Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:34, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ.
Для достижения этих целей в курсовой работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономические связи Российской Федерации со странами СНГ;
изучить цели, задачи и этапы экономических связей России с государствами-членами СНГ;
определить основные сферы экономических связей России с государствами-членами СНГ
Введение
1.Экономические связи РФ со странами СНГ
2.Цели,задачи и этапы экономических связей России с государствами-членами СНГ
3.основные сферы экономических связей России с государствами-членами СНГ;
4.системообразующие аспекты экономических связей России с государствами-членами СНГ;
5.межрегиональное и приграничное сотрудничество с государствами-членами СНГ.
Глава 2. Проблемы торгово-экономических отношений РФ со странами СНГ
2.1. Проблемы экономической интеграции стран СНГ
2.2. Проблемы торгово-экономического сотрудничества
Страны СНГ и Россия: состав, меры по улучшению экономических отношений
В конце января 2009 года Минэкономразвития России провело совместное заседание коллегии с Минэкономики Белоруссии, на котором, в частности, был согласован План совместных действий правительств России и Белоруссии по повышению конкурентоспособности экономик в условиях экономического кризиса. Мероприятия Плана нацелены на минимизацию последствий кризиса, улучшение параметров платежного баланса, совершенствование условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли. Одним из положений плана совместных действий является создание благоприятных условий для расширения доступа российских и белорусских товаров на национальные рынки.
Координация действий осуществляется и на двусторонней основе. Значительное влияние на развитие внешней торговли России со странами СНГ в рамках двустороннего сотрудничества в 2008 году оказали деятельность межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству со странами СНГ, организация встреч на высшем и высоком уровнях, а также проведение экономических форумов и конференций. В ходе этих мероприятий приняты решения, направленные на совершенствование торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, увеличение объемов торговли и реализацию крупных инвестиционных проектов.
Важную роль в системе координации деятельности всех участников внешнеэкономического процесса, действующих на пространстве СНГ, играют торговые представительства Российской Федерации. Торговые представительства действуют сейчас во всех странах СНГ, кроме Грузии. Одна из приоритетных задач нашего Министерства и других федеральных органов исполнительной власти заключается в содействии расширению присутствия российского бизнеса в экономике стран СНГ, в снятии препятствий для работы на рынках, для торговли и инвестиций. Такая задача поставлена перед торговыми представительствами в странах СНГ, и они активно ее решают.
Максимальное содействие российскому бизнесу в развитии торговли, инвестиционного сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ - одна из важнейших задач Минэкономразвития России. Регулярные консультации с отечественными предпринимателями ведутся по линии созданного при Минэкономразвития России Совета по внешнеэкономической деятельности.
Важнейшими показателями, характеризующими степень эффективности интеграционных процессов во взаимной торговле, являются объём и динамика внешнеторгового оборота.
По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2009 году составил 106,5 млрд. долларов США и вырос по сравнению с 2008 годом на 29,0%, в том числе экспорт – 69,9 млрд. долл. США (рост на 32,7%), импорт – 36,6 млрд. долл. США (рост на 22,5%).
Для торговли России практически со всеми странами СНГ характерно значительное положительное сальдо (по итогам 2009 года размер сальдо вырос на 10,5 млрд. долл. США или на 46,0% к 2008 году).
Рисунок 1 – Географическая структура торговли России со странами СНГ в 2009 году (2008 год) (в % от общего объема товарооборота со странами СНГ).
Крупнейшим экономическим партнером на протяжении многих лет остается Украина, доля которой в товарообороте России со странами СНГ в 2009 году составила 37,4%. Также основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Белоруссия и Казахстан. На их долю в 2009 году приходилось более половины российского товарооборота со странами СНГ (соответственно – 32,1% и 18,5%).
В целом структура внешней торговли России со странами СНГ, в отличие от торговли с ЕС (основным торговым партнером), носит более рациональный характер. Хотя объем торговли России с Евросоюзом в целом существенно превышает товарооборот со странами СНГ, по отдельным товарам рынки стран Содружества более значимы. Так, наряду с продукцией ТЭКа (около 47% общего объема российского экспорта в СНГ), важными экспортными позициями являются поставки машинно-технической продукции в страны СНГ (18%) - по стоимости они в три раза превышают объемы экспорта аналогичной продукции в Евросоюз.
Начиная с четвертого квартала 2008 года кризис стал оказывать сильное негативное влияние на состояние взаимной торговли. Анализ помесячной динамики в последнем квартале прошедшего года и за два месяца 2009 года свидетельствует о значительном замедлении темпов роста экспорта и импорта России с государствами Содружества, наблюдается падение товарооборота фактически на 50 процентов.
Важной составляющей торгово-экономических отношений России со странами СНГ и показателем эффективности интеграционных процессов является инвестиционное сотрудничество.
Объем накопленных российских инвестиций в странах СНГ на конец 2008 года превысил 4,0 млрд. долл. США, а объем накопленных инвестиций стран СНГ в экономику России составил около 1,8 млрд. долл. США.
Российский бизнес занимает довольно значительные позиции на пространстве Содружества. Российская Федерация входит в десятку крупнейших инвесторов Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана и Украины. Более 4 тысяч предприятий в странах СНГ с участием российского капитала действуют в различных сферах производства, банковском секторе, торговле и сфере услуг, транспорте, строительстве, агропромышленном комплексе.
Российские компании задействованы в реализации крупных проектов в нефтегазовой, металлургической, химической и пищевой промышленности стран Содружества, в производстве строительных материалов, они активно присутствуют на рекламном рынках. Телекоммуникационные компании работают в Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Серьезные инвестиции сосредоточены в банковской сфере.
Важным направлением экономического сотрудничества России со странами СНГ продолжает оставаться развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами. Для таких отраслей промышленности как машиностроение, металлургия и некоторых других, в которых поставки по кооперации занимают значительный удельный вес, поддержание кооперации критически необходимо для разработки, производства и реализации продукции.
Таблица 1 - Инвестиции из России в страны СНГ (январь-декабрь 2008 года) (тыс. долл. США)
Страна |
Прямые инвестиции |
Портфельные инвестиции |
Прочие инвестиции |
Инвестиции - всего |
Азербайджан |
10.37 |
11.23 |
997.70 |
1019.30 |
Армения |
675949.19 |
0.20 |
615.80 |
676565.19 |
Беларусь |
1323191.28 |
109.93 |
181691.80 |
1504993.02 |
Грузия |
0.04 |
- |
3810.45 |
3810.50 |
Казахстан |
79058.12 |
159.74 |
95076.15 |
174294.01 |
Кыргызстан |
73.06 |
- |
39774.33 |
39847.39 |
Молдова |
151414.32 |
0.27 |
17949.39 |
169363.98 |
Таджикистан |
1143.51 |
- |
26907.94 |
28051.45 |
Туркменистан |
0.55 |
- |
3991.00 |
3991.55 |
Узбекистан |
699.82 |
250050.04 |
134320.34 |
385070.21 |
Украина |
122507.63 |
463277.60 |
512144.29 |
1097929.50 |
ВСЕГО |
1017279.20 |
2354047.90 |
713609.02 |
4084936.11 |
Таблица 2 - Инвестиции в Россию из стран СНГ (январь-декабрь 2008 года) (тыс. долл. США)
Страна |
Прямые инвестиции |
Портфельные инвестиции |
Прочие инвестиции |
Инвестиции - всего |
Азербайджан |
176225.83 |
1587.21 |
1535.55 |
179348.59 |
Армения |
11062.52 |
1.40 |
33340.96 |
44404.88 |
Беларусь |
53356.87 |
1556.76 |
138466.51 |
193380.15 |
Грузия |
12363.02 |
1.29 |
919.41 |
13283.73 |
Казахстан |
373662.41 |
6348.89 |
684741.17 |
1064752.45 |
Кыргызстан |
27241.42 |
57.40 |
39111.19 |
66410.01 |
Молдова |
6536.74 |
8.69 |
2643.13 |
9188.57 |
Таджикистан |
97.90 |
4.71 |
8814.54 |
8917.15 |
Туркменистан |
139.07 |
0.02 |
297.36 |
436.45 |
Узбекистан |
9875.46 |
233.09 |
1423.53 |
11532.08 |
Украина |
72976.72 |
2963.02 |
91354.66 |
167294.41 |
ВСЕГО |
1002648.02 |
743537.96 |
12762.48 |
1758948.45 |
Проведение согласованной миграционной политики - один из определяющих факторов успешного хода интеграционных процессов. Формирование общего рынка труда государств Содружества является важным условием обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
В 2008 году Россия по-прежнему оставалась основной принимающей страной и главным миграционным партнером для государств-участников СНГ, поскольку здесь относительно выше по сравнению со страной выезда уровень жизни и больше возможностей найти работу.
Таким образом, содействие российскому бизнесу в развитии торговли, инвестиционного сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ являются основными задачами Минэкономразвития России, так же остается актуально развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами.
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ СНГ
Для достижения общих стратегических целей государств - участников СНГ необходимо использовать преимущества межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства и взаимовыгодной торговли.
Общими целями государств - участников СНГ являются:
Системное достижение поставленных целей позволит государствам - участникам СНГ перейти на модель инновационно-инвестиционного развития экономики, основанной на знаниях, обеспечить участие в формировании мирового дохода и в его паритетном распределении.
Главными задачами государств - участников СНГ являются:
Приоритетные направления развития взаимодействия: