Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:47, курсовая работа
В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием приемлемой нормативно-законодательной базы, недостаточностью финансирования и прочими трудностями, которые скажутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.
Введение...........................2
§1. Безработица и государственная политика занятости.......4
§2. Социальная защита безработных.................13
Заключение.........................26
Список литературы........................27
Задачи написания курсовой работы:
§ раскрыть сущность понятия «безработица»;
§ определить основные направления политики занятости и
§ социальной защиты безработных.
товары производятся.
Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть
её в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия,
вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а
переводят на сокращённый режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или
рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально
таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются
таковыми.
Безработица продолжает молодеть. Если в феврале и мае 2002 года средний возраст
оказавшихся не у дел составлял 35 лет, то в августе - 34,5. Среди безработных
каждый десятый имеет высшее образование, каждый четвертый - среднее
профессиональное. Чтобы найти подходящее место, требуется в среднем более
восьми месяцев, однако каждый третий не может устроиться на работу более года.
Таким образом, можно сказать, что бич современного общества, в том числе и
Казахстане – это безработица, вызываемая как развитием технологий, так и
экономическим спадом. И большую роль в регулирование сокращения безработицы в
наше время отводится государству.
Основная задача политики занятости заключается не в том, чтобы
способствовать восстановлению на работе всех уволенных, вне зависимости от
потребности в них производства и причин увольнения. Такая политика означала
бы торможение или остановку естественного процесса высвобождения «излишней»
рабочей силы и тем самым противоречила бы императивам перехода к рынку, в том
числе необходимости
повышения экономической
осуществляется на основе сочетания трудоустройства со структурной
перестройкой экономики и улучшением показателей общественного производства.
Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке
труда:
Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда,
а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны,
обеспечивается
необходимый уровень жизни
– сохраняются эффективные стимулы к труду.
Во-вторых, формирование
оптимальной профессионально-
квалифицированно
– образовательной и
ресурсов, что
создает предпосылки для
экономики.
В-третьих, необходимость интеграции Казахстана в международную систему разделения
труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере
производства, науки и техники, организации управления.
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного
воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления
работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки
современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились
новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем
образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их
применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и
всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между
отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в
системе общества.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях
управления являются федеральные, территориальные и местные (городские,
районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском
обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня
занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей
силы с предприятий.
В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной
занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и
обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест
Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г. утвердил
Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 -
2000 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок
обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации Программы,
возложить на Министерство труда Российской Федерации общее организационно-
методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы, а
также координацию работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых
федеральных целевых и инвестиционных программ и рекомендовал органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить
план мероприятий по обеспечению реализации Программы.
Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000
гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и
Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и
среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ,
связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-
экономического развития отдельных регионов, иных программных
решений,
принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном
уровнях, в целях
повышения эффективности
материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие
годы показывает,
что способность
саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в
использовании элементов государственного регулирования, которое
предусматривается организовать в ходе реализации Программы.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере
является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест,
сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по
предотвращению роста безработицы.
Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости
населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных
рабочих мест в перспективных отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются[11]:
· обеспечение
правовых, экономических и
и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях
экономики и регионах Российской Федерации;
· регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение
конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
· формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества
создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной
мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня
жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и
ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости
населения;
· предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие
системы общественных работ.
Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в течение
1996-2000 гг.
В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997 гг.,
федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий
комплекс мер:
1. Определение
потребности в создании
2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении
перспективных рабочих мест
3. Проведение социальной
экспертизы разрабатываемых
инвестиционных программ
4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование
общих условий для создания и сохранения рабочих мест.
5. Создание механизма,
обеспечивающего развитие
территориальной мобильности рабочей силы
6. Повышение эффективности
использования имеющихся
7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе
общественных работ
8. Разработка механизма
развития социального
сохранения рабочих мест
9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для
неконкурентоспособных граждан
На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг. федеральным
органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:
1. Разработка и
реализация пакета целевых
рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации
2. Создание условий
для повышения качества
3. Стимулирование
формирования эффективной
В “Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1998-
2000 год” предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе
взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить
массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней
рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:
·
обеспечение прогрессивных
населения;
· переориентацию экономически активного населения на новые формы
трудовых отношений;
Информация о работе Инструменты государственной социальной политики