Экономические связи РФ со странами СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ.
Для достижения этих целей в курсовой работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономические связи Российской Федерации со странами СНГ;
изучить цели, задачи и этапы экономических связей России с государствами-членами СНГ;
определить основные сферы экономических связей России с государствами-членами СНГ

Оглавление

Введение
1.Экономические связи РФ со странами СНГ
2.Цели,задачи и этапы экономических связей России с государствами-членами СНГ
3.основные сферы экономических связей России с государствами-членами СНГ;
4.системообразующие аспекты экономических связей России с государствами-членами СНГ;
5.межрегиональное и приграничное сотрудничество с государствами-членами СНГ.

Глава 2. Проблемы торгово-экономических отношений РФ со странами СНГ
2.1. Проблемы экономической интеграции стран СНГ
2.2. Проблемы торгово-экономического сотрудничества
Страны СНГ и Россия: состав, меры по улучшению экономических отношений

Файлы: 1 файл

курсовая СНГ и Россия.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

Экономическая политика государств - участников СНГ в ближайшие годы будет ориентирована на развитие внутреннего рынка и защиту отечественных товаропроизводителей и потребителей, на более полное использование существующих и вновь создаваемых производственных мощностей. В связи с этим необходимо обеспечить сближение национального законодательства, правовых и экономических условий функционирования хозяйствующих субъектов, применение единых для всех государств - участников СНГ технологических стандартов и норм по охране окружающей среды.

Предполагается создать благоприятные условия для формирования среднего класса и снижения уровня бедности, определить точки экономического прорыва, создать систему государственной поддержки приоритетных направлений развития межгосударственного сотрудничества, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, субъектов хозяйственной деятельности, решить проблему неплатежей и обеспечения сбалансированности торгово-платежных отношений между государствами - участниками СНГ. Следует разработать и принять комплекс действенных мер по ликвидации коррупции, существенному снижению уровня теневой экономики.

Таким образом, определили, что к основным целям организации являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная правовая помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

 

3. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С СНГ

 

Последовательно решая задачи по дальнейшему развитию взаимодействия в области экономики, государства - участники СНГ будут расширять сотрудничество в следующих основных сферах.

Важнейшим критерием экономической интеграции является рост взаимной торговли. Совместные усилия будут направлены на создание необходимых условий для всемерного наращивания взаимного товарооборота, равных условий конкуренции и на обеспечение преимущественного действия рыночных факторов.

Государства - участники СНГ признают необходимым в целях расширения взаимной торговли создать условия для обеспечения в рамках Содружества Независимых Государств свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В максимальной степени будут использованы потенциальные возможности производственной специализации и кооперирования в целях увеличения объемов производства конкурентоспособных отечественных товаров и услуг для поставки на внутренний рынок и рынки третьих стран.

Государства - участники СНГ примут меры по совершенствованию тарифного и нетарифного регулирования, анализу практики применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, применяемых государствами - участниками СНГ во взаимной торговле, подготовке предложений по их минимизации.

Стратегической целью в сфере промышленной политики являются сближение экономических и правовых основ развития промышленности государств - участников СНГ, формирование на этой основе приоритетов развития отдельных отраслей с учетом кооперационных связей, отраслевой специализации и мировых тенденций развития.

Достижение указанной цели будет осуществляться поэтапно, начиная с выработки общих экономических и правовых основ, оценки уровня участия отдельных государств в их реализации и формирования программ развития.

Основными направлениями промышленной политики являются:

  • ускорение институциональных преобразований в промышленности;
  • совершенствование структуры промышленного производства;
  • усиление инновационной направленности развития промышленности;
  • усиление кооперационных связей.

Представляются актуальными следующие шаги по развитию промышленных и кооперационных связей:

  • выявление причин и факторов, тормозящих производственное сотрудничество;
  • создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп;
  • разработка и совместное внедрение высоких технологий, что будет способствовать производству продукции, конкурентной на внутреннем и мировом рынках;
  • подготовка межгосударственных программ в областях, представляющих взаимный интерес;
  • проведение как общих для всех государств - участников СНГ, так и региональных экономических форумов, конференций, ярмарок и выставок.

Развитие военно-экономического сотрудничества заинтересованных государств будет осуществляться путем взаимодействия национальных оборонно-промышленных комплексов при разработке, производстве, модернизации, ремонте, обеспечении эксплуатации и утилизации продукции военного назначения, а также диверсификации и конверсии военного производства.

В сфере топливно-энергетического комплекса взаимодействие государств - участников СНГ будет осуществляться по следующим направлениям:

  • сотрудничество государств - участников СНГ в области производства, транзита и реализации энергоресурсов путем проведения согласованных мер;
  • развитие и укрепление технологической основы функционирования электроэнергетики на базе параллельно работающих энергосистем государств - участников СНГ;
  • формирование общего электроэнергетического рынка государств - участников СНГ;
  • развитие транснациональных транспортных энергетических сетей;
  • развитие малой гидроэнергетики с учетом мирового опыта;
  • разработка перспективной программы взаимодействия в развитии атомной энергетики, предусматривающей оценку потенциальных возможностей атомной энергии как альтернативного источника энергии в системе общего энергопотребления в государствах - участниках СНГ; создание условий безопасной эксплуатации АЭС, добыча и производство топлива, утилизация радиоактивных отходов, вывод установок из эксплуатации, радиологическая защита; анализ инвестиционных возможностей в рамках частного и государственного партнерства в развитии атомной энергетики;
  • проведение согласованных мер, направленных на обеспечение энергетической безопасности и взаимодействие государств - участников СНГ в случае возникновения кризисных ситуаций в топливно-энергетическом комплексе;
  • расширение взаимовыгодного сотрудничества в освоении месторождений углеводородного сырья на территории государств - участников СНГ и создание соответствующей инфраструктуры для его переработки и транспортировки;
  • согласование действий экспортеров, транзитеров и импортеров топливно-энергетических ресурсов;
  • разработка и осуществление международных проектов в области диверсификации источников получения углеводородного сырья;
  • наращивание технических возможностей использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, создание условий для производства соответствующего оборудования на предприятиях государств - участников СНГ;
  • совершенствование производственной базы топливно-энергетического комплекса, создание новых энергетических мощностей.

Ставится задача определить новые подходы к взаимодействию в области повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на основе применения мирового опыта. Будут актуализированы национальные энергетические программы государств - участников СНГ в части повышения их эффективности и энергосбережения, использования альтернативных видов энергетических ресурсов и решения экологических проблем.

В агропромышленной сфере государства - участники СНГ активизируют работу по формированию общего аграрного рынка в целях обеспечения населения продовольствием, дальнейшего развития взаимной торговли продовольствием, сельскохозяйственным сырьем, техникой и оборудованием.

Это будет обеспечиваться реализацией следующих мер:

  • развитие производственной базы агропромышленного комплекса государств - участников СНГ, улучшение обеспечения сельскохозяйственной техникой, машинами и оборудованием сельских товаропроизводителей за счет широкого внедрения лизинговых операций;
  • последовательная интеграция рынков зерна, сахара, мясомолочной и плодоовощной продукции;
  • реализация согласованной аграрной политики большинства государств - участников СНГ, направленной на расширение и развитие взаимной торговли продовольствием;
  • формирование балансов производства и потребления основных видов продовольствия;
  • реализация высокотехнологичных проектов, позволяющих ускоренными темпами обеспечить значительный прирост производства важнейших видов продовольствия;
  • создание взаимовыгодного таможенного режима между государствами - участниками СНГ, позволяющего создать благоприятные условия для развития национальных сельскохозяйственных рынков;
  • проведение межрегиональных ярмарок, обеспечивающих беспрепятственный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам, и сокращение числа посредников на пути движения сельскохозяйственных товаров от производителя к потребителю;
  • разработка совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ и контроля качества продовольствия.

Необходимым условием стратегического развития взаимодействия в сфере транспорта является системное и последовательное совершенствование проводимой государствами - участниками СНГ согласованной транспортной политики путем осуществления следующих приоритетных направлений:

  • формирование на пространстве СНГ сети транзитных транспортных магистралей континентального значения, транс- и евроазиатских транспортных коридоров;
  • повышение эффективности тарифной политики;
  • разработка концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников СНГ;
  • устранение негативного влияния фискально-административных барьеров при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок;
  • гармонизация национальных систем организации воздушного движения государств - участников СНГ в соответствии со Стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО, создание условий для развития авиационных перевозок;
  • повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при осуществлении международных перевозок;
  • совершенствование нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта;
  • формирование согласованной политики в области транспортной безопасности и защиты окружающей среды.

При осуществлении деятельности по реализации указанных приоритетных направлений предполагается разработать мероприятия, направленные на решение следующих основных задач:

  • подготовка проекта межправительственного соглашения о согласованном развитии транспортных коридоров на пространстве СНГ;
  • разработка и реализация комплекса мер по согласованному развитию участков сложившейся системы международных транспортных коридоров на территории государств - участников СНГ, повышению эффективности использования транспортной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности транспортных проектов;
  • содействие в ускорении процедур пересечения границы;
  • разработка и реализация комплекса мер по созданию общей системы технологического, таможенного, информационно-логистического и сервисного обеспечения перевозок грузов на участках международных транспортных коридоров;
  • разработка комплекса мер по регулированию согласованной тарифной политики;
  • формирование нормативно-правовой базы, регулирующей принципы ценообразования на услуги транспорта в международном сообщении между государствами - участниками СНГ;
  • продолжение работы по оптимизации и повышению эффективности взаимного использования вагонов железнодорожными администрациями;
  • формирование рынка транспортных и экспедиторских услуг на пространстве железных дорог колеи 1 520 мм.;
  • согласование основных направлений развития рынка международных автотранспортных услуг государств - участников СНГ;
  • разработка согласованных предложений по улучшению состояния транспортной инфраструктуры автомобильных дорог СНГ;
  • разработка и реализация скоординированных национальных программ по поэтапной интеграции в европейскую и мировую аэронавигационные системы;
  • создание экономических условий, стимулирующих развитие парка воздушных судов;
  • совершенствование механизмов регулирования и надзора в области обеспечения безопасности полетов и развитие международной системы независимого расследования авиационных происшествий;
  • осуществление разработок, направленных на транспортно-логистическое обеспечение взаимодействия видов транспорта при осуществлении международных перевозок;
  • формирование системы мультимодальных транспортно-логистических центров;
  • совершенствование системы информационного обмена, учета и документооборота на основе использования международных стандартов и нормативов;
  • разработка и принятие в рамках СНГ международных договоров, создающих правовые условия для реализации приоритетных направлений транспортного сотрудничества;
  • дальнейшая гармонизация законодательства государств - участников СНГ в сфере транспорта, в том числе в целях обеспечения интеграции в европейскую и азиатскую транспортные системы.

Реализация указанных приоритетных направлений предусматривает конкретизацию задач сотрудничества в каждом виде транспорта и преемственность в использовании сложившихся отраслевых межгосударственных связей.

Государства - участники СНГ признают необходимым осуществлять управление процессом ресурсе- и энергосбережения, создавая такие правовые условия, при которых максимально возможное замещение природного сырья, в частности минерального, вторичными ресурсами было бы привлекательным и экономически выгодным.

Экономическое развитие государств - участников СНГ будет осуществляться в рамках совершенствования технологий до уровня, позволяющего проводить абсолютное сокращение удельного расхода сырья и отходов на единицу продукции и обеспечивать создание системы рециркуляции вторичных ресурсов, снижение воздействия на природную среду.

Это предполагает переход к рациональному использованию ресурсов, включающему:

  • создание, внедрение и использование ресурсосберегающих технологий;
  • создание принципиально новых высокоэффективных видов материалов, выступающих заменителями природных аналогов;
  • сокращение потерь природно-сырьевых ресурсов на всех стадиях их переработки и использования;
  • увеличение объема использования отходов на всех стадиях производства продукции;
  • развитие альтернативных источников энергии, в том числе нетрадиционных и возобновляемых источников.

В сфере валютно-финансового сотрудничества дальнейшее поддержание позитивных тенденций во многом будет определяться результатами формирования фондового рынка СНГ, а также создания интегрированного валютного рынка, основная цель которого - построение эффективной инфраструктуры для проведения конверсионных операций с национальными валютами и в конечном счете для значительного увеличения их использования во взаимных расчетах.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития валютно-финансового сотрудничества государств - участников СНГ являются:

  • создание правовых основ взаимного допуска банков-резидентов государств - участников СНГ на валютные рынки друг друга в целях проведения конверсионных операций для обслуживания взаимных внешнеэкономических связей;
  • разработка и реализация основных принципов политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ для сближения их национального валютного законодательства с учетом международной практики;
  • разработка и осуществление мер по либерализации рынка финансовых услуг в целях предоставления хозяйствующим субъектам и финансовым учреждениям свободного доступа на рынки финансовых услуг государств - участников СНГ;
  • определение и принятие порядка согласования основных макроэкономических показателей развития экономики государств - участников СНГ, первоначально предусматривающего рекомендательный характер его применения;
  • развитие взаимодействия в области информационно-аналитического и консультативного сотрудничества между центральными (национальными) банками;
  • повышение роли Межгосударственного банка, в том числе за счет ориентации его деятельности на финансирование программ развития в государствах - участниках СНГ;
  • совершенствование надзора за деятельностью банков и иных кредитно- финансовых организаций;
  • дальнейшее расширение использования национальных валют государств - участников СНГ в практике взаимных трансграничных расчетов;
  • создание условий для функционирования надежных и эффективных механизмов денежных переводов граждан государств - участников СНГ с использованием широкой сети корреспондентских отношений между коммерческими банками государств - участников СНГ, международных систем переводов и других современных информационных технологий.

Информация о работе Экономические связи РФ со странами СНГ