Инструменты государственной социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием приемлемой нормативно-законодательной базы, недостаточностью финансирования и прочими трудностями, которые скажутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

Оглавление

Введение...........................2

§1. Безработица и государственная политика занятости.......4
§2. Социальная защита безработных.................13
Заключение.........................26
Список литературы........................27
Задачи написания курсовой работы:
§ раскрыть сущность понятия «безработица»;
§ определить основные направления политики занятости и
§ социальной защиты безработных.

Файлы: 1 файл

курсовая макро.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

·        достижение сбалансированности предложения  рабочей силы и числа

рабочих мест;

·        предупреждение массовой безработицы  на местных рынках труда;

·        создание новых и повышение эффективности  существующих рабочих мест;

·        развитие кадрового потенциала путём  совершенствования системы

обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

·        рост мобильности трудовых ресурсов.

К ключевым интегрированным  направлениям действий Правительства  РФ по решению

проблем занятости  относится:

·        преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения

сбалансированной  инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более

полное использование  имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий,

направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли,

так и в отрасли  традиционной занятости;

·        экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и

среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской  деятельности, прежде

всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке  труда;

·        оптимизация масштабов занятости  в негосударственном секторе

экономики, обеспечение  государственного контроля за соблюдением  трудового

законодательства  в этой сфере;

·        разработка специальной программы  по стабилизации занятости в

регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

·        развитие гибких форм занятости;

·        последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной

социальной поддержки  населения, направленной в том числе  на снижение

потребности в  работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

·        дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее

прогрессивного  средства формирования высокого качества рабочей силы;

·        улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда,

зарплаты и использования  рабочего времени;

·        сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных  работников,

эффективное использование  рабочих мест;

·        проведение взвешенной миграционной политики, направленной на

позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов,

защиту российского  рынка труда;

·        развитие и повышение эффективности  программных услуг, реализуемых

через государственную  службу занятости населения и  направленных на

предотвращение  безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному

труду.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно  рассматривать как

многоуровневый  процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в

виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти

призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной,

внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К

этой задаче относятся  вопросы принятия решений о государственных  заказах и

закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного,

экологического  и социального назначения, о государственных  инвестиционных

программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на

поддержание и  развитие производства  в приоритетных отраслях. Особая задача -

регулирование внешнеэкономических  связей в интересах занятости.

2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и

приоритетами  регулирования рынка  труда. В число задач этого блока входят

минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных

и нелегальных  форм иммиграции, содействие занятости  зарегистрированных беженцев

и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном

контексте как  цена труда.

3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

В число задач  данного блока входят организационное  развитие Министерства труда и

социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой

данного блока  является политика Министерства труда  и социального развития

(службы занятости)  на рынке труда.

Государство на рынке  труда должно осуществлять систему  мер целенаправленного

воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления

работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки

современному уровню производства.

    

§2. Социальная защита безработных.

 

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и

обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе

действующих центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации

населения создана  в 1991 году  на основе закона «О занятости  населения»

Государственная служба занятости.

Помощь государственной  службы занятости осуществляется преимущественно по

двум направлениям:

1. Через государственную  поддержку материальных источников существования

безработных с  тем, чтобы обеспечить безработному и членам его семьи —

иждивенцам элементарные условия для выживания. Такая  помощь по своей сути

пассивна. Она ограничена по времени. В принципе материальная поддержка

должна предоставляться в таких узких пределах, которые не позволяют жить

безбедно и вынуждают  безработного искать работу;

2. Через трудоустройство  тех безработных, которые к  этому способны и

проявляют желание  участвовать в общественном производстве. Такая поддержка,

будучи по своей сути более конструктивной и активной, перемещает центр

тяжести на поощрение  инициативы безработного в поисках  работы, чтобы он не

уповал только на получение материальной помощи от общества, но предпринимал

усилия к самообеспечению. Смысл активной поддержки заключается в том, чтобы,

создавая благоприятные  условия, стимулировать в максимальной степени

включение безработного в трудовую деятельность.

Характерен в  этом отношении пример работы Московской областной службы

занятости. Она  включает в себя Московский областной центр, 18 городских и 39

районных центров, а также специализированные учебные  центры по профессиональной

переподготовке и переобучению. В службе работают около 1200 человек, которые

заняты поиском  вакантных рабочих мест, соответствующих возможностям

зарегистрированных  безработных, выплатой пособий о  безработице, переобучением

безработных, а  также консультацией[12].

Аналогичная деятельность свойственна и другим подразделениям Федеральной

государственной службы занятости населения (ФГСЗ). Созданная в 1993 году в

соответствии с  Законом РФ «О занятости населения» (1991 г.), ФГСЗ включает

Государственный комитет по занятости, Государственные  комитеты по занятости

республик в составе РФ, Центров занятости в других субъектах Федерации и

Центров занятости  в районах и городах. Подразделения службы занятости в

пределах своей  компетенции разрабатывают и осуществляют программы занятости с

участием представителей организаций предпринимателей (работодателей) и

представителей трудящихся[13].

Деятельность органов  службы занятости осуществляется на основе приказа №57 от

25 марта 2002 года  «Об утверждении положения о финансировании мероприятий по

содействию занятости  населения и социальной поддержке  безработных граждан за

счет средств  федерального бюджета», а так же из местного бюджета.

По положениям данного приказа  средства направляются, в частности, на:

— мероприятия  по профориентации, профподготовке и  переподготовке безработных;

— организацию  общественных работ;

— выплаты пособий  по безработице, компенсацию материальных затрат безработным

в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы

занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного,

находящимся на его  иждивении, а также тем безработным, которые потеряли право

на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его

выплаты;

— мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих мест, а также

специализированных  рабочих мест для особо нуждающихся  в социальной защите

(инвалиды беженцы  и пр.), по развитию предпринимательской  деятельности

безработных  др.

Служба занятости  выполняет следующие функции:

1.                       Анализ и прогнозирование спроса  и предложения на

рабочую силу, информирование населения и работодателей о  состоянии рынка

труда;

2.                       Учет свободных рабочих мест  и граждан, обращающихся

по вопросам трудоустройства;

3.                       Для эффективного осуществления  этих задач необходимо

комплексное внедрение  автоматизации в процессы управления занятостью. Она

позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке  информации,

оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным

средством автоматизации  является вычислительная техника.

4.                       Консультация обращающихся в  службу занятости

трудящихся и  работодателей о возможностях получения  работы и обеспечения

рабочей силой, о  требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

5.                       Оказание помощи гражданам в  выборе подходящей

работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

6.                       Для граждан, потерявших работу и заработок,

подходящей считается  работа, соответствующая их профессиональной подготовке,

учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней  специальности,

транспортную доступность  нового рабочего места. В соответствии с законом

Информация о работе Инструменты государственной социальной политики