Экономическая стратегия Российского правительства в области природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:11, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая политика РФ в области использования природно-сырьевых ресурсов» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
использование природных национальных богатств в прошлой истории России, в течение последнего десятилетия “перестройки” государства и в ближайшем будущем до 2015 гг. останется главным источником развития экономики страны и фактором, определяющим благосостояние народа.

Оглавление

Введение 2-3

1. Развитие ресурсного потенциала экономики 4-7
Природно-ресурсный потенциал России. 4-5
1.2. Рациональное природопользование. 5-7

2. Негативное воздействие на окружающую среду. 8

3. Экономический механизм природопользования. 9-12
3.1. Экономический механизм природопользования: 9-11
понятие, функции, основные элементы.
3.2. Типы экономического механизма 11-12
природопользования.

4.Экономические и финансовые механизмы 12-22
реализации государственной политики
в области рационального природопользования.
4.1 Методы экономического регулирования. 12-16
4.2. Налогообложение – важнейший стимул 16-18
рационального природопользования.
4.3. Плата за нормативное загрязнение окружающей среды. 18-19
4.4. Плата за сверхлимитное (сверхнормативное) 20-21
загрязнение окружающей природной среды
4.5 Системы обязательной ответственности 21-22
(вариант страхования, страховой платы)

5. Экологический маркетинг. 22

Заключение. 23-24
Список литературы. 25

Файлы: 1 файл

экономика природопользования. Экономическая стратегия Российского правительства в области природопользования.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. N 557. 
Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Статья 17 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определяет, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

 

                      

8

3. Экономический механизм природопользования. 

3.1. Экономический механизм природопользования: понятие, функции, основные элементы.

Экономические механизмы обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды считаются более эффективными инструментами управления, чем административные, правовые и другие методы, воздействующие на экологическое сознание и поведение человека. Наиболее слабым звеном действующего механизма экономического управления природопользованием считается недостаточная заинтересованность предприятий-загрязнителей в более эффективном и бережном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Одна из причин этого явления кроется во все еще незначительном влиянии экономического ущерба от загрязнения и нерационального использования природных ресурсов и условий на конечные показатели деятельности, в первую очередь, на прибыль хозяйственных организаций.

В основе экономических методов управления природопользованием лежит стоимостная оценка природных ресурсов и природноресурсного богатства в целом. Не менее важную роль играет оценка природных условий окружающей среды в стоимостной форме, пока недостаточно разработанная и применяемая в практике управления. Важную роль в экономическом стимулировании природоохранной деятельности играют платежи за загрязнение и истощение среды и ресурсов, а также экологическое налогообложение природопользования. Различные экономические методы призваны стимулировать не только уменьшение отрицательного воздействия на природные ресурсы и среду, но и внедрение различных инноваций (новых отношений, методов и технологий).

В экономическом регулировании природопользованием в федеративных государствах большое внимание уделяется вопросам справедливого распределения доходов от природопользования между федеральным, региональным и местным уровнями бюджетов.

Одним из важнейших условий экономического управления в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды является использование адекватной экономической оценки природных ресурсов и условий (природных услуг).

 Экономическое регулирование  в области охраны окружающей  среды в настоящее время осуществляется  в соответствии с гл. IV Федерального закона «Об охране окружающей среды».

 

      

 

9

Экономический механизм природоохраны – это совокупность предусмотренных нормативными правовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Роль экономического механизма в экологическом праве определяется выполняемыми им функциями в данной сфере.

Функции экономического механизма в экологическом праве:

  • обеспечивающая (экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды);
  • стимулирующая (заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства).

Правовые требования, касающиеся экономических мер природопользования и охраны окружающей среды, содержатся в ряде законов и подзаконных актов, относящихся к экологическому и к иным отраслям российского законодательства.

Основные требования в данной области предусмотрены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Он устанавливает как общие правила по осуществлению той или другой экономической меры, так и некоторые конкретные предписания о применении этих мер. В основном правовое регулирование осуществляется применительно к отдельным экономическим мерам и отдельным природным объектам. Соответственно ряд экономических мер предусматривается природоресурсным законодательством. В частности, достаточно подробно регламентируются платежи за пользование соответствующими природными ресурсами в Федеральном законе "О недрах", Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Федеральном законе "О животном мире" и др.

Положения по финансированию природоохранной деятельности определятся бюджетным законодательством, об экологических налогах - Налоговым кодексом РФ.

В условиях российского формирующегося рынка можно выделить следующие элементы экономического механизма природопользования:

1. планирование природопользования и охраны окружающей среды;

2. финансирование охраны окружающей среды;

3.платность природопользования;

4. система экономического стимулирования природоохранной деятельности;

5. плата за загрязнение окружающей природной среды; возмещения вреда, причинённого окружающей среде;

6. создание рынка природных ресурсов;

 

10

7. совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора, особенно на продукцию природоэксплуатирующих отраслей;

8. экологические фонды;

9. экологические программы;

10. продажа права на загрязнение;

11.экологическое страхование

 

3.2. Типы экономического механизма природопользования.

Экологоориентированное развитие выделяет на первый план вопрос о механизме реализации такого развития, требует формирования эффективного экономического механизма природопользования.

 механизм природопользования  должен быть представлен на  двух уровнях: - макроуровень (механизмы и инструменты, действующие в рамках всех отраслей и секторов экономики); - микроуровень (в секторах, отраслях при разработке концепции их развития). 
Однако экономический механизм природопользования в секторах, отраслях (комплексах) должен формироваться на межотраслевой, региональной основе, так как имеет место взаимозависимый характер их развития при альтернативных вариантах решения экологических проблем, например, функционирование и развитие АПК и ТПК. Экономический механизм природопользования должен быть вписан в народнохозяйственный механизм, согласован с другими экономическими механизмами, действующими на последующих (послеприродных) этапах природно-продуктовой вертикали, соединяющий первичные природные ресурсы с конечными продуктами. Таким образом механизм, природопользования должен быть ориентирован на конечные результаты.

При выборе направления формирования собственно механизма природопользования возможна ориентировка на три типа:

  1.   Компенсирующий (мягкий, "догоняющий") механизм, либеральный в экологическом отношении. Он ставит самые общие ограничительные экологические рамки для экономического развития отраслей и секторов, практически не тормозя его. Данный тип экономического механизма направлен в основном на ликвидацию экологических последствий, а не на причины возникновения экологических деформаций, слабо влияя на темпы и масштабы развития. Именно такой тип механизма природопользования свойственен техногенному типу развития экономики.
  2. Стимулирующий - развитие экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности.

11

Основу функционирования такого механизма природопользования составляют рыночные инструменты. Он способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов. Примером такого механизма может служить создание благоприятной экономической среды для развития биологического (органического) сельского хозяйства. В теоретическом плане данный тип свойственен слабой устойчивости.

3.    Жесткий "подавляющий" механизм использует административные и рыночные инструменты и посредством жесткой налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. Этот тип механизма природопользования подходит для сильной устойчивости.

В реальной действительности в мировой экономике эти типы механизмов не существуют в чистом виде, происходит их сочетание. Судя по направлению общей стратегии развития мирового хозяйства в ближайшем будущем общий механизм будет строиться на сочетании стимулирующего и жесткого типов.

Таким образом, экономический механизм природопользования в рыночной экономике должен быть нацелен на решение природоохранных задач.

 

 

4.Экономические и финансовые механизмы реализации государственной политики в области рационального природопользования.

 

4.1 Методы экономического регулирования.

 

В целях экономического стимулирования эффективного природопользования и охраны окружающей среды в законодательстве предусматриваются различные меры. Экономическое регулирование общественных экологических отношений — это государственное регулирование, осуществляемое посредством правовых форм, цель которого решение вопросов охраны окружающей среды с учетом и посредством объективных экономических законов.

 

 

12

Суть экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, что экономические средства и методы, облекаемые в правовую форму, побуждают субъектов надлежащим способом относиться к вопросам охраны природы, что, по замыслу законодателя, должно принести им определенные экономические выгоды в процессе хозяйственной деятельности.

Стимулирующая функция реализуется следующими экономическими мерами:

  • платежами за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду;
  • налоговыми и кредитными льготами, иными поощрительными мерами в сфере охраны природы. В известной мере в качестве стимулятора выступает экологическое страхование.

В земельном законодательстве экономическое стимулирование рационального землепользования и охраны земель проводится посредством полного освобождения от уплаты земельного налога. Так, согласно ст. 395 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от налогообложения освобождаются, в частности, физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Федеральный закон "О животном мире" устанавливает экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира посредством установления налоговых и иных льгот, предоставляемых:

  • юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания;
  • юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира;
  • премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира (ст. 54).

Действие некоторых мер экономического стимулирования обеспечивается специальным, прежде всего налоговым законодательством Российской Федерации.

 

13

Экологическое нормирование, экспертиза, лицензирование, сертификация выражают суть административных методов или мер охраны окружающей среды. Их характерной особенностью является то, что они основаны на административном предписании или приказе, выполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

В любом случае, в правовом государстве как административные, так и экономические методы стимулирования закреплены законодательно и регламентируются нормативными правовыми актами. Поэтому более правильно называть данные методы административно-правовыми и экономическо-правовыми.

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды регламентируется главой IV Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

 Статья 14 данного закона к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относит:

  • разработку государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
  • разработку федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
  • разработку и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
  • установление платы за негативное воздействие на окружающую среду (нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344);
  • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
  • проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии,

Информация о работе Экономическая стратегия Российского правительства в области природопользования