Экономические связи РФ со странами СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ.
Для достижения этих целей в курсовой работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономические связи Российской Федерации со странами СНГ;
изучить цели, задачи и этапы экономических связей России с государствами-членами СНГ;
определить основные сферы экономических связей России с государствами-членами СНГ

Оглавление

Введение
1.Экономические связи РФ со странами СНГ
2.Цели,задачи и этапы экономических связей России с государствами-членами СНГ
3.основные сферы экономических связей России с государствами-членами СНГ;
4.системообразующие аспекты экономических связей России с государствами-членами СНГ;
5.межрегиональное и приграничное сотрудничество с государствами-членами СНГ.

Глава 2. Проблемы торгово-экономических отношений РФ со странами СНГ
2.1. Проблемы экономической интеграции стран СНГ
2.2. Проблемы торгово-экономического сотрудничества
Страны СНГ и Россия: состав, меры по улучшению экономических отношений

Файлы: 1 файл

курсовая СНГ и Россия.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

Понятно, что такое их сращивание достигается лишь на весьма продвинутом этапе развития обрабатывающей промышленности и прежде всего ее высокотехнологичных отраслей .

Напротив, аграрно-сырьевые страны, производя в значительной мере схожий ассортимент продуктов, выступают по отношению друг к другу не столько как взаимодополняющие партнеры, сколько как конкуренты. Поэтому они не открываются навстречу друг другу, а напротив, стремятся друг от друга отгородиться и искать рынки сбыта для своих товаров в других, более развитых регионах мира.

Эта закономерность международного экономического интегрирования убедительно подтверждается полувековой практикой. Интеграция успешно прогрессирует лишь между развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, кое-что удается достичь в этом направлении индустриально продвинутым странам Латинской Америки. Но около трех десятков "зон свободной торговли", "таможенных союзов", и "общих рынков" в остальных развивающихся регионах мира на протяжении многих десятилетий остаются пустоцветами. И это естественно: в Западной Европе и Северной Америке свыше 3/4 экспорта приходится на готовые изделия, в том числе 40-50% - на продукцию машиностроения, обладающую повышенной способностью связывать страны-партнеры узами международного разделения труда . В меньшей степени подготовлена такая материальная почва для интегрирования в Южной Америке, еще меньше - в регионе СНГ, который по отраслевой структуре своего экспорта, особенно экспорта машин и транспортных средств, тяготеет не к Западной Европе или Северной Америке, а скорее к Ближнему Востоку или Африке, где, начиная с 60-х годов, не удалась ни одна из многочисленных попыток интегрирования.

Не удивительно, что, несмотря на все усилия интеграторов и на отдельные примеры относительно удачного хозяйственного взаимодействия стран СНГ на двусторонней основе, экономическое пространство Содружества неуклонно расползается по швам. Общепризнанным показателем интенсивности межстрановых экономических связей является доля их взаимной торговли в общем объеме товарооборота со всеми странами мира. В этом показателе находит отражение и уровень технико-экономического развития стран- партнеров, и масштабы обмена инвестициями, и состояние производственного кооперирования их предприятий, и многие другие аспекты реального сращивания их национальных экономик.

Еще важнее, с точки зрения интеграции, процентное отношение объема взаимной торговли (либо взаимного экспорта) стран-партнеров к совокупному объему их ВВП. Этот показатель характеризует степень экономической открытости стран по отношению друг к другу. Расчеты показывают, что такое взаимосцепление убывает еще быстрее, чем доля взаимной торговли стран Содружества . В целом по СНГ этот показатель с 1990 г. упал в 6,4 раза, в том числе у России - в 7,3 раза. Это значит, что национальные хозяйства этих стран все более обособляются друг от друга. Иначе говоря, неуклонно углубляется их дезинтеграция.

Положение усугубляется тем, что в товарообороте внутри СНГ доля готовых изделий, в особенности машин и транспортных средств неуклонно уменьшается, а доля базовых ресурсов растет. С 2003 г. по 2006 г. удельный вес базовых ресурсов во взаимном экспорте СНГ возрос в 2,2 раза, в том числе топлива и сырья – более чем вчетверо. В то же время доля машин и транспортных средств упала в 1,7 раза, а изделий легкой промышленности – в 2,5 раза.

Это происходит, прежде всего, из-за неконкурентоспособности местных готовых изделий по сравнению с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья.

И рядовые потребители, и инвесторы предпочитают покупать пусть более дорогие, но зато качественные и надежные товары, изготовленные в развитых странах рыночной экономики, где конкуренция вынуждает производителей постоянно совершенствовать свою продукцию. Импортируемые из дальнего зарубежья товары как бы выдавливают готовые изделия из внутри регионального товарооборота Содружества, что ведет к возрастанию в нем доли топливно-сырьевых ресурсов, металлов и других базовых товаров .

Таким образом, объективные предпосылки для интегрирования национальных экономик здесь не улучшаются, а ухудшаются.

С одной стороны, для взаимной торговли остаются все больше аграрные и топливно-сырьевые товары, которые, как уже сказано, далеко не способствуют интеграции национальных экономик.

С другой стороны, именно такие товары наиболее конкурентоспособны на мировых рынках, поскольку их качество определяется в основном самой природой и потому всюду более или менее одинаково, а издержки их производства в

Содружестве достаточно низки по мировым меркам. Поэтому их конкурентоспособность в странах дальнего зарубежья гарантирована.

§1.2 Страны СНГ и Россия: состав, меры по улучшению экономических отношений

 

Когда мы говорим о торговле между страной и группой стран, то заранее понимаем, что придется столкнуться с огромной массой аналитической и статистической информации. Конечно же, в данной курсовой работе мы будем пользоваться не вызывающими подозрения источниками.

Итак государствами-участниками СНГ являются:

  1. Азербайджанская Республика
  2. Республика Армения
  3. Республика Беларусь
  4. Республика Казахстан
  5. Кыргызская Республика
  6. Республика Молдова
  7. Российская Федерация
  8. Республика Таджикистан
  9. Туркменистан
  10. Республика Узбекистан
  11. Украина

Учредителями СНГ стали: РФ, Азербайджанская Р., Р. Армения, Республика Белоруссия, Р. Грузия, Р.Казахстан, Киргизская Р., Р. Таджикистан, Туркменистан, Р. Таджикистан, Украина, Р. Молдова.

Приоритетным направлением данного Содружества является, конечно же, экономическая интеграция.

На пути к более выгодному экономическому сообщению между странами основополагающим документом стало «Соглашение о Таможенном союзе между

Российской Федерацией и Республикой Беларусь» (оно было подписано 5 января 1995 года). Это соглашение стало основным документом на пути создания Таможенного союза. Следом к Таможенному союзу присоединились Р. Казахстан, Киргизская Р. и Р. Таджикистан.

Цель Таможенного Союза вполне ясная (можно посмотреть полный доклад на сайте «Виртуальная торговля») / 12, http://www.vch.ru/ . Это, конечно, выгодные, благоприятных условия для участников Таможенного союза в сфере экономического взаимодействия, стимулирование взаимной торговли путем отмены различных ограничений - количественных ограничений, таможенных пошлин, налогов, сборов, установление в отношениях с третьими странами одинакового режима, создание единой таможенной территории, а также, что очень актуально на данный момент, - введение однотипного механизма регулирования экономики.

РФ и Республика Белоруссия уже отменили таможенный контроль на межгосударственной границе, которая проходит по их территории (в отличие от Республики Казахстан и Республики Таджикистан, которые пока не собираются этого делать).

В рамках таможенного союза в 2000 году был подписан договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Оно(ЕврАзЭС) создано для:

1.Более  эффективного продвижения формирования  Таможенного союза.

2.Реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе.

К сожалению, Торговый Союз нельзя рассматривать союз, благодаря которому Россия и страны СНГ имеют единое экономическое пространство.

То есть здесь мы можем говорить о том, что, несмотря на то, что страны входят в один и тот же Союз, все равно, при анализе их внешнеторговых связей надо учитывать субъективную сторону – степень интеграции между странами, их заинтересованности друг другом и тд. То есть правила как бы писаны, но не для всех. Так, например, между Российской Федерацией и республикой Белоруссия

эти вопросы уже проработаны в связи с намерением перехода к высшей степени интеграции - созданию Союзного государства.

То есть можно сказать, что сотрудничество между двумя странами порождает новый уровень таможенного контроля и таможенного оформления, который сам в свою очередь приводит к более сильной интеграции союзных стран (яркий пример – Евросоюз, о котором пойдет речь далее, где почти все барьеры, преграждающие свободную торговлю между государствами - сняты).

В соответствии с соглашениями о свободной торговле, которые заключены между РФ и, соответственно, Азербайджанской Р., Р. Армения, Р. Беларусь, Р. Казахстан, Кыргызской Р., Р. Молдова, Р. Таджикистан, Туркменистаном, Р. Узбекистан, Украиной и Р.Грузия, товары, происходящие из указанных государств, за исключением Российской Федерации, и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозными таможенными пошлинами не облагаются.

Указанные правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999 г. (далее - государство - участник Соглашения) и находящихся в торговом обороте между этими государствами. В соответствии с данными правилами порядок определения происхождения товаров (из какой страны), ввозимых на территорию государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999 г. из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируются уже национальными законодательствами государств - участников Соглашения (о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999 г.) и международными договорами.

К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России:

1. Концепция  долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации  на период до 2020 года (раздел «Внешнеэкономическая  политика»)

2. Основные  направления внешнеэкономической  политики Российской Федерации на период до 2020 года.

Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.

Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, наша страна выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на таких основах как равноправие, уважение и учет интересов друг друга. Естественно, что с государствами, кот которые «готовы» к таким правилам Россия строит свои экономические отношения. Мы придерживаемся рыночных принципов как основополагающих принципов, создающих благоприятные условия для действительно равноправных отношений между государствами. Все вышеизложенные принципы создают определенную базу для дальнейшей еще более глубокой интеграции между Россией, членом СНГ, и остальными странами.

Не так давно был принят документ - Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года. Стратегия – комплексный документ, представляющий собой систему согласованных государствами – участниками СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения СНГ в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений. В настоящее время завершается работа над планом мероприятий по реализации первого этапа Стратегии, рассчитанного на период до 2011 года.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Страны СНГ и Содружество в целом являются для внешней политики России стратегическим приоритетом. От того, как складываются отношения с ними, во многом зависит прочность международного положения нашего государства. Более того, развитие двусторонних отношений является непременным условием укрепления самого СНГ. Сегодня, когда интеграционные процессы в рамках Содружества, прямо скажем, "пробуксовывают", наращивание сотрудничества с государствами-участниками на двусторонней основе приобретает для нас дополнительную актуальность.

Наибольшее постоянство в сотрудничестве демонстрировали Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, которые участвовали во всех или почти во всех соглашениях. Тяготела к этому и Армения. В то же время с самых первых встреч лидеров СНГ выделилась и группа стран, не стремящихся к укреплению институтов СНГ. Это Туркменистан и Украина. Промежуточную позицию заняла Беларусь. К сферам совместной деятельности государств-членов относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Свободному перемещению товаров и услуг поможет ускорение реализации соглашения о создании зоны свободной торговли. Необходимо устранить технические барьеры и другие ограничения, мешающие развитию взаимных торговых связей, договориться об основных принципах координации внешнеторговой политики и защиты внутреннего рынка. Чтобы создать приоритетные условия и заинтересованность в торговых связях, требуется установить порядок взимания косвенных налогов, в том числе поэтапного сокращения и отмены НДС и акцизов на экспортируемые внутри Содружества товары и услуги, обеспечить полную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле.

Для формирования общего рыночного пространства важно согласование взаимосвязанных направлений реформирования и структурных преобразований экономики. Такую работу могли бы проводить экономические ведомства стран СНГ при содействии Межгосударственного экономического комитета Экономического союза. В частности, это касается прогнозов и программ экономического развития и взаимных хозяйственных связей на среднесрочную перспективу. Полезно было бы договориться о разработке совместного прогноза, в особенности в рамках Таможенного союза, что помогло бы проводить согласованные изменения в структуре национальных экономик, облегчить поиск взаимовыгодных вариантов развития специализации и кооперации производства. Результатом такой работы должны стать как межгосударственные, так и инвестиционные программы, подготавливаемые на уровне предприятий и финансово-промышленных групп.

Информация о работе Экономические связи РФ со странами СНГ