Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:47, курсовая работа
В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием приемлемой нормативно-законодательной базы, недостаточностью финансирования и прочими трудностями, которые скажутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.
Введение...........................2
§1. Безработица и государственная политика занятости.......4
§2. Социальная защита безработных.................13
Заключение.........................26
Список литературы........................27
Задачи написания курсовой работы:
§ раскрыть сущность понятия «безработица»;
§ определить основные направления политики занятости и
§ социальной защиты безработных.
граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на
предприятия, а не обязательно через службу занятости.
7.
Организация профессиональной
переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы
занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и
определении содержания курсов обучения и переобучения;
8. В настоящее время уровень профессиональной
подготовки занятого населения достаточно низок. При значительном
высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов
ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба
занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из
потребностей административно-
занятости, определяют тематическую направленность обучения, перечень учебных
заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов,
ориентируясь на свободные учебные места, заключают с высвобожденными
работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по
избранной ими профессии.
9.
Оказание услуг в
трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В
связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы
профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только
учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.
10.
Регистрация безработных и
компетенции помощи.
11.
Оплата стоимости
переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой
профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
12. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия
по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
13.
Подготовка предложений и
труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных
соглашений и лицензий;
14. Разработка республиканских и региональных программ
занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной
защищенности различных групп населения[14]
.
Основные услуги оказываемые службой занятости:
а) Материальная помощь. Материальная помощь безработным исходит из
существования различных источников незанятости трудоспособных: потеря работы в
результате увольнения с производства, уход с прежнего места работы в поисках
нового, отсутствие работы из-за трудностей с трудоустройством впервые или
повторно (после перерыва) поступающих на рынок труда и др. Соответственно
материальная помощь, оказываемая различным группам нуждающихся в работе, не во
всем одинакова. Тем не менее она принимает преимущественно две формы.
Одну из них составляет выплата выходного пособия работникам, с которыми
расторгается трудовой договор в связи с ликвидацией предприятия, «сокращением
численности или штата» персонала. Размер выходного пособия равняется
среднемесячному заработку. Уволенным по экономическим причинам должна
сохраняться средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше
двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия.
Другой формой помощи безработным является собственно страхование по
безработице. Система основана на Законе 1991 года «О занятости населения».
Вместе с тем, ее главные составляющие являются объектом изменении и
дополнении, вносимых последующими законодательными актами.
Величина пособия. Методика определения общенациональной величины пособия
по безработице, как и других видов социальных пособий, разрабатывается
государственными ведомствами. При этом она дифференцируется по различным
группам безработных. Для никогда не работавших величина пособия устанавливается
на основе минимальной заработной платы. Для уволенных администрацией
предприятий по экономическим причинам при расчете пособия основанием служит их
средняя заработная плата за два месяца, предшествующих началу безработицы. При
этом местные органы власти наделены правом предоставлять дополнительные пособия
для безработных и их иждивенцев в размерах, превышающих национальные
стандарты.
Социальное страхование в принципе не предусматривает сохранение безработному
прежних условий существования. Оно лишь несколько смягчает негативные
материальные последствия увольнения. Высвобождение с производства, как
правило, влечет за собой снижение уровня жизни по сравнению с тем, который
характерен для занятых. Существование и поддержание такого разрыва должны
стимулировать безработного к трудоустройству.
Условия предоставления. В основе системы страхования по безработице
лежит представление о том, что «признанный» безработный не только имеет право
на получение специального пособия, но и обязан активно искать работу, используя
имеющиеся в его распоряжении средства. Цель выплаты пособия по безработице —
оказание временной материальной помощи в течение срока таких поисков. Тем
самым страхование по безработице принципиально отличается от некоторых других
видов социального страхования, например, по старости, инвалидности и т. п., по
которым выплаты производятся постоянно.
Условия страхования по безработице призваны стимулировать поиски работы. Во-
первых, пособия предоставляются только на период до 12 месяцев. Во-вторых, в
течение этого времени величина выплачиваемого пособия не остается неизменной.
Так, первые три месяца она составляет 75% от средней заработной платы по
последнему месту работы, следующие четыре месяца — 65%, остальные пять —
45%. В-третьих, условием
предоставления пособия
желание» поступить на имеющееся вакантное место.
Предложения о работе должны отвечать некоторым критериям — уровню
квалификации, месту проживания и т. п. Но при этом возможности отказа от
предлагаемой работы, включая временной, ограничены. В случае двухкратного
отказа, то есть проявления упорного сопротивления трудоустройству,
безработный может быть лишен своего статуса, а вместе с ним и права на
получение пособия по безработице.
По истечении установленного законом срока выплаты пособия безработные и
находящиеся на их иждивении члены семьи не остаются полностью без
материальной поддержки. Такие безработные в течение еще 6 месяцев, а члены их
семей — 12 месяцев могут получать помощь в виде ежемесячных денежных выплат.
В них включаются, в частности, дотации за пользование жильем, коммунальными
услугами, здравоохранением, общественным транспортом и питанием. Пределом
выплат является величина минимальной оплаты труда.
Материальная помощь безработным и членам их семей по истечении сроков
пособий по безработице
может оказываться при
в частности, относятся следующие:
— средний совокупный доход на каждого члена семьи не должен превышать
двухкратной величины минимального размера оплаты труда;
— безработный, утративший право на получение пособия по безработице, обязан
периодически
— по истечении годового периода безработный должен быть готов приступить к
оплачиваемой работе, включая временную работу. В случае отказа безработного
от одного предложения «подходящей» работы выплата материальной помощи
прекращается.
Такова в общих чертах система материальной поддержки безработных,
существующая в современной России, и условия ее предоставления.
б) Содействие в трудоустройстве. Социальное страхование в состоянии лишь
несколько облегчать материальное положение безработных, негативные последствия
высвобождения рабочей силы с производства, сделав этот процесс менее
болезненным. Но социальное страхование не может оказывать влияния на сам ход
его развития, на общее состояние занятости.
Трудоустройству подлежат прежде всего те уволенные, которые по своим
качественным характеристикам удовлетворяют или потенциально могут
удовлетворить современные потребности производства и в состоянии
рассчитывать на
соответствующие вакантные
Механизм трудоустройства. В нынешних условиях России возникновение
«вынужденной» безработицы прямо связано с экономическим кризисом и прежде
всего с его важнейшим проявлением — спадом промышленного производства.
Трудоустройство таких безработных непосредственно зависит от экономической
конъюнктуры, хозяйственной деятельности предприятий, воздействующей на них
экономической и кредитно-финансовой политики правительства. По оценке
руководства министерства труда, «ситуация на рынке труда на 90% зависит от
общей финансовой и бюджетной политики (государства)». При этом решающее
значение имеет состояние таких показателей, как спрос на рабочую силу,
количество имеющихся на производстве вакантных рабочих мест, их
технико-производственные характеристики, степень их соответствия составу
безработных и т. д.
Однако экономическая ситуация и экономическая политика определяют лишь общие
возможности для трудоустройства безработных. Сам же процесс трудоустройства
осуществляется через деятельность различных общественных институтов.
Упоминавшийся «Закон о занятости» обязывает безработного искать работу всеми
доступными ему способами. По данным на 1994 год, среди таких способов
наибольшее распространение получили использование личных связей (применяют
37,5% безработных), помощь государственной службы занятости (39,8%) и
непосредственное обращение к администрации предприятия с просьбой о приеме на
Информация о работе Инструменты государственной социальной политики