Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:24, курс лекций
Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добываемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средства и т. д.).
Важнейшие характеристики экономики — это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического прогресса (НТП), место человека в экономике. Но главное — насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потребителя.
Социально-психологические методы основаны на использовании достижений науки, социологии, психологии, морали, совести и убеждений людей. Эти меры носят воспитательный характер. Во многом эффект от этого метода зависит от воспитанности самого человека. Указанный метод имеет подчиненную роль по отношению к другим методам.
В рыночной экономике основной формой управления является менеджмент.
Менеджмент (от англ. - управление) - это наука управления на микроуровне, представляет совокупность принципов, методов, средств и форм оптимального варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Его возникновение связано с развитием предпринимательства, в котором управление имуществом переходит от собственников к их представителям - менеджерам.
Менеджеры - это наемные работники, которые за плату занимаются организацией деятельности в целях получения прибыли предпринимателями. Становление менеджмента относится к началу XX в. Основоположниками его считаются американский инженер Тейлор и француз А. Файоль.
Тейлор разработал условия рационализации и интенсификации труда, позволяющие повысить эффективность производства. Для этого необходимо выполнять четыре управляющие функции: выбор цели, выбор средств, подготовку средств и контроль результатов. А. Файоль считал, что менеджер обязан предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать.
В современном менеджменте выделяют следующие функции:
планирование - определение целей на основе бизнес-плана сроком от 3 до 5 лет; организация - обеспечение взаимодействия и координации подразделений фирмы для достижения поставленных целей; мотивация - создание стимулов, побуждений работников к труду; контроль - определение достигнутых результатов с запланированными и внесение корректировок в работу фирмы. Управление фирмой предполагает создание ее структуры.
Структура - это устойчивые связи между различными уровнями управления и подразделениями фирмы. На каждом уровне решается свой комплекс вопросов. Современные фирмы имеют четырехступенчатую систему управления:
В структуре
менеджмента различают три
производственный, финансовый и рыночный (сбытовой) менеджмент или маркетинг.
Производственный менеджмент - это управленческая подсистема, занятая производством товаров в определенном количестве, данного качества, в установленные сроки и при минимальных затратах.
Финансовый менеджмент - это подсистема, обеспечивающая формирование финансовых средств фирмы, максимизацию доходов и минимизацию затрат.
Если же фирма вышла на участок инерционного развития и приближается к банкротству, то применяется система антикризисного управления, где используются такие понятия, как конкурсный управляющий, конкурсное производство, программа «санация», диверсификации и т.д.
Рыночный менеджмент или маркетинг- это управление коммерческой деятельностью фирмы, ориентированной на рынок.
Теория маркетинга (от англ. - рынкоделание) зародилась в США. Она включала сферу реализации, а производство в понятие «маркетинг» не входило. В дальнейшем звеньями маркетинга стали кредитование покупателей, послепродажное обслуживание, замена устаревшей продукции новыми и многие другие услуги. Поэтому существует множество определений. Наиболее полно раскрывает следующее определение. Маркетинг - это комплексная система управления по организации производства и сбыта продукции в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей. Он целенаправленно формирует спрос на товары и услуги.
Его основными функциями являются:
Концепцию маркетинга можно охарактеризовать сочетанием пяти ключевых слов, начинающихся на букву «П»: производимый продукт, продажная цена, продвижение товара к потребителю, полезность и пригодность товара. Маркетинг должен ответить на 3 главных вопроса: 1. Какой товар следует производить? 2. По какой цене следует стремиться продать товар? 3. На каких рынках целесообразно продать товар?
Цель маркетинга - производить то, что нужно покупателю. Для выполнения этой цели используется «бенгмаркетинг» (от лучшего к лучшему) - искусство обнаружения новых методов и стиля работы у других с целью использования у себя. При этом могут быть восстановлены старые фирмы.
Конверсионный маркетинг применяется тогда, когда спрос на товар отсутствует. И вся маркетинговая деятельность должна быть направлена на формирование спроса.
Стимулирующий маркетинг нужен тогда, когда спрос на товар (новый) слабый или совсем отсутствует, т. е. потребитель еще не разобрался в товаре. Вся маркетинговая деятельность должна быть направлена на создание спроса и условий для его
появления.
Развивающий применяется тогда, когда спрос потенциальный, но его нужно сделать реальным. Для этого необходимо повышать качество продукции.
Ремаркетинг нужен тогда, когда спрос уменьшается в результате насыщения рынка данным товаром. Задача состоит в необходимости восстановить (оживить) спрос с помощью придания товару новизны.
Синхромаркетинг применяется тогда, когда спрос колеблется из-за сезонности товара, конъюнктуры и т. д. Необходимо стабилизировать сбыт на основе учета факторов колебания
спроса.
Поддерживающий необходим тогда, когда спрос точно соответствует возможностям фирмы.
Демаркетинг необходим тогда, когда спрос чрезмерен по отношению к производственным возможностям фирмы. Необходимо уменьшить спрос путем увеличения цен, прекращения рекламы товаров и т. д.
Противодействующий нужен тогда, когда спрос повышен, ■ нужно его ослабить или свести к нулю (на спиртные напитки, сигареты и т. д.). Целесообразно сокращение производства и торговли данными товарами.
Целевой маркетинг предполагает разделение сегментов рынка (по видам продукции) и разработка товаров в соответствии с каждым сегментом.
Маркетинг располагает своим бюджетом - бюджетом маркетинга. Это расходы на исследование рынка, обеспечение конкурентоспособности товара, участие в выставках, ярмарках и т.д.
В период становления
рыночных отношений использование фирмам
3. Факторы повышения доходности деятельности предприятий.
Рост эффективности производства прежде всего связан с новыми прогрессивными формами хозяйствования. К таковым относятся: хозяйственный расчет и коммерческий расчет. Их внедрение во многом определяется научным пониманием этих явлений. В экономической печати нет единого мнения относительно хозрасчета и коммерческого расчета. Одни их отождествляют, другие о хозрасчете говорят как о чем-то совершенно новом, никогда прежде не применявшемся, а о коммерческом расчете - как о давно пройденном этапе.
При оценке таких мнений следует подчеркнуть неправильную интерпретацию этих явлений и теми, и другими. Как известно, еще в самом начале 20-х гг. XX в., когда в стране создавались тресты, им было строго вменено в обязанность работать только на полном хозрасчете. Все надежды экономической реформы 1965-1967 гг. и перестройки экономики 80-х гг. были связаны с полным хозрасчетом. Сначала важным принципом хозрасчета была провозглашена материальная заинтересованность, а затем самофинансирование. В тени оставались оперативно-хозяйственная самостоятельность, самоокупаемость, самоуправление, материальная ответственность и финансовый контроль.
Методологически неверно подчеркивать лишь одну сторону хозрасчета - материальное стимулирование или самофинансирование. На полный хозрасчет можно перейти лишь тогда, когда будут внедрены во взаимосвязи и взаимообусловленности все его основополагающие принципы, о которых сказано выше.
Следует отметить,
что принцип «оперативно-
Следовательно, при хозрасчете не исключается значительное вмешательство государства в экономическую деятельность предприятий. Это особенно проявляется в распределении полученного хозрасчетного дохода. Сверху регламентируется доля отчислений от доходов предприятий в госбюджет и бюджет вышестоящих организаций. А это явно стимулирует сокрытие предприятиями своих резервов. При этом сохраняется отчужденность работников от общей собственности, а значит, и от результатов собственного труда.
В условиях такого распорядительства
обозначаются и узкие рамки
В условиях же рыночного хозяйства, когда государственная собственность составляет не более 10-15% всей собственность предпринимательская деятельность требует развития и превращения хозяйственного расчета в коммерческий расчет. Если в центре внимания хозрасчета находится обычная производственно-сбытовая деятельность, то у коммерческого наряду с производственной маркетинговая деятельность. Коммерческий расчет ведется в интересах получения выгоды (прибыли), а хозрасчет в первую очередь нацелен на выполнение государственных плановых показателей, а затем на получение дохода. К организации коммерческого расчета государство никакого отношения не имеет, оно может выступать лишь в качестве партнера и предлагать свои рекомендации.
Таким образом, коммерческий расчет ликвидирует административную регламентацию хозяйственной самостоятельности предприятий, обеспечивая их реальную экономическую самостоятельность. Это значит, что предприятие само выделяет денежные средства на приобретение ресурсов, материалов и оплату труда работников. Оно само определяет, какие товары выпускать с учетом конъюнктуры рынка, и само же реализует свою продукцию с учетом выгоды. Принцип «экономическая самостоятельность» приходит на смену принципу хозрасчета - «демократическому централизму». При этом подлинными становятся такие принципы, как самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление, экономическая заинтересованность и ответственность за конечные результаты любой экономической деятельности.
При переходе предприятий на коммерческий расчет определенные изменения должны претерпеть экономические отношения внутри предприятий. Суть их состоит в проникновении элементов рыночных отношений во внутрихозяйственные отношения. Возникает необходимость строить товарно-денежные отношения внутри предприятия. При этом появляются такие экономические категории, как договорная или рыночная цена, предпринимательский доход и другие, которые отражают элементы рынка на внутрихозяйственном уровне. Однако в реальной жизни финансово-кредитный механизм на внутрихозяйственном уровне работает пока слабо.
Основная причина такого положения заключается в господствующей концепции относительно отсутствия финансовых связей на внутрихозяйственном уровне (товарно-денежные отношения признаются лишь на межхозяйственном уровне).
Жизнь, однако, требует, чтобы внутрихозяйственные подразделения тоже работали на принципах полной самоокупаемости и самофинансирования, т. е. имели полную экономическую самостоятельность. Это усиливает материальную заинтересованность подразделений в достижении высоких конечных результатов. Они могут создавать различные собственные фонды экономического стимулирования, а значит, будут располагать собственными финансовыми ресурсами для собственного воспроизводства.
4. Издержки и ценообразование на предприятии.
Затраты производственных факторов (ресурсов), используемые для производственной и реализационной деятельности в денежной форме, есть издержки. Следовательно, издержки - это все материальные, природные, энергетические, информационные, трудовые и прочие затраты, выраженные в денежной форме. От размера издержек во многом зависит реализационная цена, так как в ее основе лежат затраты ресурсов.
Издержки начали исследовать еще классики политической экономии: А. Смит ввел понятие «абсолютные издержки», а Д. Рикардо - «сравнительные издержки». Под термином «издержки» они понимали средние общественные затраты на производство единицы продукции на среднем предприятии.
Существенный вклад в изучение издержек внес К. Маркс. По Марксу, «издержки производства - это то, что стоит товар капиталисту, а именно сумма расходов на приобретение средств производства и рабочей силы .
Неоклассическая концепция рассматривает издержки как сумму затрат на приобретение факторов производства, т.е. как денежную оценку затрат физических и духовных способностей предпринимателя. Понятие издержек рассматривается применительно к предприятию (фирме).
Издержки с позиции
социально-экономических отноше