Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:47, курсовая работа
В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием приемлемой нормативно-законодательной базы, недостаточностью финансирования и прочими трудностями, которые скажутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.
Введение...........................2
§1. Безработица и государственная политика занятости.......4
§2. Социальная защита безработных.................13
Заключение.........................26
Список литературы........................27
Задачи написания курсовой работы:
§ раскрыть сущность понятия «безработица»;
§ определить основные направления политики занятости и
§ социальной защиты безработных.
· достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа
рабочих мест;
· предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
·
создание новых и повышение
· развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы
обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
· рост мобильности трудовых ресурсов.
К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению
проблем занятости относится:
· преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения
сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более
полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий,
направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли,
так и в отрасли традиционной занятости;
· экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и
среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде
всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
·
оптимизация масштабов
экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового
законодательства в этой сфере;
· разработка специальной программы по стабилизации занятости в
регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
· развитие гибких форм занятости;
· последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной
социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение
потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
· дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее
прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;
· улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда,
зарплаты и использования рабочего времени;
· сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников,
эффективное использование рабочих мест;
· проведение взвешенной миграционной политики, направленной на
позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов,
защиту российского рынка труда;
· развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых
через государственную службу занятости населения и направленных на
предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному
труду.
Государственное
регулирование рынка труда
многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в
виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.
На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти
призваны решать следующие основные задачи:
1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной,
внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К
этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и
закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного,
экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных
программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на
поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача -
регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.
2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и
приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят
минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных
и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев
и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном
контексте как цена труда.
3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и
социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой
данного блока является политика Министерства труда и социального развития
(службы занятости) на рынке труда.
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного
воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления
работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки
современному уровню производства.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и
обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе
действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации
населения создана в 1991 году на основе закона «О занятости населения»
Государственная служба занятости.
Помощь государственной службы занятости осуществляется преимущественно по
двум направлениям:
1. Через государственную
поддержку материальных
безработных с тем, чтобы обеспечить безработному и членам его семьи —
иждивенцам элементарные условия для выживания. Такая помощь по своей сути
пассивна. Она ограничена по времени. В принципе материальная поддержка
должна предоставляться в таких узких пределах, которые не позволяют жить
безбедно и вынуждают безработного искать работу;
2. Через трудоустройство тех безработных, которые к этому способны и
проявляют желание участвовать в общественном производстве. Такая поддержка,
будучи по своей сути более конструктивной и активной, перемещает центр
тяжести на поощрение инициативы безработного в поисках работы, чтобы он не
уповал только на получение материальной помощи от общества, но предпринимал
усилия к самообеспечению. Смысл активной поддержки заключается в том, чтобы,
создавая благоприятные условия, стимулировать в максимальной степени
включение безработного в трудовую деятельность.
Характерен в этом отношении пример работы Московской областной службы
занятости. Она включает в себя Московский областной центр, 18 городских и 39
районных центров, а также специализированные учебные центры по профессиональной
переподготовке и переобучению. В службе работают около 1200 человек, которые
заняты поиском вакантных рабочих мест, соответствующих возможностям
зарегистрированных безработных, выплатой пособий о безработице, переобучением
безработных, а также консультацией[12].
Аналогичная деятельность свойственна и другим подразделениям Федеральной
государственной службы занятости населения (ФГСЗ). Созданная в 1993 году в
соответствии с Законом РФ «О занятости населения» (1991 г.), ФГСЗ включает
Государственный комитет по занятости, Государственные комитеты по занятости
республик в составе РФ, Центров занятости в других субъектах Федерации и
Центров занятости в районах и городах. Подразделения службы занятости в
пределах своей компетенции разрабатывают и осуществляют программы занятости с
участием представителей организаций предпринимателей (работодателей) и
представителей трудящихся[13].
Деятельность органов службы занятости осуществляется на основе приказа №57 от
25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансировании мероприятий по
содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за
счет средств федерального бюджета», а так же из местного бюджета.
По положениям данного приказа средства направляются, в частности, на:
— мероприятия по профориентации, профподготовке и переподготовке безработных;
— организацию общественных работ;
— выплаты пособий по безработице, компенсацию материальных затрат безработным
в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы
занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного,
находящимся на его иждивении, а также тем безработным, которые потеряли право
на пособие по
безработице в связи с
выплаты;
— мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих мест, а также
специализированных рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите
(инвалиды беженцы
и пр.), по развитию
безработных др.
Служба занятости выполняет следующие функции:
1.
Анализ и прогнозирование
рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка
труда;
2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся
по вопросам трудоустройства;
3.
Для эффективного
комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она
позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации,
оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным
средством автоматизации является вычислительная техника.
4. Консультация обращающихся в службу занятости
трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения
рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
5. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей
работы, а работодателям
- в подборе необходимых
6. Для граждан, потерявших работу и заработок,
подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке,
учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности,
транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом
Информация о работе Инструменты государственной социальной политики