за рубежом состоялось в начале второй половины ХХ в. По инициативе основоположника региональной экономики И.Айзарда в США в 1954 г. создается Ассоциация региональной науки, которая уже в 1960 г. получает международный статус.
Лекция 1 Предмет и объект исследования региональной экономики. Становление региональной экономики как науки
В Российской Федерации региональная экономика как самостоятельное научное направление появилась в 70-х гг. ХХ в. Она связана с успехами в разработке теории науки и повышением роли предплановых научных и проектных работ по размещению производственных сил (отраслевых схем, генеральной схемы развития и размещения и производственных сил) в территориальном планировании. В эти годы по районированию, комплексному развитию экономических районов и территориальному разделению труда выходит большое количество статей и монографий. Однако окончательное становление региональной экономики как науки состоялось несколько позже, на рубеже ХХ и ХХI вв. Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. №803 утверждаются основные положения региональной политики в России, создается нормативная правовая база и институциональная структура для ее проведения.
Основоположником
российской региональной экономической
науки считается академик Некрасов.
По эго мнению, региональная экономика
изучает совокупность экономических
и социальных факторов и явлений,
которые определяют плановое формирование
и развитие производительных сил
и социальных процессов в региональной
системе страны и в отдельном
регионе в частности. В качестве
главной составной части
Другая
позиция к определению
С
точки зрения петербургских ученых,
задачей региональной экономики
является исследование пространственных
проблем экономического развития национальной
экономики и определение путей
и механизмов разрешения этих проблем.
В этом случае объектом региональной
экономики являются территориальные
аспекты социально-
По мнению данной группы экономистов, основной упор в дисциплине должен быть сделан на исследовании механизмов и институтов государственного воздействия и регулирования социально-экономических процессов, которые протекают на территории регионов, чтобы на основе данных исследований формировать адекватные ситуациям в каждом субъекте РФ комплексные целевые программы развития экономики. При этом, инициатива формирования подобных мероприятий должна исходить от региональных властей, которые в первую очередь должны обосновать необходимость тех или иных программных мероприятий, их экономический эффект, а также необходимость выделения из федерального бюджета и других структур соответствующего количества средств для финансового обеспечения планируемых в программе мероприятий. При этом, должно приветствоваться привлечение средств региональных бюджетов на реализацию данных программ, чтобы повысить экономическую и политическую ответственность региональных властей за организационное обеспечение всех планируемых в программе мероприятий.
Как мы видим, предмет региональной экономики в различных научных трудах и учебниках трактуется по-разному, очерчивая тот круг задач, которые призвана решать эта наука. В нашей работе мы решили только остановиться на взглядах А. Г. Гранберга, который делает упор на необходимость системного подхода к определению предмета этой науки: «...предмет региональной экономики в широком смысле сложен, многосторонен. Его главными составляющими являются: экономика отдельного региона, экономические связи между регионами; региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов); размещение производительных сил; региональные аспекты экономической жизн. Имеется мнение, что главной задачей региональной экономики на современном этапе являются изучение и решение региональных проблем экономической реформы. «Курс региональной экономики призван отразить современные научные взгляды на проявления и тенденции общественного территориального разделения труда и межрегиональной экономической интеграции. В нем учитываются как относительная устойчивость в постсоветском экономическом пространстве сложившегося ранее территориального разделения труда, так и трансформация территориально-хозяйственной структуры из-за изменения геополитического и социально-экономического положения России».
Из
всего вышеизложенного мы можем
сделать вывод, что предметом региональной
экономики является исследование пространственных
проблем экономического развития национальной
экономики, определение путей и механизмов
их решения, а объектами исследования
региональной экономики являются территориальные
аспекты социально-экономической системы
страны, функционирование территориальных
подсистем национальной экономики, их
отдельных элементов и взаимодействия
между ними, а также механизмы управления
социально-экономическим развитием регионов.
Зарождение теорий размещения принято связывать с выходом в 1826 г. книги немецкого экономиста Й.Тюнена «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике», в которой автор на основе анализа материалов своего имения в Мекленбурге, использования территории его ближайшего окружения, предложил теорию территориальной организации сельского хозяйства. Суть этой теории состоит в следующем. Вокруг города формируются зоны («Кольца Тюнена») по производству строго определенных видов сельскохозяйственной продукции с затуханием экономической деятельности на большом расстоянии от него. Вид и набор продукции по зонам определяется доходностью производства, которые в свою очередь являются функцией ренты по положению. По Тюнену расстояние определяется сельскохозяйственное производство. Поэтому в близи города располагаются производства, дающие максимально весовой сбор продукции с единицы площади (выше урожайность культур, продуктивность животноводства); интенсивность сельскохозяйственного производства убывает от центра к окраинам.
Основываясь
на условиях ведения хозяйства в
своем имении в Мекленбурге, Тюнен
выделил шесть поясов размещения сельскохозяйственной
деятельности (рис.1.1).
Нахождение расстояния, отделяющего зоны размещения тех или иных видов сельскохозяйственной деятельности от центра сбыта, осуществляется по простым формулам. Пусть имеются "не сельскохозяйственные культуры, доходность которых на единицу продукции составляют т1и т2, а объемы их производит" — v1 и v2. Транспортный тариф (на 1т) равен t. Тогда r — расстояние от центра, разграничивающее посевы двух культур, находится из уравнения безразличия (равенства разностей между доходом и транспортными затратами):
Одновременно Й. Тюнен обосновал основные положения теории земельной ренты по местоположению. Определенный продукт продается по одной и той же цене независимо от места своего производства. Земельная рента равна величине экономии на транспортных издержках в хозяйствах, расположенных относительно ближе к центру. Она максимальна в первом кольце и падает по мере удаления земельного участка от центра. В наиболее удаленном кольце, где еще ведется сельское хозяйство, величина ренты равна нулю. Минимум транспортных затрат на доставку сельскохозяйственной продукции соответствует максимуму земельной ренты.
По-видимому, Й. Тюнен не знал теории ренты по местоположению Д. Рикардо. Тем не менее, начиная свой анализ с принципиально иных посылок, он приходит к тем же выводам, что Д. Рикардо.
Работа Й. Тюнена была первым и весьма показательным пpимером использования абстрактных математических моделей в теории пространственной экономики. Ее важное методическое значение признано в новой экономической науке.
Рациональный штандорт промышленного предприятия В. Лаунхардта
Главное открытие немецкого ученого В. Лаунхардта,основная работа которого была опубликована в 1882 г., — метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья рынка сбыта продукции.
Решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же как и у Й. Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Для решения этой задачи В. Лаунхардт разработал метод весового (или локационного) треугольника (рис. 1.2).
Пусть
требуется найти пункт
Возможным пунктом размещения металлургического завода может быть в принципе каждая из трех точек размещения источников руды, угля и потребителя металла. В этих случаях суммарные затраты, связанные с перевозкой всех необходимых грузов для потребления 1т металла, будут равны:
(bS3 + S1) t — при размещении завода в точке А;
(aS3 + S2) t — при размещении завода в точке В;
(aS1
+ S2) t — при размещении завода
в точке С.
Рис.
1.2. Локационный треугольник В. Лаунхардта
Наилучшим пунктом размещения завода из рассмотренных трех будет тот, в котором транспортные затраты минимальны. Однако искомый пункт размещения может не совпадать ни с одной из вершин локационного треугольника, а находиться внутри него в некоторой точке М.
Расстояние от внутренней точки М до вершин треугольника составляют: AM = r1 ВМ = r2 СМ = r3. Тогда транспортные издержки при размещении металлургического завода в точке М будут равны Т = (ar1+ br2 + + r3) t. Выполнение требования Т → min дает точку оптимального местоположения предприятия.
Данная задача имеет геометрическое и механическое решения. Геометрический метод нахождения точки размещения в том, что на каждой из сторон локационного треугольника строится треугольник, подобный весовому (стороны которого относятся как а : b :1). Затем вокруг построенных таким образом треугольников описываются окружности, точка пересечения которых и является точкой минимума транспортных издержек. Этот метод применим для случая, когда соотношения расстояний S1, S2, S3 соответствуют свойству треугольника (одна сторона меньше суммы двух других). В противном случае (например когда S1 > S2 + S3) точка минимума транспортных затрат будет совпадать с одной из вершин локационного треугольника.
Механическое решение рассматриваемой задачи основывается на аналогии с методом нахождения точки равновесия сил. При этом веса руды, угля, металла выступают в качестве сил, с которыми притягивают производство соответствующие вершины локационного треугольника. Искомая точка является точкой равновесия трех связанных нитей, проходящих через вершины локационного треугольника. При этом к концам нитей подвешены грузы (Qa,Qb,Qc),пропорциональные a, b, 1. Весовой треугольник В. Лаунхардта — одна из первых в экономической науке физических моделей, используемых для решения теоретических ипрактических задач.
Изложенный метод нахождения оптимального размещения предприятия применим и для большего числа точек (видов сырья) при условии, что они образуют выпуклый многоугольник.
Теория промышленного штандорта А. Вебера.