Экономическая стратегия Российского правительства в области природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:11, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая политика РФ в области использования природно-сырьевых ресурсов» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
использование природных национальных богатств в прошлой истории России, в течение последнего десятилетия “перестройки” государства и в ближайшем будущем до 2015 гг. останется главным источником развития экономики страны и фактором, определяющим благосостояние народа.

Оглавление

Введение 2-3

1. Развитие ресурсного потенциала экономики 4-7
Природно-ресурсный потенциал России. 4-5
1.2. Рациональное природопользование. 5-7

2. Негативное воздействие на окружающую среду. 8

3. Экономический механизм природопользования. 9-12
3.1. Экономический механизм природопользования: 9-11
понятие, функции, основные элементы.
3.2. Типы экономического механизма 11-12
природопользования.

4.Экономические и финансовые механизмы 12-22
реализации государственной политики
в области рационального природопользования.
4.1 Методы экономического регулирования. 12-16
4.2. Налогообложение – важнейший стимул 16-18
рационального природопользования.
4.3. Плата за нормативное загрязнение окружающей среды. 18-19
4.4. Плата за сверхлимитное (сверхнормативное) 20-21
загрязнение окружающей природной среды
4.5 Системы обязательной ответственности 21-22
(вариант страхования, страховой платы)

5. Экологический маркетинг. 22

Заключение. 23-24
Список литературы. 25

Файлы: 1 файл

экономика природопользования. Экономическая стратегия Российского правительства в области природопользования.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Экологическое страхование - страхование ответственности предприятий - источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическим сбоем или стихийным бедствием, приводящим к загрязнению окружающей среды - это инструмент, смягчающий последствия аварий. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков (ст. 18).

 В Российской Федерации может  осуществляться обязательное государственное  экологическое страхование.

21

Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов (или система депозит-выплата) заключается в том, что покупатель, приобретая товар, являющийся потенциальным загрязнителем среды, вносит за него некоторую дополнительную плату, которая при определенных условиях возвращается ему обратно. Например, стоимость пустой бутылки, которую можно повторно использовать или нужно уничтожить как отход, загрязняющий среду, заложена в стоимость ее содержимого и будет возвращена покупателю в случае сдачи ее в приемный пункт. В ряде стран мира этот метод экономического стимулирования экологического поведения покупателей широко используется для уменьшения загрязнения среды и экономии средств на сортировку отходов перед их утилизацией (отработанных масел, электрических батареек, озоноразрушающих средств, макулатуры, пластиковой тары и др.)

5. Экологический маркетинг.

В последние годы быстрое развитие получил маркетинговый механизм охраны окружающей среды. К основным маркетинговым направлениям следует отнести: во-первых, формирование финансовых структур поддержки экологических действий; во-вторых, экологическую оценку (аудит) уровня воздействия на окружающую среду; в-третьих, экологическое страхование действий компаний; в-четвертых, изменение форм отчетности деятельности производителей; в-пятых, новые формы рекламы; в-шестых, формирование новых принципов торговли (например, продажа экологически чистых продуктов).

Главная цель маркетинговых подходов к управлению природной деятельностью направлена на обеспечение рационального использования ассимиляционного потенциала природной среды. Схема ее реализации в масштабах страны такова: Правительство определяет допустимые масштабы воздействия на природу, распределяет лицензии (разрешения) между заинтересованными сторонами, а затем предпринимателям дается полная свобода перераспределять или продавать эти лицензии.

Формирование в России маркетингового механизма охраны окружающей среды включает возможность становления отрасли экологических услуг (аудит и страхование). Кроме этого сотрудничество в области развития экологически приемлемого предпринимательства предполагает:

  1. подготовку кадров, экологически ориентированных предпринимателей;
  2. формирование кадров, то есть специалистов по созданию систем управления экологической деятельностью компаний;
  3. изучение опыта западных компаний, западного и международного законодательства.

22

 
Заключение. 
 
 
Обеспечение эффективного государственного управления окружающей средой и использования природных ресурсов должно соответствовать демократическому устройству и рыночной экономике.

 Технические средства и правовые  механизмы бесполезны без системы экономического регулирования рыночных отношений. Экономическое регулирование должно быть направлено на поддержание рационального природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охрану посредством привлечения бюджетных и внебюджетных средств на эту деятельность.

Государственная политика в области совершенствования экономического и финансового механизмов природопользования должна быть направлена на:  
- экономическую реализацию полномочий государства как собственника природных ресурсов;  
- экономическое стимулирование рационального использования природных ресурсов и применение ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также широкое использование отходов (техногенного сырья);  
- формирование эффективных финансовых механизмов обеспечения воспроизводства и охраны природных ресурсов;  
- совершенствование действующей системы платежей за природные ресурсы (природопользование и загрязнение) в рамках осуществляемой налоговой реформы с учетом необходимости увеличения доли этих платежей в структуре взимаемых налогов;  
- разработку методических подходов и апробирование в экспериментальном порядке рентных принципов налогообложения в недро-, водо- и лесопользовании;  
- применение методов экономической оценки природных ресурсов и определение экономического ущерба с ориентацией на них ставок и платежей, внедрение соответствующих комплексных оценок в рамках системы национальных счетов;  
- осуществление эффективной ценовой политики на природные ресурсы, сочетающей регулируемые и свободные цены;  
- реализацию комплексных целевых программ и проектов, обеспечиваю-щих сокращение объемов ресурсопотребления и расширенное воспроизводство природных богатств; 

 

 

 

23

 

 
- целевое использование средств, предназначенных на охрану и  воспроизводство природных ресурсов, формирование системы действенного финансово-экономического контроля за таким использованием;. 
Платное природопользование, в совокупности с другими элементами экологоэкономического механизма, а также методами прямого государственного регулирования позволяет в принципе создать финансовые механизмы, обеспечивающие в необходимых масштабах мероприятия по воспроизводству и охране естественных богатств.  
В этой связи результативность сложившейся системы платного природопользования и возмещения негативного экологического воздействия должна быть подвергнута тщательному анализу, а также возможному уточнению и корректировке. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Список литературы.

 

  1. Охрана окружающей среды в России. 2010 [Текст] : статистический сборник / Федер. служба гос. статистики (Росстат) ; [редкол. : К. Э. Лайкам (пред.) и др.]. - Москва : ФГНУ "Росинформагротех", 2010. - 303 с.
  2. Фомичев, А. Н. Проблемы концепции устойчивого экологического развития : системно-методологический анализ / А. Н. Фомичев ; Российская акад. наук Ин-т системного анализа. - Москва : URSS : Либриком, 2009. - 213 с.
  3. .Боголюбова, С. А. Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов : учеб. пособие / С. А. Боголюбова. - М.: Издат. центр «Академия», 2009. - 256 с.
  4. Анисимов А. В. Экологический менеджмент: учебник/ А. В. Анисимов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 348, [1] с: ил. - (Высшее образование).
  5. Постановление Правительства РФ от 22.07.2004 N 370 (ред. от 24.05.2007) «Об утверждении положения о министерстве природных ресурсов Российской Федерации» 
  6. Приказ Росприроднадзора от 29.06.2007 N 191 «Об утверждении регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.07.2007 N 9824) 
  7. Приказ Росприроднадзора от 29.06.2007 N 191 «Об утверждении регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.07.2007 N 9824) 
  8. Минерально-сырьевая база топливно-энергетического комплекса России. Состояние и прогноз. Монография / Гл. редакторы: В.З. Гарипов, Е.А. Козловский. - М., 2007. - 548 с. 
  9. Ресурсные платежи в структуре налоговых доходов государства // Экономика природопользования, 2007, № 1. 
  10. Снакин, В. В. (Валерий Викторович). 
    Экология и природопользование в России :  
    энциклопедический словарь / В. В. Снакин ; Музей  
    землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова, Институт  
    фундаментальных проблем биологии РАН. -Науч.-справ. изд. -М 
    . :Academia,2008. -816 с.

 

 

 

 

 

 

25


Информация о работе Экономическая стратегия Российского правительства в области природопользования