Предусматривается проведение
регулярных консультаций руководителей
финансово-экономических органов и центральных
банков государств - участников СНГ в целях
выработки совместных решений по
минимизации влияния мировых финансовых
кризисов.
В области сотрудничества налоговых
органов государств - участников СНГ предполагается
взаимодействие по следующим основным
направлениям:
- дальнейшее совершенствование
нормативно-правовой базы в целях создания
благоприятных правовых и экономических
условий для субъектов хозяйственной
деятельности, повышения конкурентоспособности
экономики государств - участников СНГ
и налаживания взаимовыгодных экономических
связей на многосторонней основе;
- согласование основных направлений
налоговой политики государств - участников
СНГ;
- мониторинг практики применения
налоговыми органами государств - участников
СНГ соглашений (конвенций) об избежании
двойного налогообложения;
- подготовка предложений по унификации форм и методов налогового
контроля;
- обмен информацией между налоговыми
органами государств - участников СНГ
в целях соблюдения налогового законодательства,
предупреждения и пресечения налоговых
правонарушений, предотвращения легализации
доходов от незаконной деятельности;
- совершенствование форм международного
налогового сотрудничества в области
обмена информацией;
- организация подготовки и переподготовки
кадров налоговых служб государств - участников
СНГ в соответствии с международными стандартами
и требованиями.
Сотрудничество таможенных
органов государств - участников СНГ предполагается
развивать по следующим основным направлениям:
- поэтапное сближение таможенного
законодательства государств - участников
СНГ на базе требований Всемирной таможенной
организации;
- гармонизация таможенного законодательства
государств - участников СНГ на базе вступивших
в силу и действующих либо готовящихся к вступлению
в силу новых таможенных кодексов, положения
которых основаны на мировом опыте и положениях
международных договоров, в том числе
Киотской конвенции;
- инвентаризация международно-правовой
базы СНГ в таможенной сфере;
- устранение барьеров при транзите грузов, содействие внедрению современных информационных технологий для предварительного декларирования грузов и транспортных средств.
Межгосударственное инновационное
сотрудничество государств - участников
СНГ является объективной необходимостью и предполагает:
- создание межгосударственного
инновационного пространства, объединяющего
ресурсы национальных инновационных систем,
придающего системный характер инновационному
развитию и способствующего использованию
научно-технических разработок и изобретений;
- усиление инновационной компоненты
экономического роста на основе формирования
национальных инновационных систем и
межгосударственных инновационных проектов;
- осуществление мер по созданию
импортозамещаемых производств в отдельных
сегментах экономики;
- увеличение доли отраслевой,
академической и вузовской науки в формируемых
системах научно-технических и инновационных
фондов;
- формирование полноценного
рынка нано- и биохимической продукции,
новых материалов и лекарственных средств.
Сотрудничество в сфере информатизации
предполагает создание программы сотрудничества,
которая будет осуществляться через целевые
программы международного сотрудничества
по согласованным сферам деятельности.
Получит дальнейшее развитие комплекс
мер по проведению согласованной научно-технической,
организационно-правовой и экономической
политики в этой области.
Основными направлениями сотрудничества
в данной сфере являются:
- создание национальных информационно-маркетинговых
центров с объединением их в межгосударственную сеть для продвижения конкурентоспособных
товаров и услуг;
- внедрение новых технологий
и совершенствование процессов стандартизации,
сертификации, лицензирования и координации
работ по управлению качеством услуг;
- развитие и совершенствование
рыночных отношений за счет либерализации рынка
услуг;
- развитие потенциала частного
предпринимательства;
- сотрудничество в области внедрения
информационных технологий паспортно-визовых
документов нового поколения;
- обеспечение доступности современных
информационно-коммуникационных услуг для населения.
Государства - участники СНГ
будут углублять и расширять сотрудничество
в космической сфере путем:
- реализации комплекса мероприятий
по развитию взаимовыгодной производственной,
технологической и научной кооперации;
- выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ в сфере исследования и использования
космического пространства в рамках межгосударственных
программ с учетом наибольшей экономии
при общем использовании ресурсов и результатов
научных исследований;
- использования и развития глобальных
навигационных спутниковых систем;
- проведения исследований космического
пространства, включая астрофизические
исследования и изучение планет;
- создания и развития наземной
космической инфраструктуры;
- объединения усилий государств - участников СНГ для продвижения
продукции космического назначения на
внутренние и мировой рынки;
- предоставления коммерческих
услуг по проведению запусков космических
объектов государств - участников СНГ,
третьих стран и международных организаций;
- развития конверсионной деятельности
с использованием космических технологий;
- проведения исследований в
области космической медицины и биологии.
Осуществление выставочно-ярмарочной
и конгрессной деятельности позволит
значительно расширить круг участников
программ и проектов межгосударственного
взаимодействия, а также предоставит возможность
активизировать и сделать эффективным
взаимодействие органов отраслевого сотрудничества
СНГ.
Этот вид деятельности будет
ориентирован на отрасли, определяющие
научно-технический прогресс, в том числе информационно-коммуникационные
технологии, альтернативные источники
энергии, нанотехнологии, новые конструкционные
материалы, оборудование и материалы для
производства новых лекарственных средств.
В целях развития торгово-экономических отношений и повышения эффективности
взаимодействия в экономической сфере
будет проводиться работа по созданию
постоянно действующих выставок государств
- участников СНГ. Таким образом, к сферам
совместной деятельности государств-членов
относятся: обеспечение прав и основных
свобод человека; координация внешнеполитической
деятельности; сотрудничество в формировании
и развитии общего экономического пространства,
таможенной политики; сотрудничество
в развитии систем транспорта, связи; охрана
здоровья и окружающей среды; вопросы
социальной и миграционной политики; борьба
с организованной преступностью; сотрудничество
в области оборонной политики и охраны
внешних границ.
4. СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ АСПЕКТЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
При проведении согласованной экономической политики в
форме межгосударственных программ сотрудничества
государства - участники СНГ будут инициировать
или поддерживать предложения по созданию
конкурентоспособных производств, наращиванию
интеллектуального потенциала, формированию
национальных инновационных систем.
Одновременно будут приниматься
согласованные меры в отношении естественных
монополий и проведения сбалансированной
макроэкономической политики.
Взаимодействие государств
- участников СНГ при осуществлении согласованной
структурной политики, основанное
на национальных интересах и понимаемое
как равноправное объединение усилий
и ресурсов государств - участников СНГ,
согласованное воздействие на структурообразующие
элементы экономики, будет направлено:
- на создание конкурентоспособной и социально ориентированной
экономики, способной динамично развиваться
на основе передовых достижений науки
и техники;
- первоочередное развитие конкурентоспособных
на мировом рынке производств;
- обеспечение материальных,
финансовых и трудовых ресурсов для осуществления структурных
изменений;
- достижение договоренностей
по вопросам основных направлений технического
перевооружения в отраслях, где особенно
эффективны специализация и кооперация;
- диверсификацию экспортного
потенциала государств - участников СНГ.
Предусматривается координация
национальных программ структурной перестройки
экономики государств - участников СНГ
с выходом на разработку межгосударственных
инновационных и инвестиционных программ
и проектов, комплексного прогноза развития
экономики и взаимных хозяйственных связей
заинтересованных государств - участников
СНГ на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Для формирования открытого
и конкурентного рынка необходимо обеспечение
взаимного доступа к экономической информации
в максимально возможном объеме. В этих целях будут
предприняты шаги для унификации и расширения
публикуемых статистических данных о
социально-экономическом положении государств
- участников СНГ, а также обмена информацией
по экономическим вопросам.
Основные усилия в области рынка труда и миграционных процессов
будут направлены на формирование общего
рынка труда, создание правовых, экономических
и организационных условий для перехода
к свободному перемещению рабочей силы
на пространстве СНГ, решение проблемы
согласованного регулирования трудовой
миграции, повышение эффективности согласованной
миграционной политики на основе достижения
соответствия объемов, направлений и структуры
миграционных потоков интересам мигрантов
и с учетом законодательства принимающего
государства. Предусматриваются также
обеспечение интеграции иммигрантов в
общество и формирование к ним толерантного
отношения, противодействие незаконной
миграции и формирование у граждан государств
- участников СНГ уважительного отношения
к законодательству, языку и культуре
страны пребывания.
Решение проблемы согласованного
регулирования трудовой миграции состоит
в предоставлении трудящимся-мигрантам
равных с постоянным населением страны
пребывания прав при приеме на работу
и расторжении трудовых соглашений, а
также на социальное и медицинское обеспечение.
Для решения проблемы экономики
предполагается:
- формирование системы экономических
механизмов природопользования и охраны
природной среды, введение платного природопользования;
развитие финансово-кредитной системы
по сохранению окружающей среды; стимулирование
развития рынка экологических услуг, продукции,
технологий и оборудования;
- внедрение инновационных проектов,
энергоэффективных и ресурсосберегающих
технологий, малоотходных, безотходных
и экологически безопасных технологических процессов;
- внедрение международной системы
экологической маркировки товаров и пищевых
продуктов;
- введение экономической ответственности
природопользователей за загрязнение
окружающей природной среды;
- проведение совместных исследований
в целях точной фиксации происходящих
перемен и прогнозов их последствий;
- разработка систем по охране
водных ресурсов и повышению качества
питьевой воды;
- организация разработки научно
обоснованных экологических норм и стандартов
(предельно допустимые концентрации выбрасываемых вредных веществ
и физические факторы воздействия оборудования
на человека), а также обоснование требований
к экологической безопасности выпускаемой
продукции;
- взаимодействие в области разработки,
производства и взаимных поставок необходимой
техники и приборов природоохранительного
назначения, специальных технических
средств и средств индивидуальной защиты
для мониторинга, предупреждения и ликвидации
последствий природных и техногенных
катастроф;
- объединение и концентрация
совместных усилий и ресурсов государств - участников
СНГ для реализации межгосударственных
приоритетных направлений развития образования,
науки и техники в области рационального
использования природных ресурсов, предотвращения
загрязнения окружающей природной среды
и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера.
В области технического регулирования
и метрологии необходимо сосредоточить
усилия на следующих направлениях:
- гармонизация технических регламентов
и нормативных документов на основе международных стандартов, метрология и оценка соответствия и аккредитации;
- проведение согласованной политики
информационного обеспечения в области
разработки и использования национальных,
межгосударственных и международных стандартов;
- развитие стандартизации в
приоритетных отраслях экономики;
- гармонизация процедур оценки
соответствия на основе международных
стандартов и требований относительно
маркировки Единым знаком доступа на рынок;
- активизация деятельности соответствующих
структур по охране и защите прав интеллектуальной собственности;
- совершенствование санитарных
и фитосанитарных норм.
Развитие взаимодействия в
области статистики будет направлено:
- на внедрение комплекса статистических
классификаторов, унифицированных с международными
стандартами;
- согласование и внедрение единых принципов создания
статистических регистров экономических
единиц на территории государств - участников
СНГ.
Для обеспечения конкурентоспособного
характера развития экономики государств
- участников СНГ и защиты интересов их
граждан сотрудничество в области антимонопольной
и конкурентной политики предполагается
развивать по следующим направлениям:
- совершенствование правовых
и регулятивных аспектов конкурентной
политики на основе общепринятых международных
норм и правил;
- проведение антимонопольными органами совместных расследований
деятельности транснациональных корпораций,
наносящих ущерб государствам - участникам
СНГ;
- обеспечение равных условий
конкуренции при внешнеэкономических
сделках;
- противодействие распространению
недобросовестной и заведомо ложной рекламы на территории
государств - участников СНГ;
- обеспечение гражданам государств
- участников СНГ равных возможностей
по защите прав потребителей;
- учет принципов конкуренции
при разработке мер регулирования в различных
секторах экономики;
- содействие развитию кооперационных
связей и консолидации активов экономических
операторов государств - участников СНГ
в целях повышения конкурентоспособности
производимой ими продукции на мировом
рынке, не допуская при этом существенного
ограничения конкуренции и монополизации товарных
рынков.