Марксизм в российской экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 22:14, реферат

Краткое описание

Пётр Бернгардович Струве и Семен Людвигович Франк – знаменитые русские философы, внесшие огромный вклад в развитие марксизма в России. На основе учений Маркса в конце 19 – начале 20 века стали возникать различные течения в общественной мысли России. Марксизм для многих в то время стал отправной точкой для научной деятельности. Это философское учение было настолько идеализировано, что для любого философа, экономиста и других деятелей раскритиковать положения марксизма и выдвинуть свою «правильную» версию было делом чести.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика марксизма. Краткая история.
2. П. Б. Струве и его научная деятельность.
3. С. Л. Франк. Критика марксизма.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.87 Кб (Скачать)

 

Реферат

на тему Марксизм в российской экономической мысли

(П. Б. Струве, С. Л. Франк)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

    1. Общая характеристика марксизма. Краткая история.
    2. П. Б. Струве и его научная деятельность.
    3. С. Л. Франк. Критика марксизма.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Пётр Бернгардович Струве и Семен Людвигович Франк – знаменитые русские философы, внесшие огромный вклад в развитие марксизма в России. На основе учений Маркса в конце 19 – начале 20 века стали возникать различные течения в общественной мысли России. Марксизм для многих в то время стал отправной точкой для научной деятельности. Это философское учение было настолько идеализировано, что для любого философа, экономиста и других деятелей раскритиковать положения марксизма и выдвинуть свою «правильную» версию  было делом чести.

Цель данной работы – проанализировать труды российских экономистов и философов, выделить различия между учением Маркса и работами П. Б. Струве и С. Л. Франка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика марксизма. Краткая история.

Марксизм – это философское, экономическое и политическое учение, созданное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине 19 века, главными составляющими которого являются:

  • Теория общественно-экономических формаций. Ее суть состоит в том, что стадии общественного развития, выделяемые по способу производства, последовательно сменяют друг друга (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический строй).
  • Материализм (диалектический и исторический). Диалектический материализм – философское обоснование теории Маркса, метод познаваемости мира, законы развития мира. Исторический материализм – теория общественного развития, согласно которой, развитие общества зависит от уровня развития производительных сил, а материальное производство влияет на все процессы в обществе.
  • Теория классов и классовой борьбы, гласившая, что деление общество на классы связано с определенными способами производства, а классовая борьба это неизбежность в обществе, где существуют классы.
  • Теория социалистической революции, согласно которой происходит переход от капиталистического строя к коммунистическому путем коренных преобразований в обществе, путем революции.
  • Трудовая теория стоимости, суть которой состоит в том, что рыночная цена формируется только величиной вложенного труда.

Учение Маркса было опубликовано 21 февраля 1848 году и представляло собой «Манифест коммунистической партии». В этом документе Карл Маркс и Фридрих Энгельс провозгласили неизбежность краха капитализма с помощью пролетариата, о неотвратимости смены общественно-экономической формации – переход от капиталистической к коммунистической.

В 1864 году была создана первая массовая международная организация (Первый интернационал), официально название которой «Международное товарищество трудящихся». Было организовано множество политический партий различных направлений (революционных и реформистских).

В 1889 году основан Второй Интернационал, подавляющее место в котором занимали реформисты.

В 1890-х годах в России появилось течение так называемых «легальных марксистов», которые яро выступали против народнической идеологии. В будущем практически все представители этого течения отвергли марксизм и перешли к либерализму.

В начале 20 веке возникают коммунистические партии. В 1917 году после Октябрьской революции в России к власти приходят коммунисты, позже  и во многих других странах. 

В 1918 году появляется революционно-марксистское течение – люксембургианство или люксембургизм, основателем которого являлась немецкая социал-демократка Роза Люксембург.

4 марта 1919 года по инициативе  российской коммунистической партией  большевиков РКП(б) была создана  международная организация под  названием «Коммунистический интернационал».

В 1920-х годах коммунистическая идеология стало носить новое название марксизм-ленинизм, названо в честь В. И. Ленина, который  развил учение Маркса и применил его на практике.  Несколько позже появился «западный марксизм».

После Второй Мировой войны коммунистическая идеология получила популярность во многих странах – от Китая до Восточной Европы. К концу 20 веку во многих странах, где коммунизм был основой всего, начался  политический и экономический кризис, и впоследствии коммунизм в этих странах утратил свое влияние. 

Учение Маркса и Энгельса оказало влияние на человечество несравненно. Оно стало базой для появления и развития многих общественных и  политических движений. Многие идеи были воплощены в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. Б. Струве и его научная деятельность.

ПЕТР БЕРНГАРДОВИЧ СТРУВЕ  (1870–1944) - выдающийся русский мыслитель. В 90-е годы 19 века активный деятель марксистских кружков. Был одним из ведущих теоретиков русского «легального марксизма», наряду с такими известными людьми как Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), Николай Александрович Бердяев (1874—1948), Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) и другие. Все эти представители идейно-политического течения печатались в легальной прессе (отсюда и само название), редактировали статьи журналов «Начало», «Новое слово», в которых критиковали идеи народников, старались изложить в доступной для читателя форме некоторые положения учения Маркса. Легальный марксизм был первым последовательным западничеством в русской мысли.

В августе 1894 года была опубликована книга П. Б. Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», которая выражала основные идеи легальных марксистов. В своей книге Струве проанализировал идеологию народничества, подробно описал концепцию марксизма и на основе всего изложенного выразил свою точку зрения, как и всех легальных марксистов. Следует отметить, что взгляды народников, марксистов и легальных марксистов были абсолютно разными.  Оценивая состояние русской деревни, он указывает на это. По его мнению, народники считали, что "плачевное состояние крестьянства является следствием правительственной политики". [3] Марксисты утверждали, что оно является "необходимостью, обусловленной капиталистическим способом производства, господствующим в России". [3]  Легальные марксисты же полагали, что оно - следствие "недостаточной производительности всего народного хозяйства с его недостаточно развитым общественным разделением труда, его недостатком предпринимательского духа, его пережитками отсталых форм докапиталистической экономики и общественных отношений". [3]

Струве считал, что Россия пойдет по пути развития Западной Европы и что следует "признать нашу некультурность и пойти на выучку к капитализму", а также то, что развитие капитализма в России имеет необратимый характер (в качестве доказательств Струве прибегал к марксистской теории общественно-экономических формаций). [3]

Взамен теории деления на классы, как это было у Маркса, Струве выдвинул абстрактную дифференциацию общества на группы. Государство признавалось как надклассовая организация, выполняющая ряд общественно-важных функций. Другие представители легального марксизма были солидарны с ним в этом вопросе. Струве не признавал значение классовой борьбы в капиталистическом обществе.

В своей первой книге выступил против идей Карла Маркса о революции, противопоставил ему путь реформ. «Социальные реформы,  составляют звенья, связывающие капитализм с тем строем, который его сменит, и  каков бы ни был политический характер того заключительного звена, которое явится гранью между двумя общественно-экономическими формами, — одна форма исторически вырастает из другой». [5] Двигателем общественного прогресса, считал он, являются реформы, а не революция.

Струве отрицал философскую часть марксизма - исторический материализм, но некоторые положения этой теории он все же принимал. Он считал, что капитализм – это историческая необходимость, который придет на смену феодально-крепостническому строю. В материалистическом понимании истории он также не признавал социализм. По его мнению, можно быть марксистом и не быть социалистом. Струве писал, что «под социализмом мы можем разуметь только идеальный строй. Социализм реален лишь постольку, поскольку он в отрицательных терминах воспроизводит капитализм». [5]  Социализм возможен "только через капитализм, как зрелый и законный плод последнего". [5] По мнению Струве, объективизм (философское учение об объективности реальности) является основой исторического материализма, отсюда и такой интерес к вопросу о производстве и обмене в учении Маркса и Энгельса. Исторический материализм – это учение о развитии производительных сил, без влияния общества. Производительные силы занимают центральное место в развитии всего общества – говорит Струве.

Струве, как и теоретики легального марксизма, не принял теорию воспроизводства Маркса. Струве отрицал, что бедность будет воспроизведено в той же степени, что и богатство.

Он также говорил о том, что марксизм будет "чрезвычайно оригинальною формою утопизма" до тех пор, пока не будут ликвидированы идеи о диктатуре пролетариата и революционного крушения капитализма.

В 1898 году П. Б. Струве подготовил  манифест к первому съезду РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии). И вскоре после этого в 1899 году раскритиковал идеи Маркса о неизбежности буржуазной революции,  обвинил марксистов в ортодоксальности, выступил против их веры в вечность борьбы между буржуазией и пролетариатом, ненависти к капитализму, который марксисты рассматривали как промежуточный этап к становлению социализма, за что В. И. Ленин прозвал его "великим мастером ренегатства". Он также не признал теорию Маркса о прибавочной стоимости, и в журнале «Жизнь» потребовал полностью пересмотреть все учение Маркса. Однажды он сказал, что: "Я не боюсь быть диким и брать то, что мне нужно, и у Канта, и у Фихте, и у Маркса, и у Лассаля". К началу 1900 года он окончательно отошел от марксизма, признавшись в этом в статье «Назад к Лассалю».

В последующие годы Струве участвует в либеральном движении. Октябрьскую революцию воспринял враждебно.  В сборнике "Из глубины. Сборник статей о русской революции ", выпущенном в 1918 году, Струве писал: "Русская революция оказалась национальным банкротством и мировым позором. Идея социализма как организации хозяйственной жизни, - безразлично, правильна или неправильна эта идея, - вовсе не воспринимается русскими массами; социализм (или коммунизм) мыслится ими только как раздел наличного имущества, либо как получение достаточного и равного пайка с наименьшей затратой труда, с минимумом обязательств" [6]. В конце своей статьи он утверждал, что в России "возрождение жизненных сил даст только национальная идея". В дальнейшем, до конца своей жизни он был верен либерализму (осуждал деятельность социалистических партий, был противником большевизма).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С. Л. Франк. Критика марксизма.

Семен Людвигович Франк (1877 – 1950) – русский философ. В студенческие годы активный участник  марксистских кружков. В 1899 году был выслан из России за революционную деятельность.  В последующие годы стал одним из ведущих критиков марксизма, что нашло отражение в его книге "Теория ценности Маркса и ее значение", выпущенной в 1900 году.

В российской общественной мысли существовали 2 типа критиков: те, кто частично не признавал учения Маркса, и те, кто считал учение Маркса полностью ошибочным, неправильным. С. Л. Франк относился к последним.

Прежде чем описывать различия между учением Маркса и взглядами Франка, необходимо дать определения: что такое цена и меновая ценность? По Франку, цена – это всеобщий эквивалент, который определяется как меновое отношение товаров, а меновая ценность – это более широкое понятие и означает меновое отношение в целом.

По мнению Франка: «Трудовая теория меновой ценности не может быть признана правильной, труд не есть единственный фактор, определяющий высоту меновой ценности, а потому не может служить ни мерилом ее, ни ее «субстанцией», дающей товарам возможность приравниваться друг к другу в процессе обмена». [9, с. 121] Франк считал, что только невоспроизводимые блага и блага, которые не созданы руками человека,  обладают меновой ценностью.  Цена не зависит от издержек производства (иначе было у Рикардо и у Маркса), это объясняется существованием неполной переносимости капитала и труда и «абсолютной ренты». Источником, служащим для формирования меновой ценности, служит потребность общества в этом продукте. По Марксу «меньшее количество сложного труда равно большому количеству простого труда». [9, с. 101] Маркс в этом случае учитывает лишь величину труда, для оценки меновой ценности достаточно лишь общего фактора, по его мнению, т.е. уже того, что товары – это продукт труда. Франк, анализируя теорию Маркса, приводит в качестве примера труд ювелира и портного. Он приравнял один час труда ювелира к пяти часам работы портного (цифры, конечно, условны). Труд этих рабочих абсолютно разный, и равнять их следует, если у них есть некий общий фактор. Маркс как раз представляет этот общий фактор  как труд человека, рабочего. Франк замечает, что в любом случае, разный вид труда даже при одинаковом количестве несет в себе различную меновую ценность (здесь хотя бы стоит учесть их качество). Таким образом, Франк опровергает теорию меновой ценности Маркса, гласившей, что только труд определяет ценность обмена.

В своей книге Франк рассматривает также такое явление как ценность редких благ. По его мнению, наличие таких благ уже доказывает неправоту теории Маркса, потому что одни из них ценны, так как они не созданы человеком, а ценность других определяется вкусом и богатством потребителей, то есть величина затраченного труда не влияет на ценность  этих благ. К первым он относит полезные ископаемые (угль, нефть, газ), землю, а ко вторым драгоценности, редкие картины, книги (раритет).

Франк  в качестве еще одного доказательств выделил рыночные цены. Цены, которые формируются посредством функционирования закона спроса и предложения. Все блага, обладающие меновой ценностью, является объектами спроса и предложения. Поэтому это еще один фактор, который влияет на меновую ценность благ.

Информация о работе Марксизм в российской экономической мысли