Экономическая стратегия Российского правительства в области природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:11, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая политика РФ в области использования природно-сырьевых ресурсов» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
использование природных национальных богатств в прошлой истории России, в течение последнего десятилетия “перестройки” государства и в ближайшем будущем до 2015 гг. останется главным источником развития экономики страны и фактором, определяющим благосостояние народа.

Оглавление

Введение 2-3

1. Развитие ресурсного потенциала экономики 4-7
Природно-ресурсный потенциал России. 4-5
1.2. Рациональное природопользование. 5-7

2. Негативное воздействие на окружающую среду. 8

3. Экономический механизм природопользования. 9-12
3.1. Экономический механизм природопользования: 9-11
понятие, функции, основные элементы.
3.2. Типы экономического механизма 11-12
природопользования.

4.Экономические и финансовые механизмы 12-22
реализации государственной политики
в области рационального природопользования.
4.1 Методы экономического регулирования. 12-16
4.2. Налогообложение – важнейший стимул 16-18
рационального природопользования.
4.3. Плата за нормативное загрязнение окружающей среды. 18-19
4.4. Плата за сверхлимитное (сверхнормативное) 20-21
загрязнение окружающей природной среды
4.5 Системы обязательной ответственности 21-22
(вариант страхования, страховой платы)

5. Экологический маркетинг. 22

Заключение. 23-24
Список литературы. 25

Файлы: 1 файл

экономика природопользования. Экономическая стратегия Российского правительства в области природопользования.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

 

14

использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • поддержку предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
  • возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

 В настоящее время утверждены:

 «Основы государственной политики  в области экологического развития  Российской Федерации на период  до 2030 года». В документе определены  механизмы охраны окружающей среды  с помощью экономического регулирования и рыночных инструментов.

а) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду с учётом затрат, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий;

б) замена практики взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды на практику возмещения вреда, причинённого окружающей среде;

в) стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий, а также обеспечение широкого применения государственно-частного партнёрства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;

г) формирование рынка экологичной продукции, технологий и оборудования, а также природоохранных услуг;

д) осуществление поддержки технологической модернизации, обеспечивающей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;

е) развитие рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

ж) обеспечение преимущества (при прочих равных условиях) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям;

 

15

з) стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, производства экологически чистой продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

и) поэтапное внедрение системы декларирования соблюдения экологических требований и проведения экологического аудита;

к) повышение экологической и социальной ответственности бизнеса;

л) стимулирование деятельности по сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей;

м) государственное регулирование ввоза в Российскую Федерацию техники (оборудования) и технологий, не соответствующих экологическим требованиям, в том числе международным

 

 

4.2. Налогообложение – важнейший стимул рационального природопользования

Налогообложение – один из важнейших стимулов рационального природопользования на уровне предприятия. Основная идея введения особых, экологических налогов заключается в попытке установить зависимость между отчислениями с предприятий в доход бюджетов и степенью вреда, наносимого ими окружающей природной среде и природным ресурсам.

Среди экологических налогов выделяют следующие две группы:

1) регулирующие налоги, направленные на непосредственное предотвращение действий, наносящих вред окружающей среде (например, платежи за загрязнение среды, за размещение отходов и др.). При определении ставок этих налогов учитываются показатели технической возможности и экономической рентабельности в рамках данного вида хозяйственной деятельности. Считается, что при большой дифференциации данного вида налогов расходы на предотвращение ущерба окружающей среде оказываются выгодными;

2) финансирующие налоги, нацеленные на взимание денежных средств и аккумулирование их на особых счетах, в специальных (экологических и др.) фондах, используемых для финансирования различных природоохранных мероприятий (например, плата на восстановление и охрану водных объектов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и т.п.).

16

При определении ставок этих налогов учитывают показатели прибыльности предприятия и непрерывности финансовых поступлений. В отличие от регулирующих налогов, финансирующие налоги не связаны напрямую с величиной отрицательного воздействия на среду и ресурсы.

Наряду с этим различают прямые и косвенные экологические налоги и платежи. Например, платежи за выбросы являются прямыми, так как представляют загрязнителю прямой стимул для снижения выбросов вредных веществ. Платежи за экологически грязную продукцию являются косвенными, поскольку поощряют снижение потребления такой продукции и лишь опосредованно приводят к снижению загрязнения среды.

Важной статьей доходов бюджетной системы Российской Федерации являются платежи за пользование природными ресурсами, значительную часть которых составляют поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Доходы от НДПИ в федеральный бюджет вследствие роста мировых цен на энергоносители имеют устойчивую тенденцию к росту с 2003 г. Поскольку ставка НДПИ непосредственным образом связана с уровнем мировой цены на нефть, улучшение мировой конъюнктуры рынка энергоносителей автоматически сказывалось на уровне налоговых поступлений по данному налогу. 
Основную часть суммарных поступлений НДПИ составляют поступления от добычи нефти. В 2002–2007 гг. на их долю приходилось 85–90% всех поступлений. Соответственно, динамика общих поступлений НДПИ в решающей степени определяется факторами, формирующими налоговые поступления при добыче нефти. Основными из них являются объем добычи нефти и уровень мировых цен на нефть.

Налоговое стимулирование может быть как негативным (в виде дополнительного налогообложения экологически вредной продукции, производимой с использованием экологически опасных технологий), так и позитивным (льготное, частичное налогообложение или полное освобождение от уплаты налогов за экологически более безвредную деятельность, технологии, готовую продукцию, использование отходов и т.п.). Налоговые льготы применяются в качестве экономического механизма, компенсирующего относительно большие затраты на производство продукции, отвечающей экологическим требованиям.

Примеры налоговых льгот, закрепленных в законах России:

• По Закону РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусмотрена льгота в виде налогового освобождения части облагаемой прибыли (до 30%), направляемой на природоохранные цели, но только применительно к иностранным юридическим лицам. В отношении российских предприятий данная льгота не применяется с 1996 года.

17

Она была отменена в связи с тем, что перекрывалась иной налоговой льготой – на капитальные вложения, а также по причине отсутствия прибыли у многих предприятий.

• По Закону РФ «Об инвестиционном налоговом кредите» предоставляется отсрочка налогового платежа предприятию со среднесписочной численностью работающих не более 200 человек, при этом предоставляется право снизить сумму налогового платежа на 10% от цен закупленного и введенного в действие оборудования, используемого непосредственно и полностью для защиты окружающей среды от загрязнения отходами.

• По Закону РФ «О налоге на имущество предприятий» налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций, в число которых включены заповедники, природные национальные и дендрологические парки, ботанические сады; кроме того, стоимость имущества предприятий, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость объектов, используемых для охраны природы. В целом, мировая практика движется по пути постепенного и целенаправленного внедрения новых, более совершенных экологических налогов и сборов, стимулирующих природоохранную деятельность и рациональное ресурсопользование. Платежи за загрязнение среды и вредные воздействия на природные условия и ресурсы (в более широком смысле – за любое отрицательное воздействие на природные ресурсы и окружающую среду) являются одним из основных экономических стимулов, заставляющих природопользователей, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, самих принимать меры по уменьшению отрицательного воздействия. Плата за загрязнение может выступать в двух формах: налоговой ( в виде сборов в рамках государственной налоговой системы) и вненалоговой (сборы поступают во внебюджетные специализированные фонды). Считается, что в идеальном случае система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги.

4.3 Плата за нормативное загрязнение окружающей среды.

Плата за нормативное загрязнение окружающей среды, как правило, определяется с учетом допустимых по действующим стандартам объемов отходов (выбросов в атмосферу, сбросов в воду, твердых отходов), а также уровней шума, радиации, теплового воздействия и т.д. Её применение соответствует принципу «загрязнитель платит».

18

Платежи за загрязнение окружающей среды, помимо регулирующего, имеют и чисто экономическое значение, особенно на региональном и местном (локальном) уровне. Правильно установленные платежи за загрязнение могут существенно повлиять на затраты предприятий-производителей и их конкурентоспособность. Однако в основном они пока выполняют перераспределительную функцию, так как их уровень относительно низок для непосредственного влияния на поведение природопользователей. В России система платежей за загрязнение окружающей среды была повсеместно введена в 1991 г., при этом вначале была установлена вненалоговая форма взимания платы, основная часть (90%) которой до 2001 г. поступала в государственные внебюджетные экологические фонды.

В настоящее время плата за загрязнение взимается за:

• выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

• сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ, в том числе осуществляемый предприятиями и организациями через системы коммунальной канализации;

• размещение отходов (твердых);

• вредные физические воздействия на окружающую среду (акустическое, тепловое, электромагнитное и др.)

В России в настоящее время при рентабельности предприятия в 25% максимальный процент от прибыли, в пределах которого взимаются платежи за загрязнение окружающей среды, составляет 20%, до 50 – 50%, свыше 50 – 70%. Полное освобождение от платы распространяется на природопользователей, деятельность которых финансируется из бюджета любого уровня, а частичное – на природопользователей, деятельность которых связана с оказанием услуг населению по линии жилищно-коммунального хозяйства. Введение такой нормы представляет собой льготу природопользователям, носит временный характер и с наступлением улучшения экономической ситуации в стране будет отменено.

 

 

19

4.4 Плата за сверхлимитное (сверхнормативное) загрязнение окружающей природной среды

Плата за сверхлимитное (сверхнормативное) загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов или сбросов загрязняющих веществ, объемов размещаемых отходов или уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения затем этих сумм на повышающий коэффициент (различный в разных странах). Согласно действующему российскому законодательству, в случае отсутствия у природопользователя соответствующим образом оформленного разрешения на выброс или сброс загрязняющих веществ, на размещение отходов и т.д. вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Как правило, платежи за предельно допустимые выбросы или сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, а также за допустимые уровни воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг) предприятия, а платежи за сверхлимитное загрязнение среды – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя с учетом его рентабельности.

В целом определение предельных размеров платы следует рассматривать в качестве одной из важнейших экономических мер управления природопользованием. В частности, в случае если сверхлимитные платежи оказываются по своему расчетному уровню выше размеров прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, может быть принято решение о приостановке или прекращении деятельности данного учреждения.

Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба от выбросов (сбросов) в пределах допустимых нормативов или лимитов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей среды и на коэффициент индексации платы.

Особенности, связанные с неодинаковыми экологическими и экономическими условиями, учитываются коэффициентами экологической ситуации значимости состояния атмосферного воздуха, почвы, водных объектов по бассейнам крупных рек.

Как было сказано выше, платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относятся в России на издержки (себестоимость) производств. Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие расплачивается все общество.

 

20

Для крупных предприятий-загрязнителей применяется плата пользователей (принцип «загрязнитель платит»).

Субсидиипредставляют собой специальные выплаты тем предприятиям, которые сами пытаются снижать загрязнения (ускоренная амортизация природоохранного оборудования, государственное регулирование цен на ресурсы и на конечную продукцию).

 

 

4.5. Системы обязательной ответственности (вариант страхования, страховой платы)

 

Системы обязательной ответственности (вариант страхования, страховой платы) используются в случае, когда ущерб от отрицательного воздействия природопользователя на среду рассчитывается по факту выброса для каждого отдельного случая, а не определяется на основе нормативного уровня. Предполагается, что загрязнитель должен компенсировать возникший ущерб: очистить и восстановить природный объект, выплатить пострадавшим от загрязнения компенсацию и т.п. Данный метод используется в тех случаях, когда число предприятий-загрязнителей ограничено, а размер загрязнения и его последствия легко определить. Действие этой системы различается в случае аварийного выброса (загрязнения) и в случае рекультивации земель. В первом случае загрязнитель может лишь прогнозировать будущий ущерб и принимать все меры, чтобы его не допустить. В качестве гарантий могут выступать страховой полис предприятия или его активы. Во втором случае примерные масштабы будущего ущерба известны заранее (например, при добыче полезных ископаемых). В качестве гарантий здесь выступает денежный депозит (вклад), вносимый предприятием-загрязнителем. Если впоследствии оно само проведет необходимую рекультивацию земель, депозит будет возвращен ему обратно, если нет, то суммы депозита должно быть достаточно для проведения рекультивации другими (посредниками).

Информация о работе Экономическая стратегия Российского правительства в области природопользования