Экономическая стратегия Российского правительства в области природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:11, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая политика РФ в области использования природно-сырьевых ресурсов» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
использование природных национальных богатств в прошлой истории России, в течение последнего десятилетия “перестройки” государства и в ближайшем будущем до 2015 гг. останется главным источником развития экономики страны и фактором, определяющим благосостояние народа.

Оглавление

Введение 2-3

1. Развитие ресурсного потенциала экономики 4-7
Природно-ресурсный потенциал России. 4-5
1.2. Рациональное природопользование. 5-7

2. Негативное воздействие на окружающую среду. 8

3. Экономический механизм природопользования. 9-12
3.1. Экономический механизм природопользования: 9-11
понятие, функции, основные элементы.
3.2. Типы экономического механизма 11-12
природопользования.

4.Экономические и финансовые механизмы 12-22
реализации государственной политики
в области рационального природопользования.
4.1 Методы экономического регулирования. 12-16
4.2. Налогообложение – важнейший стимул 16-18
рационального природопользования.
4.3. Плата за нормативное загрязнение окружающей среды. 18-19
4.4. Плата за сверхлимитное (сверхнормативное) 20-21
загрязнение окружающей природной среды
4.5 Системы обязательной ответственности 21-22
(вариант страхования, страховой платы)

5. Экологический маркетинг. 22

Заключение. 23-24
Список литературы. 25

Файлы: 1 файл

экономика природопользования. Экономическая стратегия Российского правительства в области природопользования.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:  «ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Тема: «Экономическая стратегия Российского правительства в области природопользования»

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.                                                                             стр.

 

Введение                                                                                           2-3

 

1. Развитие ресурсного потенциала  экономики                             4-7                          

    1. Природно-ресурсный потенциал России.                        4-5            

    1.2. Рациональное природопользование.                                  5-7

 

2. Негативное воздействие на окружающую среду.                           8

 

3. Экономический механизм природопользования.                           9-12    

3.1. Экономический механизм природопользования:                  9-11

        понятие, функции, основные элементы.

      3.2. Типы экономического механизма                                           11-12

             природопользования.

 

4.Экономические и финансовые  механизмы                                      12-22

    реализации государственной политики

    в области рационального природопользования.

       4.1  Методы экономического регулирования.                             12-16

      4.2. Налогообложение – важнейший стимул                               16-18

            рационального   природопользования.

      4.3. Плата за нормативное загрязнение окружающей среды.    18-19

     4.4. Плата за сверхлимитное (сверхнормативное)                     20-21

             загрязнение     окружающей    природной среды

     4.5 Системы обязательной ответственности                                21-22

           (вариант страхования,  страховой платы)

 

5. Экологический  маркетинг.                                                              22

 

Заключение.                                                                                    23-24

Список литературы.                                                                       25

 

 

 

 

 

 

 

1

Введение.

 

 Экономическая  политика РФ в области использования  природно-сырьевых ресурсов» - одна  из важных и актуальных тем  на сегодняшний день. 

использование природных национальных богатств в прошлой истории России, в течение последнего десятилетия “перестройки” государства и в ближайшем будущем до 2015 гг. останется главным источником развития экономики страны и фактором, определяющим благосостояние народа.  
Основным аспектом экономической деятельности современной России является добыча и экспорт природных ресурсов. По оценкам ученых-аналитиков, природный капитал составляет более 80 % национального богатства России. Его бесконтрольное истощение сегодня ведет к тому, что последующие поколения населения нашей страны будут вынуждены нести дополнительные затраты труда и капитала ввиду недостаточности или отсутствия части природных ресурсов. Для сложившейся экономической ситуации характерен существенный дисбаланс в развитии: ориентированный на экспорт сырьевой сектор промышленности более развит, чем сектор, ориентированный на внутренний спрос; рост официальных макроэкономических показателей сопровождается ухудшением социальных и экологических индикаторов развития общества и др.  
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Алпатов А. А., Блинов Л. Н., Перфилова И. Л., Юмашева Л., Лотош В.Е., Федоренко Н., Симчера В. И др. 

Для проведения эффективной экологической политики важно понимать уровень и соподчиненность проводимых мероприятий, масштаб и границы их воздействия. На государственном уровне выделяют две группы мероприятий:

  1. макроэкономические меры;
  2. мероприятия, имеющие собственно экологическую направленность

К первой группе относятся меры, которые проводятся в рамках всей экономики или на уровне секторов (народнохозяйственных комплексов). Среди таких мероприятий можно выделить структурную перестройку, финансово-кредитную политику, либерализацию внешней торговли, усиление роли частного сектора, институциональные преобразования и многое другое.

Все действия на макроуровне неизбежно в той или иной степени сказываются на экологической ситуации в России.

Ко второй группе относятся меры с четко выраженной экологической ориентацией: введение "экологических" налогов, различного рода платежей

 

                                                                       2

 и штрафов за загрязнение  окружающей среды, принятие природоохранных 

стандартов и нормативов, реализация региональных или отраслевых

экологических программ и так далее. Эти мероприятия в качестве своих объектов имеют охрану окружающей среды и улучшение использования природных ресурсов.

В современной экономической политике приоритетность макроэкономических мероприятий очевидна, так как они в конечном счете обеспечивают рост благосостояния населения

В идеале проведение макроэкономических мероприятий должно давать экологический эффект. Следовательно, нужна экологонепротиворечивая макроэкономическая политика, при которой достигается так называемый "двойной выигрыш" - и экономический, и экологический. К экономическим мерам регулирования природопользования относят следующие: налоги и платежи, субсидии, финансово-кредитные меры; система обязательной ответственности; система целевого резервирования средств на утилизацию отходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

1. Развитие ресурсного  потенциала экономики

 

1.1. Природно-ресурсный потенциал России.

 
Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны как в настоящее время, так и на длительную перспективу.  
Специфическими особенностями природно-ресурсного потенциала страны являются его разнообразие, а также масштабность и комплексность входящих в него элементов. 
Одновременно для природных ресурсов России во многих случаях характерны, с одной стороны, слабая задействованность в хозяйственном использовании, а с другой сложность и высокий уровень затрат по их освоению. 
Количество видов минерального сырья, разведанных на ее территории, практически не имеет аналогов в мире. В долгосрочной перспективе все большее значение должны иметь прогнозные запасы, наличие которых также весьма велико (в первую очередь, газа и нефти в шельфовой зоне). Активное участие в изучении и освоении ресурсов Мирового океана в условиях продуманной политики может еще более упрочить позиции России в мировом природно-ресурсном потенциале, укрепить ее геополитическое влияние в сообществе стран мира. 
Земельный фонд государства уникален как по площади, так и по качеству сельскохозяйственных угодий, расположенных в ряде регионов. Первое место остается за Россией по территории, покрытой лесом, и запасам лесных ресурсов. Весьма высок в стране объем среднегодового речного стока (второе место в мире) и запасов пресной воды в озерах (первое место); такое наличие важнейшего природного богатства водных ресурсов √ обеспечивает в перспективе для России в условиях прогнозируемого тотального дефицита воды весьма благоприятные условия развития. 
Российская Федерация имеет выход к значительному числу морей, богатых промысловыми рыбными запасами и другими водными биоресурсами. Весьма разнообразен по видовому составу и в количественном отношении животный мир страны. Общепланетарное значение имеет комплекс особо охраняемых природных территорий. 
Огромные потенциальные возможности имеют рекреационные ресурсы государства как для самой России, так и для населения многих стран мира. 
В Российской Федерации сохранились крупнейшие в мире участки территорий с мало нарушенными естественными экосистемами, которые занимают около половины площади страны, т. е. более 8 млн. км2.

 

 

4

Вместе с прилегающими территориями они образуют северный Евроазиатский центр стабилизации окружающей среды общей площадью около 13 млн. км2, который в принципе обеспечивает экологическую безопасность России и сопредельных стран. 
Все вышеуказанное определяет роль и место России в мировом хозяйственном процессе и общепланетарной защите биосферы, налагает серьезные обязательства по сохранению природно-ресурсного потенциала для будущих поколений и одновременно обеспечивает определенные права и уникальные возможности социально-экономического развития.

 

1.2. Рациональное природопользование.

 
Основной задачей в сфере природопользования для России, обладающей уникальным природным капиталом, является реализация конкурентных преимуществ за счет сохранения качества, повышения эффективности использования природных богатств и сокращения негативного воздействия на окружающую среду. Россия обладает уникальной минерально-сырьевой базой, которая в условиях нарастающего дефицита природных ресурсов в мире, является важным фактором конкурентоспособности страны. Так, по показателям добычи и потребления газа на душу населения Россия опережает многие развитые страны мира. При этом в долгосрочной перспективе развитие минерально-сырьевой базы столкнется со следующими основными вызовами: 
многие месторождения стратегически важных полезных ископаемых вступили в стадию падающей добычи; 
добыча большинства полезных ископаемых не компенсируется приростом запасов; 
по ряду перспективных регионов России отсутствует отвечающая современным требованиям геолого-картографическая основа; 
при значительных запасах относительно низкокачественных руд некоторые полезные ископаемые добываются в ограниченных масштабах, а внутреннее потребление обеспечивается в основном импортом (свинец, тантал, ниобий, вольфрам, барит и т.д.). 
В целях обеспечения растущего потребления уровень добычи к 2020 году твердых полезных ископаемых должен увеличиться в 1,3-1,6 раза, что потребует значительного расширения геологоразведочных работ и прироста запасов. 
Достижение целевых ориентиров по развитию минерально-сырьевой базы требует значительного усиления мотиваций недропользователей к долгосрочному освоению и разведке месторождений, стимулирования формирования слоя пионерных компаний по разведке и подготовке месторождений, восстановления государственных институтов геологоразведки перспективных территорий.

 

5

 
а). Лесные ресурсы. Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82 млрд. м3 (четверть мировых запасов). Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам главного пользования составляет 576 млн. м3 и используется только на 23 процента. Недостаточное развитие инфраструктуры лесного комплекса (на одну тысячу км2 леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 6% от мирового объема лесозаготовки.  
Приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются: 
- развитие нормативной правовой базы в рамках разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области лесных отношений;  
- создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов, в первую очередь, в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;  
- стимулирование структурных преобразований в лесопромышленном комплексе на основе создания крупных интегрированных структур; 
развитие производства лесозаготовительных машин и современного оборудования для переработки древесины. 
Развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодового действия и развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей, позволит существенно увеличить объемы использования лесов. На рубеже 2020-2025 годов доля использования расчетной лесосеки повысится до 50 процентов, прогнозируется рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины до уровня стран-лидеров (США, Канада и др.). 
б). Водные ресурсы. Российская Федерация располагает значительными запасами пресных природных вод, роль которых по мере нарастания дефицита пресной воды в мире значительно повышается. По объему речного стока, составляющему в средний по водности год 4,3 тыс. куб. км, Россия занимает второе место в мире. Водные ресурсы распределены по территории страны крайне неравномерно, свыше 90% объема речного стока приходится на малонаселенные районы Севера Европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока. 
Основные проблемы водопользования связаны с:  
- расточительным потреблением воды; 
- неудовлетворительным качеством воды в водных объектах в связи с низкой эффективностью очистных сооружений;

 

6

 
- неудовлетворительным состоянием хозяйственно-питьевого водоснабжения из-за загрязнения поверхностных вод и недостаточного использования современных методов очистки воды; 
- возрастанием материального ущерба от негативного воздействия вод в связи с ухудшением технического состояния защитных сооружений, нарушениями режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях; 
- ухудшением технического состояния основных производственных фондов водного хозяйства и, в первую очередь, водоподпорных гидротехнических сооружений; 
- недостаточностью законодательной базы в области использования и охраны водного фонда. 
Приоритетные направления развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе включают: 
- гарантированное обеспечение потребностей населения и экономики в водных ресурсах при осуществлении мер по рационализации водопользования с учетом прогнозируемого изменения климата и водности рек на территории России; 
- снижение антропогенной нагрузки и загрязнения водных объектов, улучшение состояния и восстановление водных объектов и их экосистем, в первую очередь в источниках питьевого водоснабжения; 
- защиту населения и объектов экономики от наводнений, сведение к минимуму ущербов от негативного воздействия вод, включая обеспечение безопасного состояния водоподпорных гидротехнических сооружений; 
развитие системы мониторинга водных объектов и водохозяйственных систем, совершенствование прогнозирования и информационного обеспечения; 
- внедрение эффективного экономического механизма рационального водопользования и охраны водных объектов, ориентированного на самофинансирование водохозяйственного комплекса. 
В сфере водопользования ожидается внедрение новых технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

2. Негативное воздействие на окружающую среду.

 

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (ст. 16). Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Федеральным законом "Об охране окружающей среды", иными федеральными законами. 
О порядке определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия принято постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О вышеназванное постановление принято Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера - сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Экономическая стратегия Российского правительства в области природопользования