Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:47, курсовая работа
В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием приемлемой нормативно-законодательной базы, недостаточностью финансирования и прочими трудностями, которые скажутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.
Введение...........................2
§1. Безработица и государственная политика занятости.......4
§2. Социальная защита безработных.................13
Заключение.........................26
Список литературы........................27
Задачи написания курсовой работы:
§ раскрыть сущность понятия «безработица»;
§ определить основные направления политики занятости и
§ социальной защиты безработных.
§1. Безработица и государственная политика занятости.......4
§2. Социальная защита безработных.................13
Заключение....................
Список литературы.............
Задачи написания курсовой работы:
§ раскрыть сущность понятия «безработица»;
§ определить основные направления политики занятости и
§ социальной защиты безработных.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения – наша действительность. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую
наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Безработица - не просто отсутствие работы. Она ставит нелегкие задачи перед
теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное разрушительное влияние на людей.
В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием приемлемой нормативно-законодательной базы, недостаточностью финансирования и прочими трудностями, которые скажутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.
Прежде
всего, безработица бьет по такому важнейшему
социальному институту, как семья. Если
в семье есть хотя бы один безработный,
то это существенно снижает жизненный
уровень и социальные возможности всех
членов семьи. Семья не выполняет или лишь
частично выполняет те важнейшие функции,
которые возложены на нее обществом.
Эти факторы ведут к разрушению
самой семьи. В семьях безработных наблюдается
повышенная конфликтность, снижается
“порог терпимости”, способность заботиться
друг о друге, увеличивается количество
разводов. Специалисты отмечают, что в
подобных семьях значительно чаще встречаются
случаи жестокого обращения с детьми,
а у самих детей наблюдаются отклонения
в поведении, нервные расстройства, возрастает
уровень заболеваемости.
Отсутствие работы приводит
к обострению проблемы девиантного поведения
(алкоголизация и наркотизация общества,
рост проституции, бездомности и преступности).
Уже давно считается, что существует зависимость
между безработицей и преступностью. Изучение
дел правонарушителей в США показывает,
что до 70% заключенных в момент ареста
не имели работы, что рецидивизм часто
объясняется отсутствием работы.
Система социальной защиты
незанятого населения функционирует в
рамках государственной программы занятости
и предполагает как прямую социальную
защиту безработных, так и воздействие
на спрос и предложение рабочей силы, включение
различных правовых, организационных
и экономических рычагов влияния на рыночные
механизмы.
С теми, кто изъявил желание участвовать
в общественных работах, заключается трудовой
договор на установленный срок. Они обладают
всеми правами, определенными трудовым
законодательством, и имеют возможность
получать пособие по безработице, если
на них распространяется статус безработного.
Финансируют общественные работы фонд
занятости, местный бюджет или те организации,
для которых данные работы выполняются.
В центрах занятости на бесплатной основе
можно получить информацию о наличии рабочих
мест, юридическую консультацию, психологическую
помощь.
Апробирована
такая форма социальной защиты
населения, как квотирование
Кроме административных применяются и
экономические меры воздействия: льготное
(или наоборот) налогообложение, льготное
кредитование предприятий, увеличивающих
количество рабочих мест для слабо конкурентных
слоев населения, либо для создающих новые
рабочие места.
Замечено, что наиболее емкий и подвижный
механизм роста занятости населения —
это растущая база мелкого и среднего
предпринимательства, которая в силу своей
мобильности при условии его стимулирования
оперативно улучшает ситуацию на рынке
труда.
Создать дополнительные рабочие места
можно, используя все характеристики гибкого
рынка труда: частичная, временная занятость,
совместительство, гибкие графики организации
рабочего времени и т. п.
Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. Критерии
признания человека безработным обычно устанавливаются законом или
правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но,
как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это :
§ трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше
минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по
найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по
старости.
§ Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение
некоторого времени (например, месяца).
§ Доказанное стремление человека найти работу, например, обращение его в
службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на
собеседование сотрудники этой службы.
Институту государственной службы занятости около 100 лет. Его предтечей были
биржи труда, получившие во многих странах широкое распространение во второй
половине позапрошлого века. До этого трудоустройством, как правило,
занимались профессиональные корпорации, а услуги немногочисленных частных
контор трудового посредничества ограничивались довольно узкими областями
деятельности (например, наймом домашней прислуги).
В два последних десятилетия XIX в. стали создаваться организации, выступавшие
посредником при подборе рабочей силы. Однако им не особенно доверяли и
профсоюзы, и работодатели: первые опасались, что биржи труда будут
использоваться работодателями в штрейкбрехерских целях, вторые - что под
давлением профсоюзов биржи будут отдавать приоритет в трудоустройстве членам
профсоюза, препятствуя тем самым мобильности рабочей силы. Обе стороны
трудовых отношений были заинтересованы во вмешательстве некой нейтральной
стороны, которой и стало государство. Последнее, в свою очередь, было
заинтересовано в предупреждении массовой безработицы как источника социальной
напряженности, а также в межрегиональном или отраслевом перемещении рабочей
силы как условии
повышения эффективности
"Включенность"
государства в политику
на рубеже XIX - ХХ вв. Наиболее интенсивно данный процесс проходил в Германии,
где уже в начале прошлого века существовало 400 государственных бирж труда и
3500 бирж профсоюзов.
С их помощью заполнялись
половина из которых приходилась на государственные структуры. В 1910-1912 гг. в
Великобритании впервые были созданы национальная система бирж труда и
государственная страховая система на случай безработицы
Причины безработицы разнообразны:
1.
Структурные сдвиги в
новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
2.
Экономический спад или
снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
3.
Политика правительства и
минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем
самым снижает спрос на рабочую силу;
4.
Сезонные изменения в уровне
производства в отдельных
5. Изменения в демографической структуре населения, в частности рост
численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и,
возрастает вероятность безработицы.
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы:
Фрикционная безработица - связана с перемещением людей с одной работы на
другую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том, что
и люди, и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определённое время для
"взаимного поиска".
Структурная безработица - связана с изменением в технологиях, а также с
тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары,
которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия
пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как
правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы,
либо к переобучению персонала.
Сезонная безработица - связана с неодинаковыми объёмами производства,
выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни
месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт, в другие - уменьшается. К
отраслям, для которых характерны сезонные колебания объёмов производства
относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.
Циклическая безработица - связана с недостаточным совокупным спросом на
товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти
Информация о работе Инструменты государственной социальной политики