Институциональные проблемы развития системы корпоративного управления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:24, реферат

Краткое описание

Проблема исследования корпоративного управления в настоящее время является одним из самых актуальных направлений современных экономических исследований. Корпорации в России еще не справляются с ролью ключевого звена нашей экономики. Между тем, корпорация – это важнейший институт современной экономики. В промышленно развитых странах он является неотъемлемым атрибутом системы власти.
В России национальная модель корпоративного управления находится на стадии формирования, она еще не заработала по – настоящему, управленческие механизмы простаивают, не находя себе достаточного применения в новых условиях.
Необходимость анализа теории и практики корпоративного управления в России с целью выявления причин его несовершенства, значимых проблем, а также изучение вариантов их решения предопределила актуальность темы реферата «Институциональные проблемы развития системы корпоративного управления в России».

Оглавление

Введение………………………………………………………………3 - 4
Глава 1. Проблема кооперативного управления в России.
1.1. Теоретические аспекты корпоративного управления…………….. 5-9
1.2. Особенности формирования российской модели корпоративного управления……………………………………………………………10 - 15
1.3. Причины проблем системы корпоративного управления и меры по их устранению…………………………………………………………...16 - 22
Заключение…………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

ИНСТИТУЦ.ЭКОНОМИКА.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

 

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Кафедра экономической теории и методологии

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине:

 

«Институциональная экономика»

На тему: «Институциональные проблемы развития системы корпоративного управления в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил студент

Группы____721-4__________

___________А.А.Гончарова

(подписать)

Номер зачетной книжки_____

 

 

 

Проверил:

Кандидат экономических наук

___________Е.В. Лядова

(подписать)

 

 

 

Н.Новгород, 2014 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………3 - 4

Глава 1. Проблема кооперативного управления в России.

    1. Теоретические аспекты корпоративного управления…………….. 5-9
    2. Особенности формирования российской модели корпоративного управления……………………………………………………………10 - 15
    3. Причины проблем системы корпоративного управления и меры по их устранению…………………………………………………………...16 - 22

Заключение…………………………………………………………...23

Список литературы…………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях глубокой и широкомасштабной трансформации в экономике России, вызванной как научно–техническим прогрессом, так и ее системными и структурными преобразованиями, осуществляемыми в процессе формирования рыночной экономики и политической демократии, перед российской экономической наукой особняком ставятся вопросы совершенствования системы управления.

Среди них особо важное значение имеет кардинальная перестройка не только системы управления экономики в целом, но и управляющей системы отдельно взятых предприятий. Главную роль, с этой точки зрения, играет практика корпоративного управления, поскольку именно крупные корпорации определяют как облик национальной экономики в мировой экономике, так и основные направления ее развития, а также эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Проблема исследования корпоративного управления в настоящее время является одним из самых актуальных направлений современных экономических исследований. Корпорации в России еще не справляются с ролью ключевого звена нашей экономики. Между тем, корпорация – это важнейший институт современной экономики. В промышленно развитых странах он является неотъемлемым атрибутом системы власти.

В России национальная модель корпоративного управления находится на стадии формирования, она еще не заработала по – настоящему, управленческие механизмы простаивают, не находя себе достаточного применения в новых условиях.

То есть, корпоративное управление в России уже успело столкнуться с рядом проблем, для решения которых нужно применять определенные меры.

Необходимость анализа теории и практики корпоративного управления в России с целью выявления причин его несовершенства, значимых проблем, а также изучение вариантов их решения предопределила актуальность темы реферата «Институциональные проблемы развития системы корпоративного управления в России».

 

 

1. Проблемы корпоративного управления в России

 

1.1 Теоретические аспекты корпоративного управления

 

Стержневой проблемой современного общества является увеличивающийся разрыв между миром богатых и миром бедных, усиливающийся процессами глобализации и транснационализации. Одним из факторов такого разрыва является действие механизма процессов корпоратизации и их взаимодействие с общественным сектором экономики.

В экономической теории по–разному оценивается роль корпоративных структур. Одни ученые считают, что корпорация является основой построения экономики страны, установления основных пропорций эффективного развития, а другие утверждают, что негативные тенденции деятельности «мегаобъединений» наносят значительный ущерб развитию цивилизации.

В неоклассической экономической теории длительное время субъект экономической деятельности в виде предприятия рассматривался как изолированная юридическая и экономическая организация, преобразующая в процессе производства исходные ресурсы в готовую продукцию. Модель предприятия определялась производственной функцией, выражающей зависимость результатов производства от количества затраченных факторов. Основным критерием успешности на рынке в этом случае является достижение эффективности производства за счет комбинации ресурсов производства, минимизации издержек и максимизации прибыли.

Неоклассическая школа рассматривает экономическую модель совершенной конкуренции и модель свободного рынка, состоящую из бесконечного количества экономических субъектов, действующих независимо друг от друга с полной информацией о структуре спроса и предложении, а также с полной свободой обращения на рынке. Важнейшими институтами рыночной экономики являются предприятия, фирмы и система контрактных отношений, включающих нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, оформленные договорами между участниками рынка.

Вместе с тем институциональное развитие в любой экономической системе предопределяет процесс управления, а функционирование институтов осуществляется под контролем государства за рыночными отношениями.

Современные экономисты рассматривают управление структурами, применяя институциональную теорию, на основе общих и частных универсальных положений управления; на основе теории соучастников, определяющей обязательность подконтрольности отчетности собственников компаний всем заинтересованным внешним и внутренним контрагентам; на основе агентской теории, базирующейся на применении механизмов и инструментов корпоративных отношений с учетом агентских расходов.

Кроме того, современные теории управления корпоративными структурами рассматривают основное звено экономической системы как своеобразный экономический интегрирующий объект социально–экономических процессов взаимоотношений во времени и пространстве, используя системные мультипликативные эффекты, определяющие зарождение и становление современных корпораций.

Понятие «корпорация» трактуется как «объединение, сообщество лиц, объединяемых общностью профессиональных или сословных интересов, или наиболее распространенная форма управления крупным производством». Масштабы деятельности и захват рынков однотипной продукции связывают понятие корпорации с монополизмом. В словаре С.И. Ожегова корпорация – это «одна из форм монополистических объединений».

И. Ансофф определяет корпорацию как «широко распространенную с развитой рыночной экономикой форму организации экономической деятельности, предусматривающей долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму». Особенностями корпоративного институционального управления являются концентрация, рост и расширение масштабов производства с применением стратегий слияния и поглощений. Применение данных стратегических направлений развития и управления корпоративными структурами ведет к расширению сфер влияния на конкурируемом рынке, развитию интеграционных процессов, появлению новых конкурентных преимуществ. Рост и расширение масштабов корпоративного производства основаны на процессах оптимизации производства, привлечения иностранного капитала, капитализации прибыли, эмиссии акций и других ценных бумаг, а также привлечении заемных средств. Признаками, выделяющими корпорацию среди других видов объединений субъектов экономической деятельности, являются большие размеры, транснациональная сфера деятельности, успешная конкуренция и господство на рынке.

Понятие «корпорация» созвучно понятию «интеграция». Интеграция – взаимосвязанность, системное соединение в единое целое, сближение, объединение предприятий, промышленных производств, регионов или стран. Можно выделить интеграцию вертикальную, горизонтальную, диагональную, конгломератную на микро – и макроуровнях.

Вертикальная интеграция использует объединение различных стадий производства, связанных единой производственно – реализационной цепочкой, что позволяет расширить конкурентные преимущества в области обеспечения сырья или сбыта готовой продукции, снизить издержки производства. Вместе с тем она увеличивает предпринимательский риск и зависимость от постоянных партнеров.

Горизонтальная интеграция характеризуется объединением подразделений одного производства в рамках единого технологического процесса. Горизонтальная интеграция оказывает влияние на стабильность работы компании на конкурируемом рынке и на рост ее экономических показателей.

При формировании корпоративных структур наряду с горизонтальными и вертикальными интегрированными производствами в состав включаются другие производства, отличные от остального профиля, что приводит к комбинированию. Комбинированным видом интеграции является диагональная интеграция, объединяющая предприятия, находящиеся на разных уровнях вертикального или горизонтального производственного цикла, выпускающих разнообразные виды продукции и имеющих не прямое, а косвенное взаимодействие друг с другом. Цель диагональной интеграции – диверсификация рисков, оказание влияния на поставщиков сырья и потребителей продукции, услуг.

Корпоративное управление определяется как «правовое регулирование деятельности добровольных объединений физических и юридических лиц (корпораций, акционерных обществ), связанных между собой обязательствами по созданию хозяйственного предприятия и организации его деятельности».

Преследуя цель массового производства товаров и услуг, крупные корпорации располагают широкими возможностями для снижения издержек на единицу продукции, создания достаточно больших запасов сырья и товаров, получения кратко – и долгосрочных кредитов под приемлемые проценты, организации крупного диверсифицированного инновационного производства, обеспечения при необходимости эффективного механизма внутриотраслевого, межотраслевого и внутрифирменного перелива капитала.

Главное преимущество крупного корпоративного предпринимательства – большие масштабы производственно–коммерческой деятельности. Крупные предприятия в лице корпораций создаются для сокращения всякого рода рисков, увеличения прибыли и достижения максимального эффекта от своей деятельности, при этом используются преимущества специализации и кооперации производства. Они дают возможность аккумулировать больше ресурсов и использовать их более эффективно, нежели сумма определенного числа отдельных фирм. Именно при корпоративной форме организации производства создаются максимально благоприятные условия для привлечения инвестиций, аккумулирования поступлений из различных источников.

Корпоратизация бизнес деятельности – это форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая:

  • долевую ответственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в управляющей компании;
  • добровольную централизацию участниками корпоративной группы собственности объединяемых предприятий.

То есть, корпоративное управление представляет собой систему взаимоотношений между менеджерами, советом директоров, акционерами и заинтересованными лицами по управлению компанией. Такая система влияет не только на текущие доходы владельцев, но и на будущие инвестиции компаний.

Для управления корпорацией как совокупностью юридических лиц, осуществляющих самостоятельную, но согласованную деятельность (зачастую в различных сферах бизнеса) для реализации общей цели, в отличие от управления одной компанией требуются новые подходы. На первый план выходит построение устойчивой системы взаимодействия субъектов.

В связи с этим, эффективность управления интегрированных структур во многом определяется качеством управления финансами корпоративной группы или качеством финансового менеджмента

С этой точки зрения, управление корпорацией представляет собой систему организационно–структурных отношений между ее различными элементами, созданных для реализации производства и воспроизводства, упорядочения ролей, функций, форм и методов деятельности для реализации своих интересов. Немаловажное значение здесь имеет определение концептуальных основ системы корпоративного управления.

 

    1. Особенности формирования российской модели

корпоративного управления

 

На начальном этапе формирования рыночных отношений в России становление корпоративного предпринимательства, а вслед за этим формирование и утверждение системы корпоративного управления и ее принципов столкнулись с целым рядом довольно серьезных объективных трудностей. Речь идет о таких общеизвестных факторах, как разрыв связей предприятий, входивших ранее в единый народнохозяйственный комплекс, полное отсутствие инфраструктуры рынка, технико–технологическая отсталость многих крупных предприятий и неподготовленность или даже отсутствие управленческого персонала, способного эффективно работать в рыночных условиях, отсутствие достаточных объемов накопленного капитала, несовершенство финансовой системы страны.

В 1990-х годах в России начался массовый процесс приватизации, который привел к созданию достаточно большого числа акционерных обществ. Реформирование проходило с ориентацией на англо-саксонскую модель корпоративного управления. Предполагалось, что при акционировании государственной собственности будет постепенно создан механизм контроля и регулирования со стороны фондового рынка. К 1997 году получили лицензии 16 бирж и более чем 1,5 тыс. профессиональных участников рынка ценных бумаг. В конце 1997 года 17 российских компаний вышли на мировой рынок, выпустив американские депозитарные расписки.

Информация о работе Институциональные проблемы развития системы корпоративного управления в России