Эффект Гиффена на практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Фактический рост продажных цен в России на продукты питания в 1990-91 гг. в части т. н. договорных цен и цен колхозного рынка, а также в коммерческой торговле yжe привел к существенному снижению уровня и качества жизни российских потребителей. Не случайно потребление хлебопродуктов в России устойчиво в течение многих лет самое высокое в мире - около 120 кг в год на душу, что значительно выше норм, рекомендованных Институтом питания АМН России. Более того, наметилась тенденция роста такого «сверхспроса», что, естественно, ведет к дальнейшему ухудшению структуры потребления, которая п помимо этого носит черты ярко выраженной негативной деформации. Так, в потребительской корзине, утверждённой сессией Ленсовета в марте 1991 года, расходы на питание составили 52,9 % всех бюджетных расходов.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Эффект Гиффена 7
1.1. Поверхности спроса 7
1.2. Несколько слов о “парадоксе” Гиффена. 13
1.3 Другой взгляд на эффект Гиффена. 17
Глава II Эффект Гиффена на практике 22
2.1 Хлебный рынок Санкт-Петербурга 22
2.2 Эффект Гиффена в Санкт-Петербурге 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

1..docx

— 128.16 Кб (Скачать)


                                                 Минобрнауки России

          федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный технологический  институт

(технический  университет)»

 

УГС (код, наименование)          080000 Экономика и управление                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Направление подготовки (код, наименование)  080400.62 Управление   персоналом                           

Профиль (наименование)        Управление социальным развитием персонала

                      

Факультет      Экономики  и менеджмента 

Кафедра         Управления персоналом и рекламы

Учебная дисциплина   Микроэкономика

Курс 1        Группа  629зу

 

     Курсовая работа (курсовой проект)

                           

                               Тема     «Товары Гиффена»

 

Студент                        Андреева К.М                                                      

                               (инициалы, фамилия)                 

Руководитель               Дудырева О.А.                                                                   

                               (инициалы, фамилия)

 

 

 

                                           Санкт-Петербург

                                                   2013

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Глава I.   Эффект Гиффена 7

1.1. Поверхности  спроса 7

1.2. Несколько  слов о “парадоксе” Гиффена. 13

1.3 Другой  взгляд на эффект Гиффена. 17

Глава II   Эффект Гиффена на практике 22

2.1 Хлебный рынок Санкт-Петербурга 22

2.2 Эффект  Гиффена в Санкт-Петербурге 23

Заключение 25

Список использованной литературы 27

 

Введение

Как известно, в общем случае эластичность cпроса и потребления конкретного  блага по отношению к его собственной  цене отрицательна. Когда цена на благо повышается; то, как правило, спрос на это благо понижается. Исключение бывает при известных обстоятельствах лишь для благ низшего порядка (в смысле насущности), о чем будет сказано ниже.

Исследователи потребительского спроса по материалам развитых стран по традиции к благам низшего порядка относят картофель, хлеб, искусственные жиры, полносинтетическую одежду и пр. Благами высшего порядка являются высококачественные одежда и обувь, предметы длительного пользования, изготовленные авторитетными продуцентами, сортовые, марочные и экологически чистые продовольственные товары.

В обобщенных товарных характеристиках  конкретное благо считается благом низшего порядка, если при неизменных ценах и повышении денежного  дохода данное благо спрашивают не чаще, а реже, и делают покупки  не в больших размерах, а в меньших. Так, при достаточных широте и глубине предлагаемого потребителю ассортимента продовольственных товаров искусственный жир является благом низшего порядка.

Если при остающихся неизменными  ценах денежный доход потребителя  растет, то последний будет предъявлять  спрос не на искусственные жиры, а на натуральные продукты этой ассортиментной группы товаров.

Если на благо низшего порядка  расходуется неоправданно высокая  доля дохода в структуре бюджета, то случается, что эластичность спроса на цены становится положительной, а  не отрицательной, как это обычно следует из наблюдений, о чем пойдет речь по поводу т. н. эффекта Гиффена.

Предположим, что в одной очень  бедной стране население покупает чрезвычайно большие объемы благ низшего порядка, например, картофеля, риса и хлеба. В случае неурожая соответствующих сельскохозяйственных культур или неудачной уборочной кампании, в ходе которой урожай не окажется собранным, а также по иным причинам, возможно, что несмотря на повышение цен на эти блага, предъявленный на них спрос не только не понизится, а, напротив, возрастет. Показательным в этом плане является известный в истории статистики парадокс Гиффена. Речь идет о научной загадке, возникшей в довольно простой и, казалось бы, очевидной ситуации.

Так, в конце XIX века английский статистик  Гиффен, занимаясь анализом потребительских  бюджетов британских рабочих, установил, что при каждом повышении продажных цен на сравнительно дешевый, но ежедневно необходимый продукт питания – хлеб, платежеспособный спрос на него не уменьшался, а увеличивался. Хотя как будто бы является очевидным, что с повышением цены на какой-либо товар спрос на него должен падать. По данным же Гиффена, получившим позднее подтверждения других исследователей, ситуация строилась по весьма занятному принципу: «Чем дороже хлеб, тем больше его едят». Несмотря на кажущуюся простоту ситуации, этот парадокс длительное время не поддавался убедительному истолкованию.

Только в 1915 году в итальянском  журнале «Giornale Degli Economistie Revista di Statisiica»  появилась статья Е. Е. Слуцкого «К теории сбалансированного бюджета потребителя», в которой давалось исчерпывающее объяснение этого парадокса. По этому поводу Слуцкий пишет: «После вздорожания хлеба заработная плата возрастает лишь на прибавок, равный кажущемуся убытку, спрос же на хлеб со стороны рабочих не может остаться на первоначальном уровне, но, напротив, понизится»1.

Не приводя математических выкладок Слуцкого, отметим лишь, что ему  вполне удалось распутать клубок причинно-следственных статистических взаимосвязей и выявить наиболее существенные из них. Эти результаты кратко можно изложить следующим образом: повышение цены на j-й товар должно повлечь за собой понижение покупательной способности . Однако j-й товар (хлеб) является не просто товаром первой необходимости, а насущно необходимым, поэтому спрос на него не может упасть, как бы не менялась его продажная цена.

Единственной верхней границей в этом случае могут быть лишь финансовые возможности семейного бюджета i-го потребителя. Отсюда платежеспособный спрос на хлеб не уменьшился, а снизились в рамках одного бюджета возможности покупки других, более дорогостоящих продуктов питания: мяса, масла, фруктов и т. п. Следовательно, вместо этих продуктов приходится опять приобретать относительно более дешевый продукт, т. е. хлеб.

Фактический рост продажных цен  в России на продукты питания в 1990-91 гг. в части т. н. договорных цен и цен колхозного рынка, а также в коммерческой торговле yжe привел к существенному снижению уровня и качества жизни российских потребителей. Не случайно потребление хлебопродуктов в России устойчиво в течение многих лет самое высокое в мире - около 120 кг в год на душу, что значительно выше норм, рекомендованных Институтом питания АМН России. Более того, наметилась тенденция роста такого «сверхспроса», что, естественно, ведет к дальнейшему ухудшению структуры потребления, которая п помимо этого носит черты ярко выраженной негативной деформации. Так, в потребительской корзине, утверждённой сессией Ленсовета в марте 1991 года, расходы на питание составили 52,9 %  всех бюджетных расходов.

Это обстоятельство следует иметь ввиду тем сторонникам однобокого перехода к рыночным отношениям, в системе содержательных идей которых попросту нет места задачам увеличения товарной массы, и вся концепция системы этих идей, по существу, фискальная, сводится к приведению «в соответствие» с нуждами государственного бюджета, естественно, изрядно дефицитного, «к упорядочению». Другими словами, - только к «освобождению цен», которые разумеется начнут немедленно расти, причем, угрожающими темпами.

 

Глава I.   Эффект Гиффена

В этой главе я рассмотрел две различные точки зрения на эффект Гиффена. И для более полного раскрытия темы курсовой я считаю необходимым рассмотреть вопрос о поверхностях спроса.

1.1. Поверхности спроса

Для рассмотрения любой поверхности  спроса в пространстве следует вначале  определить, как будут расположены  в этом пространстве его оси. C учетом того, что, как уже было показано выше, объем спроса Q зависит от заданной цены P и того или иного значения дохода потребителей С, вполне естественно и математически корректным будет следующее расположение осей - по вертикальной оси будет отложена ось зависимой переменной, то есть объема Q, а на горизонтальной плоскости будут лежать оси факторов, то есть цены товара P и дохода потребителей С.

Рисунок 1.1.1. Предварительный вид поверхности спроса в пространстве объем-цена-доход

Для удобства дальнейших построений следует расположить справа от нулевой точки ось дохода C, а снизу от нулевой точки - ось цены товара P.

Рассмотрим вначале наиболее простой  случай - случай построения поверхности  спроса для товаров повседневного  спроса. Нанесем вначале на плоскость  объем-цена трехмерного пространства кривую зависимости граничного объема потребления Q от величины дохода С, которая характеризует линию пересечения поверхности спроса с данной поверхностью (след поверхности). Теперь нанесем на плоскость цена-доход соответствующую зависимость. Эти две линии и являются "следами" поверхности спроса на соответствующих плоскостях, и поэтому, нанеся их, можно получить необходимые граничные характеристики формы поверхности спроса. При этом необходимо учесть то обстоятельство, что сама поверхность имеет очень сложный нелинейный характер.

Рисунок 1.1.2. Поверхность спроса в пространстве объем-цена-доход

Для того, чтобы получить окончательный вид поверхности спроса, следует ее след на плоскости доход-объем передвигать параллельно самой себе, но не перпендикулярно оси цены, а вдоль изображенной на плоскости цена-доход линии (рисунок 1.1.2). В результате указанных построений будет получена поверхность спроса, напоминающая в пространстве форму, подобную неровному сечению куска шифера. Следует более подробно остановиться на свойствах и отличительных особенностях поверхности спроса.

Во-первых, необходимо выяснить: как  взаимосвязаны приведенные мною поверхность спроса и давно известные в классической экономике кривые спроса? Не является ли поверхность спроса альтернативой кривым спроса?

Для того, чтобы получить ответ  на этот вопрос, надо вспомнить, что  кривая спроса характеризует зависимость  того количества товара, которое готов  приобрести потребитель, от его цены при неизменности прочих условий. В  числе этих прочих условий важнейшая  роль принадлежит доходу. Следовательно, кривые спроса можно получить достаточно просто, если зафиксировать величину дохода на графике рисунка 1.1.2 и рассматривать поведение точек на поверхности спроса при этой фиксированной величине дохода.

Плоскость постоянных доходов, располагаясь в трехмерном пространстве, очевидно, пересечет поверхность спроса этого  пространства. Пересечение этой плоскости  и поверхности спроса будет представлять собой некоторую кривую, каждая точка  которой имеет одну и ту же координату дохода и координаты цены и объема, характеризующие поведение спроса, то есть - множество точек, лежащих  на пересечении поверхности спроса с плоскостью постоянных доходов, является кривой спроса при данном доходе.

Полученное таким образом изображение  кривой спроса позволяет иначе взглянуть  и на саму поверхность спроса. Действительно, ее теперь можно представить как  взаимосвязанную совокупность кривых спроса, расположенных в трехмерном пространстве цена-доход-объем и  следующих одна за другой в порядке  увеличения дохода покупателя.

Следует еще раз подчеркнуть, что  последний способ изображения поверхности  спроса, однако, является следствием из предыдущих построений, но отнюдь не способом построения поверхности спроса. Иначе  определить характер поверхности спроса будет невозможно. В этом легко можно будет убедиться из следующих ниже построений.

Рисунок 1.1.3. Сечение поверхности спроса плоскостью с постоянным доходом С1

При небольшой величине дохода С1 плоскость постоянных доходов, обозначенная на рисунке 1.1.3 цифрами 1 с краями, изображенными пунктирными линиями, пересекает поверхность спроса перпендикулярно оси доходов и параллельно плоскости цена-объем. В результате пересечения плоскости и поверхности спроса получается кривая спроса, имеющая классический вид. Можно с уверенностью сказать, что при доходах, меньших данного, кривые спроса будут иметь аналогичную форму.

Однако при дальнейшем увеличении дохода, кривая спроса, получаемая как  пересечение поверхности спроса с плоскостями постоянного дохода, начинает несколько менять свою форму. Это вызвано тем обстоятельством, что точки поверхности спроса, лежащие на плоскости объем-доход  постепенно достигают своего максимального  значения по координате объема (в точке  с доходом, равным Сtr), а затем объемы начинают уменьшаться. В том случае, когда доход превышает величину Сtr, кривая спроса меняет свой характер принципиально.

Информация о работе Эффект Гиффена на практике