Эффект Гиффена на практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Фактический рост продажных цен в России на продукты питания в 1990-91 гг. в части т. н. договорных цен и цен колхозного рынка, а также в коммерческой торговле yжe привел к существенному снижению уровня и качества жизни российских потребителей. Не случайно потребление хлебопродуктов в России устойчиво в течение многих лет самое высокое в мире - около 120 кг в год на душу, что значительно выше норм, рекомендованных Институтом питания АМН России. Более того, наметилась тенденция роста такого «сверхспроса», что, естественно, ведет к дальнейшему ухудшению структуры потребления, которая п помимо этого носит черты ярко выраженной негативной деформации. Так, в потребительской корзине, утверждённой сессией Ленсовета в марте 1991 года, расходы на питание составили 52,9 % всех бюджетных расходов.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Эффект Гиффена 7
1.1. Поверхности спроса 7
1.2. Несколько слов о “парадоксе” Гиффена. 13
1.3 Другой взгляд на эффект Гиффена. 17
Глава II Эффект Гиффена на практике 22
2.1 Хлебный рынок Санкт-Петербурга 22
2.2 Эффект Гиффена в Санкт-Петербурге 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

1..docx

— 128.16 Кб (Скачать)

На рисунке 1.1.4. показано, каким образом при фиксированной величине дохода С2 > Сtr плоскость пересекает поверхность спроса, причем получаемая в результате пересечения кривая имеет сложный нелинейный характер. Для более тщательного изучения характера этой кривой следует рассмотреть ее на плоскости. Это изображение на плоскости постоянного дохода приведено на рисунке 1.1.5.

Рисунок 1.1.4. Сечение поверхности спроса плоскостью с постоянным доходом С2> Сtr

Полученная кривая необычного характера является кривой спроса, так как характеризует именно зависимость спроса потребителя при постоянном его доходе. Из рисунка легко можно убедиться в том, что кривая получена отнюдь не случайно, а очень даже закономерно. Практически все кривые, построенные подобным образом и лежащие правее полученной на рисунке, будут иметь аналогичный характер.

Рисунок 1.1.5. Кривая спроса при доходе, превышающем С2> Сtr

В подавляющем большинстве случаев  на практике приходится иметь дело с классической формой кривой спроса вот по каким причинам. Реальная цена за единицу товара, которую предлагает его производитель, не может быть ниже ее себестоимости Р0. Значит, из изображенной на рисунке 1.1.5 кривой будет "работать" не вся кривая спроса, а только та ее часть, которая лежит правее точки Р0. Но, как следует из графика рисунка 1.1.5, участок кривой спроса при ценах выше себестоимости ведет себя классическим образом. Именно поэтому на практике поведение потребителя, подобно первому участку кривой спроса рисунка 1.1.5, лежащего в области цен от нуля до Р0, встречается очень редко.

 

1.2. Несколько слов о “парадоксе” Гиффена.

Приведенные в предыдущем параграфе кривые спроса противоречат канонам классической теоретической экономики. Можно сказать что эти кривые спроса вообще противоречат смыслу. На самом деле это не так. Приведенные мною построения вовсе не являются чем-то удивительным, парадоксальным и выходящим из ряда вон. Как раз именно они позволяют свести известные в экономике явления, которые до сих пор представлялись некоторым парадоксом, в единую и целостную систему, не оставляя в ней никаких исключений.

Самым лучшим доказательством этому  утверждению будут служить явления, кажущиеся парадоксальными с  позиций классической теории, рассматривающей  рыночное равновесие на плоскости.

Самый известный парадокс в экономической  теории - "парадокс Гиффена". Английский экономист прошлого века Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века объем спроса на картофель существенно увеличился при росте цен на него, что полностью противоречит классической постановке закона спроса - при росте цены на товар объем приобретаемого товара должен уменьшаться.

Это явление и получило название "парадокса Гиффена". В экономической теории, которая рассматривает множество различных товаров, даже выделяют особо нормальные товары и "товары Гиффена"

Парадокс Гиффена экономистами объясняется следующим образом: "Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос... подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса"2.

Впрочем, в других отечественных  научных источниках я встречал ту же самую историю, только не с картофелем, а с хлебом. И не с ирландскими  бедняками, а с английскими. Но это  не меняет сути изученного явления.

Таким образом "парадокс Гиффена" рассматривается как исключение из закона. Есть несколько очень логичных интерпретаций этого явления в более сложной постановке, в том числе и с помощью инструментария математического моделирования, когда рассматривается общая система взаимосвязей товаров, цен, объемов и доходов. При этом приходится делать ряд допущений о замкнутости системы, о характере доходов и т.п.

К тому же известно, что открытое Гиффеном явление вовсе не является исключением из совокупности всех экономических наблюдений, именно поэтому теоретики и говорят о "товарах Гиффена", а не об одном товаре.

Рисунок 1.2.1. Классические кривые спроса и "парадокс Гиффена"

Если рассматривать кривую спроса в классической постановке (рисунок1.2.1), то легко убедиться в том, что действительно по закону спроса такое поведение потребителей в принципе невозможно - с увеличением цен на товар объемы его приобретения должны уменьшаться, но не увеличиваться. Увеличение объемов спроса при одновременном увеличении цен по сути классической теории означает переход от старой кривой спроса при доходе C1 к новой кривой спроса при новых, более высоких доходах C2, что показано стрелкой на рисунке 1.2.1.

Рассмотрю данный парадокс в полученной выше интерпретации. Для этого воспользуюсь графиком рисунка 1.1.5 и изображу его на новом рисунке 1.2.2.

Так как картофель составлял  основной продукт питания, то вполне логично предположить, что товар  находился на том участке поведения  поверхности спроса, который характерен для дохода, превышающего Сtr, то есть объем потребления миновал стадию "ажиотажного потребления".

Так как картофель к тому же является одним из самых дешевых продуктов  питания и его цена невелика, вполне очевидно, что участок кривой спроса, соответствующий этому состоянию  рынка, находится в первой части  графика рисунка 1.2.2.

 

Рисунок 1.2.2. Кривая спроса при доходе, превышающем Сtr и участок Гиффена

Если при этом в некоторый  момент времени продавцы назначают  цену товара, равную Р1, то объемы потребления будут равны Q1. Уменьшение цены на картофель, как это не парадоксально звучит, но вполне логично следует из рисунка 1.2.2, приведет к снижению объемов закупок, а ее повышение приведет к увеличению закупок. В случае, изученном Р. Гиффеном, произошло последнее - цены на картофель были повышены до размеров Р2, а объемы продаж картофеля увеличились до Q2. Как следует из графика рисунка 1.2.2, дальнейшее увеличение цен в конечном итоге привело бы к падению объемов приобретения картофеля.

Таким образом, следует признать, что "парадокс Гиффена" вовсе не является парадоксом, нарушающим экономические законы и служащим исключением из правил, а является вполне естественным элементом общей системы рыночного равновесия, если рассматривать это равновесие в пространстве "цена-объем-доход".

Аналогичное поведение некоторых  товаров можно обнаружить и в  современном мире в экономической  жизни любой страны, так как  обязательно существует такой товар, потребление которого при данных доходах потребителей соответствует  характеру рисунка 1.2.2. При этом вовсе не обязательно, что таким товаром должен быть дешевый продукт типа картофеля.

Еще в начале XX века дискутировался вопрос о возможном существовании  графиков спроса, имеющих положительный  угол наклона касательной к графику.3 В результате этой и других дискуссий было единодушно решено, что подобное поведение кривых спроса считалось и считается своеобразным исключением из правила. А из всего сказанного в данном параграфе, следует как раз вывод о том, что выявленное впервые Гиффеном поведение потребителя не является "парадоксом" в рыночной экономике, а является вполне реальной закономерностью, дополняющей классическое поведение спроса, и поэтому его не следует называть "парадоксом". Эффект Веблена, который зачастую приводят в книгах по экономической теории как некоторое взаимосвязанное с парадоксом Гиффена явление, подтверждает это утверждение.

1.3 Другой взгляд на эффект Гиффена.

Разложение реакции покупателя при изменении цены блага на эффект замены и эффект дохода позволило  не только обосновать «нормальную» (убывающую) функцию спроса по цене, но и предсказать  возможность «ненормального» поведения  потребителя, а именно, увеличение им закупок подорожавшего товара, не относящегося к «снобистским»  . Это имеет место, если при повышении цены на «некачественный» товар эффект дохода превышает эффект замены.

Естественно, что этот вывод, полученный «на кончике пера» , экономистам  захотелось подкрепить примерами из реальной жизни. И оказалось, что  задолго до открытия таких инструментов экономического анализа, как кривая безразличия и бюджетная линия, исследователи национальной экономики  замечали случаи «неестественного»  отношения покупателей к росту  цены товара. Как отмечается в авторитетном экономическом словаре Пэлгрэйва, «первое наблюдение за этим интересным явлением, зафиксированным в литературе, принадлежит Генри Бику (1800 г.), затем  более четкая формулировка сути феномена была дана Саймоном Грэем в 1804 г.».

Однако с легкой руки А. Маршалла наибольшую популярность в качестве автора примеров, иллюстрирующих положительный  наклон кривой спроса, приобрел его  современник английский экономист  Р. Гиффен (1837-1910). В «Принципах политической экономии» читаем: «Как заметил Р. Гиффен, повышение цены на хлеб проделывает  такую большую брешь в бюджете  беднейших рабочих семей и  настолько увеличивает предельную полезность денег для них, что  они вынуждены сократить потребление  мяса и наиболее дорогих мучных продуктов  питания; поскольку же хлеб продолжает оставаться самым дешевым продуктом питания, который они в состоянии купить и станут покупать, они потребляют его при этом не меньше, а больше».4

Позже Гиффену стали приписывать  и другой пример - увеличение потребления  картофеля во время голода 1845 г. в  Ирландии после повышения цены на этот продукт.5 Но в публикациях Р. Гиффена не удалось найти подтверждение тому, что он подметил названный факт. Более того, возникли сомнения относительно самого факта. В мартовском номере американского журнала «Americaп Economic Review» за 1984 г. была опубликована статья «Р. Гиффен и ирландский картофель», в которой на основе исторического исследования делается вывод, «что во время неурожая предложение картофеля в Ирландии сократилось и ирландцы в своей массе никак не могли есть картофеля больше, чем прежде». Поэтому, считают авторы названной статьи, в Ирландии того времени «эффект Гиффена» не мог проявиться и советуют поискать его, исследуя потребление риса в настоящее время в Сингапуре, поскольку, в отличии от Ирландии 1845 г., в современный Сингапур в случае неурожая легко может быть доставлен импортный рис.

Поиски, таким образом, продолжаются. После «отпуска» розничных цен  в январе 1992 г. в России в средствах  массовой информации в качестве примера  «эффекта Гиффена» часто стали приводить  увеличение спроса на хлеб, подмеченное  статистикой.

«Разоблачения» авторов статьи в «American Economic Review», и пример с увеличением спроса на хлеб «бьют мимо цели». Нет, конечно, оснований сомневаться в том, что в период голода ирландцы в своей массе никак не могли есть картофеля больше, чем прежде. Но это не отрицает возможность существования «эффекта Гиффена» в Ирландии в 1845 г. Рассматриваемый эффект отражает поведение индивидуального, а не коллективного потребителя. (Вспомним экономический смысл кривой безразличия, посредством которой был раскрыт "эффект Гиффена"). Уменьшение общего количества картофеля в Ирландии того времени не исключает, как вынуждены признать и авторы статьи «Р. Гиффен и ирландский картофель», того, что отдельные семьи в течение некоторого времени могли потреблять больше этого продукта, чем раньше. А этого достаточно для констатации «эффекта Гиффена».

С другой стороны, увеличившееся потребление  хлеба в России в феврале 1992 г. иллюстрирует не «эффект Гиффена», а снижение реального дохода, приведшего к увеличению потребления «некачественного»  блага. «Эффект Гиффена» связан с  изменением относительных цен; толчком  же к отмеченному увеличению потребления  хлеба послужил рост общего уровня цен, при котором мясные и молочные продукты вздорожали не в меньшей  мере, чем хлеб.

Рисунок 1.3.1. «Гиффеново» и «некачественное» блага

Различить два названных эффекта  помогает сравнение их сущности в  графическом представлении (см. рис. 1.3.1, где Х - характеризуемое благо).

Левая часть рисунка иллюстрирует построение графика функции спроса по цене при порядковом измерении  полезности «гиффенова блага». При  фиксированном номинальном бюджете  М по мере роста цены блага Х  наклон бюджетной линии увеличивается. Специфическое расположение кривых безразличия, отражающее изменение  предпочтений потребителя при изменении  его реального дохода, приводит к  тому, что в оптимальном (равновесном) ассортименте увеличивается объем  блага с растущей ценой. В результате линия спроса на это благо приобретает  положительный наклон.

В правой части рисунка показано, как по мере уменьшения реального  дохода вследствие пропорционального  роста цен на оба блага потребитель  увеличивает спрос (сдвиг линии  спроса вправо) на "некачественное" благо.

 

Глава II   Эффект Гиффена на практике

В ходе исследования петербургского рынка  хлебобулочных изделий, в мае-июне 2000 года, особое внимание было уделено  рейтингу популярности торговых марок  производителей хлеба в городе. При  этом были получены несколько интересных выводов, которые  я хочу показать.

Потребители достаточно неплохо разбираются  в марках производителей хлеба. 53.7% опрошенных смогли указать предпочитаемое ими предприятие. При этом в рейтинге покупательских предпочтений лидирует “Пекарь”, далее с небольшим  отставанием расположились “Хлебный Дом” и “Каравай”. “Зарю”, “Кушелевский”, “Арнаут” и “Хлеб” предпочитают от 1.8% до 5% потребителей, остальные хлебозаводы набрали еще меньшее число поклонников.

Рис.1.

Здесь обнаруживается парадокс: структура  предпочтений потребителей (т.е. рейтинг  предприятий с точки зрения потребителей) не соответствует реальной ситуации на рынке, то есть долям рынка предприятий. Фактически то, что говорят потребители, не соответствует тому, что они  покупают, так как реальная структура  рынка по определению должна быть отражением потребительских предпочтений. Если потребитель предпочитает “Пекарь”, то предприятие должно занимать соответствующее место на рынке, чего в действительности не происходит.

Информация о работе Эффект Гиффена на практике