Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:11, контрольная работа
Экономическая политика РФ в области использования природно-сырьевых ресурсов» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
использование природных национальных богатств в прошлой истории России, в течение последнего десятилетия “перестройки” государства и в ближайшем будущем до 2015 гг. останется главным источником развития экономики страны и фактором, определяющим благосостояние народа.
Введение 2-3
1. Развитие ресурсного потенциала экономики 4-7
Природно-ресурсный потенциал России. 4-5
1.2. Рациональное природопользование. 5-7
2. Негативное воздействие на окружающую среду. 8
3. Экономический механизм природопользования. 9-12
3.1. Экономический механизм природопользования: 9-11
понятие, функции, основные элементы.
3.2. Типы экономического механизма 11-12
природопользования.
4.Экономические и финансовые механизмы 12-22
реализации государственной политики
в области рационального природопользования.
4.1 Методы экономического регулирования. 12-16
4.2. Налогообложение – важнейший стимул 16-18
рационального природопользования.
4.3. Плата за нормативное загрязнение окружающей среды. 18-19
4.4. Плата за сверхлимитное (сверхнормативное) 20-21
загрязнение окружающей природной среды
4.5 Системы обязательной ответственности 21-22
(вариант страхования, страховой платы)
5. Экологический маркетинг. 22
Заключение. 23-24
Список литературы. 25
Виды негативного воздействия на окружающую среду:
Сроки внесения платы за негативное воздействие
на окружающую среду установлены приказом
Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 8 июня 2006 г. N 557.
Внесение платы не освобождает субъектов
хозяйственной и иной деятельности от
выполнения мероприятий по охране окружающей
среды и возмещения вреда окружающей среде.
Статья 17 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определяет, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.
8
3. Экономический механизм природопользования.
3.1. Экономический механизм природопользования: понятие, функции, основные элементы.
Экономические механизмы обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды считаются более эффективными инструментами управления, чем административные, правовые и другие методы, воздействующие на экологическое сознание и поведение человека. Наиболее слабым звеном действующего механизма экономического управления природопользованием считается недостаточная заинтересованность предприятий-загрязнителей в более эффективном и бережном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Одна из причин этого явления кроется во все еще незначительном влиянии экономического ущерба от загрязнения и нерационального использования природных ресурсов и условий на конечные показатели деятельности, в первую очередь, на прибыль хозяйственных организаций.
В основе экономических методов управления природопользованием лежит стоимостная оценка природных ресурсов и природноресурсного богатства в целом. Не менее важную роль играет оценка природных условий окружающей среды в стоимостной форме, пока недостаточно разработанная и применяемая в практике управления. Важную роль в экономическом стимулировании природоохранной деятельности играют платежи за загрязнение и истощение среды и ресурсов, а также экологическое налогообложение природопользования. Различные экономические методы призваны стимулировать не только уменьшение отрицательного воздействия на природные ресурсы и среду, но и внедрение различных инноваций (новых отношений, методов и технологий).
В экономическом регулировании природопользованием в федеративных государствах большое внимание уделяется вопросам справедливого распределения доходов от природопользования между федеральным, региональным и местным уровнями бюджетов.
Одним из важнейших условий экономического управления в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды является использование адекватной экономической оценки природных ресурсов и условий (природных услуг).
Экономическое регулирование
в области охраны окружающей
среды в настоящее время
9
Экономический механизм природоохраны – это совокупность предусмотренных нормативными правовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Роль экономического механизма в экологическом праве определяется выполняемыми им функциями в данной сфере.
Функции экономического механизма в экологическом праве:
Правовые требования, касающиеся экономических мер природопользования и охраны окружающей среды, содержатся в ряде законов и подзаконных актов, относящихся к экологическому и к иным отраслям российского законодательства.
Основные требования в данной области предусмотрены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Он устанавливает как общие правила по осуществлению той или другой экономической меры, так и некоторые конкретные предписания о применении этих мер. В основном правовое регулирование осуществляется применительно к отдельным экономическим мерам и отдельным природным объектам. Соответственно ряд экономических мер предусматривается природоресурсным законодательством. В частности, достаточно подробно регламентируются платежи за пользование соответствующими природными ресурсами в Федеральном законе "О недрах", Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Федеральном законе "О животном мире" и др.
Положения по финансированию природоохран
В условиях российского формирующегося рынка можно выделить следующие элементы экономического механизма природопользования:
1. планирование природопользования и охраны окружающей среды;
2. финансирование охраны окружающей среды;
3.платность природопользования;
4. система экономического стимулирования природоохранной деятельности;
5. плата за загрязнение окружающей природной среды; возмещения вреда, причинённого окружающей среде;
6. создание рынка природных ресурсов;
10
7. совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора, особенно на продукцию природоэксплуатирующих отраслей;
8. экологические фонды;
9. экологические программы;
10. продажа права на загрязнение;
11.экологическое страхование
3.2. Типы экономического механизма природопользования.
Экологоориентированное развитие выделяет на первый план вопрос о механизме реализации такого развития, требует формирования эффективного экономического механизма природопользования.
механизм природопользования
должен быть представлен на
двух уровнях: - макроуровень (механизмы и инструменты, действующие
в рамках всех отраслей и секторов экономики);
- микроуровень (в секторах, отраслях при
разработке концепции их развития).
Однако экономический механизм природопользования
в секторах, отраслях (комплексах) должен
формироваться на межотраслевой, региональной
основе, так как имеет место взаимозависимый
характер их развития при альтернативных
вариантах решения экологических проблем,
например, функционирование и развитие
АПК и ТПК. Экономический механизм природопользования
должен быть вписан в народнохозяйственный
механизм, согласован с другими экономическими
механизмами, действующими на последующих
(послеприродных) этапах природно-продуктовой
вертикали, соединяющий первичные природные
ресурсы с конечными продуктами. Таким
образом механизм, природопользования
должен быть ориентирован на конечные
результаты.
При выборе направления формирования собственно механизма природопользования возможна ориентировка на три типа:
11
Основу функционирования такого механизма
природопользования составляют рыночные инструмент
3. Жесткий "подавляющий" механизм использует административные и рыночные инструменты и посредством жесткой налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. Этот тип механизма природопользования подходит для сильной устойчивости.
В реальной действительности в мировой экономике эти типы механизмов не существуют в чистом виде, происходит их сочетание. Судя по направлению общей стратегии развития мирового хозяйства в ближайшем будущем общий механизм будет строиться на сочетании стимулирующего и жесткого типов.
Таким образом, экономический механизм природопользования в рыночной экономике должен быть нацелен на решение природоохранных задач.
4.Экономические и финансовые механизмы реализации государственной политики в области рационального природопользования.
4.1 Методы экономического регулирования.
В целях экономического стимулирования эффективного природопользования и охраны окружающей среды в законодательстве предусматриваются различные меры. Экономическое регулирование общественных экологических отношений — это государственное регулирование, осуществляемое посредством правовых форм, цель которого решение вопросов охраны окружающей среды с учетом и посредством объективных экономических законов.
12
Суть экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, что экономические средства и методы, облекаемые в правовую форму, побуждают субъектов надлежащим способом относиться к вопросам охраны природы, что, по замыслу законодателя, должно принести им определенные экономические выгоды в процессе хозяйственной деятельности.
Стимулирующая функция реализуется следующими экономическими мерами:
В земельном законодательстве экономическое стимулирование рационального землепользования и охраны земель проводится посредством полного освобождения от уплаты земельного налога. Так, согласно ст. 395 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от налогообложения освобождаются, в частности, физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Федеральный закон "О животном мире" устанавливает экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира посредством установления налоговых и иных льгот, предоставляемых:
Действие некоторых мер экономического стимулирования обеспечивается специальным, прежде всего налоговым законодательством Российской Федерации.
13
Экологическое нормирование, экспертиза, лице
В любом случае, в правовом государстве
как административные, так и экономические методы
стимулирования закреплены законодательно
и регламентируются нормативными правовыми
актами. Поэтому более правильно называть
данные методы административно-
Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды регламентируется главой IV Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статья 14 данного закона к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относит:
Информация о работе Экономическая стратегия Российского правительства в области природопользования