Виды групповых эффектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 14:47, доклад

Краткое описание

Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. Выделяется 15 основных групповых эффектов (по Платонову Ю.П.):

Файлы: 1 файл

Вопрос №23. Виды групповых эффектов..docx

— 28.17 Кб (Скачать)

Виды  групповых эффектов

     Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются  групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. Выделяется 15 основных групповых эффектов (по Платонову Ю.П.):

     Эффект  социальной фасилитации. Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Эффект присутствия других может как усиливать (в соревнованиях, на конкурсах), так и снижать мотивацию человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров. Определяющими факторами такого рода реакций являются:

  1. количество окружающих людей. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;
  2. взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
  3. значимость окружающих людей для человека;
  4. степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем

     сильнее, чем теснее друг к другу располагаются  люди.

     Эффект  принадлежности к  группе (групповая идентификация). Человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая статус группы и собственную самооценку. Групповая идентичность регулирует поведение человека в группе и состоит из 3-х компонентов. Когнитивный компонент заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Эмоциональная сторона – переживание своей принадлежности к группе в форме различных чувств (любовь и ненависть, гордость и стыд). Поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства.

     Эффект  Рингельмана. По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект Макс Рингельман. Он предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины:

С = 100 - 7 * (К-1),

где С — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членов группы.

     Б. Латайне в 1979г. описал феномен невмешивающегося свидетеля. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает большое число людей. Вероятность получения помощи выше, если человек находится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа людей.

     Факторами социальной лени являются:

  1. наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;
  2. групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;
  3. численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;
  4. гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

     Эффект  «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1+1>2. Это проявляется в интеллектуальной сфере, в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач.

     Эффект  группомыслия. Возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. Человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

     Эффект  конформизма.

     Выделяют  несколько условий возникновения  конформизма:

  1. тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;
  2. численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;
  3. состав группы: конформность повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;
  4. ловушка «группомыслия» среди людей;
  5. сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;
  6. статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;
  7. наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;
  8. публичный ответ: высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

     3 причины конформного поведения. 1) настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. 2) член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, осуждения со стороны группы за несогласие и непослушание. 3) неопределенность ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей.

     Эффект  моды (подражания). В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении – униформа (форма военных, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой социальной группе принадлежит человек, какими нормами и правилами регулируется его поведение. При подражании следование групповым требованиям является добровольным.

     Эффект  «ореола» («гало-эффект»). Это явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения.

     Эффект  ореола возникает в условиях:

  1. дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком;
  2. перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности подумать детально о каждом;
  3. незначимость человека. Возникает смутное представление, его «ореол»;
  4. стереотип восприятия. Возникает на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек принадлежит;
  5. яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттесняет на задний план все ее другие качества. Физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.

   В негативном смысле этот эффект проявляется  в преуменьшении достоинств объекта восприятия. Предубеждение — это специфическая установка субъектов, основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация, как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а воспринимается на веру.

     Эффект  группового фаворитизма. Это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы. Этот эффект базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие».

     Эффект  группового эгоизма. Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы (отдельной личности) или всего общества. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется ее требованиям и стандартам поведения.

     Эффект  «маятника». Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера.

     Настроение  зависит от некоторых факторов:

  1. времени суток и дня недели: в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость;
  2. особенностей психологической структуры группы, лидерских процессов;
  3. уровня дисциплины труда в группе: чем выше дисциплина труда, тем лучше эмоциональное состояние членов группы;
  4. сложившейся системы взаимоотношений, уровня конфликтности и сплоченности.

     Эффект  «волны». Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ею со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею. Как камешек, брошенный в воду, идея распространяется и охватывает все большее число людей. Правда, волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им.

     Эффект  «пульсара». Это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. Групповая активность проходит цикл «оптимальная активность,— подъем активности — спад активности — оптимальная активность». Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например, получения группой срочного задания), так и от внутренних субъективных побудителей к деятельности (например, стремления членов группы решать возникшую проблему).

     Эффект  «бумеранга». Человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через СМИ. Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр. Данный эффект проявляется также в непосредственном общении и взаимодействии людей. Например, в ситуации возникновения конфликта более вероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного, уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника.

     Эффект  «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»). Включает в себя эффект сопричастности (член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя) и эффект эмоциональной поддержки (член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы). Член группы, не получивший эмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков, не разделяющих его интересы и заботы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу к переоценке своих возможностей и достоинств, к «групповому эгоизму». В то же время, недостаточное развитие чувства «мы» приводит к потере ценностно-ориентированного единства группы.

Информация о работе Виды групповых эффектов