Инструменты государственной социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием приемлемой нормативно-законодательной базы, недостаточностью финансирования и прочими трудностями, которые скажутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

Оглавление

Введение...........................2

§1. Безработица и государственная политика занятости.......4
§2. Социальная защита безработных.................13
Заключение.........................26
Список литературы........................27
Задачи написания курсовой работы:
§ раскрыть сущность понятия «безработица»;
§ определить основные направления политики занятости и
§ социальной защиты безработных.

Файлы: 1 файл

курсовая макро.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

товары производятся.

     Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть

её в том, что  в условиях неполного использования ресурсов предприятия,

вызванного экономическим  кризисом, предприятия не увольняют  работников, а

переводят на сокращённый  режим рабочего времени (неполная рабочая  неделя или

рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально

таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются

таковыми. 

  

Безработица продолжает молодеть. Если в феврале и мае 2002 года средний возраст

оказавшихся не у дел составлял 35 лет, то в августе - 34,5. Среди безработных

каждый десятый имеет высшее образование, каждый четвертый - среднее

профессиональное. Чтобы найти подходящее место, требуется  в среднем более

восьми месяцев, однако каждый третий не может устроиться на работу более года.

Таким образом, можно сказать, что бич современного общества, в том числе и

Казахстане – это  безработица, вызываемая как развитием технологий, так и

экономическим спадом. И большую роль в регулирование  сокращения безработицы в

наше время  отводится государству.

Основная задача политики занятости заключается не в том, чтобы

способствовать  восстановлению на работе всех уволенных, вне зависимости от

потребности в  них производства и причин увольнения. Такая политика означала

бы торможение или остановку естественного процесса высвобождения «излишней»

рабочей силы и тем самым противоречила бы императивам перехода к рынку, в том

числе необходимости  повышения экономической эффективности. Политика занятости

осуществляется  на основе сочетания трудоустройства со структурной

перестройкой  экономики и улучшением показателей общественного производства.

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие  перед государством на рынке

труда:

Во-первых, достижение такого соотношения между спросом  и предложением труда,

а также его  активной и резервной частями, при  котором, с одной стороны,

обеспечивается  необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой

– сохраняются  эффективные стимулы к труду.

Во-вторых,  формирование оптимальной профессионально-отраслевой,

квалифицированно  – образовательной и географической мобильности трудовых

ресурсов,  что  создает предпосылки для повышения  эффективности всей рыночной

экономики.

В-третьих, необходимость  интеграции Казахстана в международную систему разделения

труда, что предполагает активную международную конкуренцию  в сфере

производства, науки  и техники, организации управления.

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного

воздействия на количественные и качественные аспекты  развития и потребления

работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки

современному  уровню производства. Кроме того, в  настоящее время появились

новые противоречия, такие как противоречия между  достигнутым уровнем

образования и  квалификации основной массы работников и невозможностью их

применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и

всегда занятого»  до «возможно безработного», возросла конкуренция между

отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в

системе общества.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях

управления являются федеральные, территориальные и  местные (городские,

районные) программы.

В современных  условиях исходным постулатом стратегии  занятости в российском

обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня

занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение  лишней рабочей

силы с предприятий.

В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной

занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и

обеспечения необходимых  условий для создания и сохранения рабочих мест

Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г.  утвердил

Комплексную программу  мер по созданию и сохранению рабочих  мест на 1996 -

2000 гг., обязал Правительство  Российской Федерации в двухмесячный срок

обеспечить разработку и принятие плана мероприятий  по реализации Программы,

возложить на Министерство труда Российской Федерации общее  организационно-

методическое руководство  и контроль за обеспечением реализации Программы, а

также координацию  работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых

федеральных целевых  и инвестиционных программ и рекомендовал органам

исполнительной  власти субъектов Российской Федерации  разработать и утвердить

план мероприятий  по обеспечению реализации Программы.

Комплексная программа  мер по созданию и сохранению рабочих  мест на 1996-2000

гг. включает систему  мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и

Правительством  Российской Федерации совместно  с органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации.

Реализация Программы  призвана обеспечить координацию долгосрочных и

среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ,

связанных со структурной  перестройкой экономики, программ социально-

экономического      развития отдельных     регионов, иных программных

решений,

принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном

уровнях, в целях  повышения эффективности расходования финансовых и

материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие

годы показывает, что способность складывающегося  рынка труда к

саморегулированию все еще незначительна, поэтому  остается необходимость в

использовании элементов государственного регулирования, которое

предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере

является формирование эффективной системы создания и  сохранения рабочих мест,

сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по

предотвращению  роста безработицы.

Целями Программы  являются повышение уровня и изменение  структуры занятости

населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных

рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются[11]:

· обеспечение  правовых, экономических и организационных  условий для создания

и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях

экономики и регионах Российской Федерации;

· регулирование  складывающегося национального  рынка труда и повышение

конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

· формирование эффективной  структуры занятости населения; повышение качества

создаваемых рабочих  мест; развитие профессиональной и  территориальной

мобильности рабочей  силы; создание благоприятных условий  для повышения уровня

жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и

ответственности участников социально-трудовых отношений  в сфере занятости

населения;

· предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие

системы общественных работ.

Реализацию Программы  предусматривается осуществлять в  два этапа в течение

1996-2000 гг.

В рамках первого  этапа реализации Программы, рассчитанного  на 1996-1997 гг.,

федеральным органам  исполнительной власти необходимо осуществить  следующий

комплекс мер:

1. Определение  потребности в создании рабочих  мест

2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении

перспективных рабочих  мест

3. Проведение социальной  экспертизы разрабатываемых федеральных  целевых и

инвестиционных  программ

4. Разработка нормативной  правовой базы, ориентированной  на формирование

общих условий  для создания и сохранения рабочих  мест.

5. Создание механизма,  обеспечивающего развитие профессиональной  и

территориальной мобильности рабочей силы

6. Повышение эффективности  использования имеющихся производственных  мощностей

7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе

общественных работ

8. Разработка механизма  развития социального партнерства  в области создания и

сохранения рабочих  мест

9. Целевая поддержка  создания и сохранения рабочих  мест для

неконкурентоспособных граждан

На втором этапе  реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг. федеральным

органам исполнительной власти необходимо добиться решения  следующих задач:

1. Разработка и  реализация пакета целевых программ, направленных на создание

рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации

2. Создание условий  для повышения качества рабочих  мест

3. Стимулирование  формирования эффективной структуры  занятости населения

В “Федеральной целевой  программе содействия занятости  населения РФ на 1998-

2000 год” предусмотрена  необходимость обеспечения в  ближайшей перспективе

взвешенности в  политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить

массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению  излишней

рабочей силы в  связи со структурной перестройкой экономики.

Политика на рынке  труда в ближайшем периоде  будет направлена на:

·        обеспечение прогрессивных сдвигов  в отраслевой структуре занятости

населения;

·        переориентацию экономически активного  населения на новые формы

трудовых отношений;

Информация о работе Инструменты государственной социальной политики