Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:12, курсовая работа
Понимая актуальность данного работы, мне хотелось бы изучить все виды транспортной системы, влияние которых в разные периоды истории России было определяющим, причем как при грузоперевозках, так и при пассажирском сообщении, - а именно: водный (речной и морской), железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, электроный и воздушный транспорт.
В этой работе внимание будет уделено каждому виду транспорта. Здесь будут описаны общие черты транспортной системы, её развитие и усовершенствование с течением времени, формирование составных частей.
Объектом данной работы являются транспортная система РФ, ее проблемы и перспективы. Цель данной работы является изучить транспорт России его развития и проблемы. Акктуальность данной работы является развития и потребления транспорта в России, так как он является основной отраслью с связью с огромной ее територии.
Введение……………………………………………………………….……....3
1 Транспортная системаРФ………………………………...…….…..…..4
1.1 Общая характеристика….…………………………...…………….4
1.2 Историческое развитие транспорта в РФ………………..……...6
2 Виды транспорта…………………………………………………….....13
2.1 Железнодорожный транспорт………....………………………...13
2.2. Автомобитьный транспорт……………………………………...14
2.3 Воздушный транспорт…………………………………………..15
2.4 Водный транспотрт………………………………………………...17
2.4.1 Морской транспорт………………………………………………18
2.4.2 Внутриний водный транспорт………………………………......19
2.5 Трубопроводный транспорт……………………………………….21
2.6 Электроный транспорт…………………………………………..24
3 Проблемы транспортной системы России ………………………….26
Заключение………………………………….………………………….……28
Список используемых литературы.……………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Транспортная системаРФ………………………………...…….…..
1.1 Общая характеристика….…………………………...…
1.2 Историческое развитие транспорта в РФ………………..……...6
2 Виды транспорта……………………………………………………
2.1 Железнодорожный транспорт………....………………………...13
2.2. Автомобитьный транспорт……………………………………...14
2.3 Воздушный транспорт…………………………………………..15
2.4 Водный транспотрт…………………………………
2.4.1 Морской транспорт…………………………………
2.4.2 Внутриний водный транспорт………………………………......19
2.5 Трубопроводный транспорт………………
2.6 Электроный транспорт…………………………………………..24
3 Проблемы транспортной системы России ………………………….26
Заключение………………………………….………………
Список используемых литературы.……………………………...………..
ВВЕДЕНИЕ
Россия - это, прежде всего, огромное пространство, крупнейшее по территории государство мира, требующее постоянного развития. Чтобы связывать это пространство, не давать ему превращаться в некую аморфную массу, лишенную динамики существования, необходимо наличие достаточного количества транспортных коммуникаций. Благодаря транспортной системе Россия может поддерживать связь с другими районами, областями, странами и государствами. Экономика страны сможет развиваться только за счёт этого направления. Транспортный комплекс обеспечивает получение около 8% ВВП, и в этой отрасли занято 4% работающего населения.
Понимая актуальность данного
работы, мне хотелось бы изучить все виды
транспортной системы, влияние которых
в разные периоды истории России было
определяющим, причем как при грузоперевозках,
так и при пассажирском сообщении, - а именно:
водный (речной и морской), железнодорожный,
автомобильный, трубопроводный, электроный
и воздушный транспорт.
В этой работе внимание будет уделено каждому виду транспорта. Здесь будут описаны общие черты транспортной системы, её развитие и усовершенствование с течением времени, формирование составных частей.
Объектом данной работы являются транспортная система РФ, ее проблемы и перспективы. Цель данной работы является изучить транспорт России его развития и проблемы. Акктуальность данной работы является развития и потребления транспорта в России, так как он является основной отраслью с связью с огромной ее територии.
Работа представлена на 30 страницах и состоит из введения, трех глав, восьми подпунктов, заключения, списка используемых источников, который включает в себя 14 наименований.
1 Транспортная система РФ
1.1 Общая характеристика
Транспорт является неотъемлемой составной частью экономики страны, в нашем случае России. Он является связующим звеном между районами, отраслями, предприятиями. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение предприятий, фабрик и т. д., без его учета невозможно достичь рационального размещения производства. Транспортные связи являются необходимым, если не сказать обязательным условием специализации любого района страны в производстве различной продукции, которая впоследствии будет потребляться за его пределами.
Транспорт является отдельно стоящей отраслью государственного хозяйства, которая по роду своей деятельности занимает промежуточное положение между производством и потреблением товаров. Другими словами, специфика транспорта как части экономики такова, что, ничего не производя, однако косвенно участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию на места потребления [1, c. 34].
Для России в связи с ее огромными территориями и суровым климатом необходим "неприхотливый" транспорт, надежный и не зависящий от погодных условий. Такими видами транспорта являются трубопроводный и, конечно, железнодорожный. В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный, а в перевозке пассажиров - железнодорожный. Но обязательно надо иметь в поле зрения то, что рациональность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в условиях конкретной задачи с учетом многих факторов, таких как вид груза, его масса, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, характеристики необходимого участка пути и т. д. и т. п. Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по регионам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (км пути на 1000 км² площади) отличается в десять и более раз [3, c. 86]. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально - Черноземный, Центральный, Северо - Западный, Северо - Кавказский, Волго - Вятский районы, наименее развитую - Дальневосточный, Восточно - Сибирский, Западно - Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузоперевозок. В районах, где добываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ - велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту [3, с. 123].
Мощности транспортных потоков
также имеют существенные различия
и зависят от размещения основных
источников сырья, топлива, материалов
и т. д. Можно выделить три основных
магистральных направления
3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление север - юг по реке Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.
По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения [1, с. 23]. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России.
1.2 Историческое развитие транспорта в РФ
Плохое состояние дорог - характерно для России с ее глинистыми почвами. Так, известно, что в начале XVIII в. после переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург даже иностранные послы тратили на дорогу до пяти недель. Даже в царствование Анны Иоанновны, гораздо больше отдававшей внимания развлечениям, чем государственным заботам, были приняты правила построения дорог и решение о сооружении «перспективной дороги от Санкт-Петербурга до Москвы». Созданная для руководства этим строительством Канцелярия была уже при императрице Елизавете Петровне реорганизована в другую - «Канцелярию строительства государственных дорог», которая отдавала распоряжения местным властям об улучшении содержания основных (государственных) дорог.
Во второй половине XIX в. для улучшения качества транспорта: скорости, надежности, регулярности и увеличения объемов перевозок началось активное строительство железных дорог. Отношение к железным дорогам в России вначале вовсе не было восторженным. Так, когда в 1835 г. обсуждалось ходатайство австрийского подданного Ф.А. Герстнера о предоставлении ему концессии на строительство железных дорог Петербург - Казань и Москва - Одесса, ему было отказано на основании мнения тогдашнего министра финансов и поддержавшего его руководителя Ведомства путей сообщения К.Ф. Толя, считавших, что «железные дороги составляют скорее зло, чем благодеяние». Тем не менее, спустя всего 12 лет после появления первой в мире железной дороги - в 1837 г. под «высочайшим патронажем» была построена Царскосельская железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с летними царскими резиденциями в Царском Селе и Павловске [6, c.142].
Железные дороги, предъявляя
огромный спрос на металл, уголь, лес,
нефть и др., послужили мощным стимулом
для развития различных отраслей промышленности.
Так, в 1890-е годы железные дороги потребляли
до 36% добываемого в стране угля, 40% нефти,
40% металла. Для железных дорог требовались
квалифицированные рабочие кадры: машинисты,
работники депо и путевого хозяйства.
К концу XIX в. более 70% общего объема грузов
перевозилось железными дорогами. Наряду
с железнодорожным большое развитие получил
и водный транспорт. Если в 1860 г. в России
было около 400 речных пароходов, то в 1890-х
годах - свыше 1,5 тыс. Россия, практически
не имевшая в середине XIX века своего морского
флота и использовавшая для перевозок
зарубежные корабли, за последние десятилетия
века увеличила их количество с 50 до 520.
Сооружение Транссибирской магистрали началось 19 мая 1891 г. и было закончено в январе 1916 г. Уже в 1897 г. по дороге было перевезено 350 тыс. пассажиров, в 1902 г. - 1,3 млн человек, а в 1910 г. - 9,5 млн пассажиров. Население Сибири и Дальнего Востока менее чем за 20 лет (до 1914 г.) возросло с 5,5 млн до 9,2 млн человек. Благодаря этому там возникли многие новые города [5, c. 63].
С начала XX в. до 1917 г. - первый период - в рамках рыночного механизма царской России при конкуренции различных частично приватизированных видов транспорта;
С 1917 до 1992 гг. - второй период - при централизованно-плановой системе управления народным хозяйством, проявившейся в создании единой транспортной системы страны.
90-е годы XX в. - третий период
- радикальных экономических реформ в
России опять в новых хозяйственных условиях
переходной к рынку экономики, значительного
разгосударствления и приватизации собственности
транспорта, конкуренции отдельных видов
транспорта в определенных сегментах
перевозок различных грузов и категорий
пассажирских перевозок.
Таблица 1- Наличие подвижного состава на конец 1896 г. (шт.)
Страны |
Паровозы |
Пассажирские и почтовые вогоны |
Торговые и багажные вагоны | |||
Всего |
На версту |
Всего |
На версту |
Всего |
На версту | |
Россия |
9260 |
0,27 |
10249 |
0,31 |
195127 |
5,79 |
Германия |
16156 |
0,38 |
32399 |
0,76 |
344967 |
8,14 |
Франция |
10080 |
0,30 |
25729 |
0,76 |
269630 |
7,92 |
Великобритания |
18956 |
0,59 |
42284 |
1,32 |
650470 |
20,26 |
Из общего числа пройденных паровозами верст в 1896 г. было сделано (в %): на минеральном топливе - 72,44% и на дровах - 27,56% [8, c.132].
Таблица 2 - Пути сообщения России и их протяженность
Пути сообщения |
Протяженность, в верстах |
Железные дороги в том числе в ведении: МПС Военного Министерства Великого Княжества Финляндского Водные пути в том числе: сплавные судоходные из них пароходные Шоссе в ведении МПС в том числе: шоссейные и грунтовые дороги грунтовые дороги |
40508
36731 1415 2362 155000 70000 85000 50000 15032 13342 1590 |
90-е годы XX в. - третий период - радикальных экономических реформ в России опять в новых хозяйственных условиях переходной к рынку экономики, значительного разгосударствления и приватизации собственности транспорта, конкуренции отдельных видов транспорта в определенных сегментах перевозок различных грузов и категорий пассажирских перевозок.
С 1909 по 1917 гг. за рубежом
было закуплено 39440 автомобилей и
еще 600 произведено внутри страны. В начале
XX в. появился воздушный транспорт. Во
втором десятилетии уже было около 300 аэропланов.
Во втором десятилетии уже было около
300 аэротланов [6, c. 143]. Первая мировая и
гражданская войны разрушительно сказались
на транспорте - более 60% железных дорог,
90% паровозов и 80% вагонов были выведены
из строя.
С 1927–1945 гг. (предвоенные и военные годы - реконструкция народного хозяйства). Вплоть до начала Великой Отечественной Войны в стране получили значительное развитие все виды транспорта, но неравномерно. Значительное развитие в предвоенный период получили и другие виды транспорта. По существу именно в эти годы в стране были созданы авиационная (главным образом для военных целей) и автомобильная промышленность, а число автомобилей, предназначенных для перевозок грузов и пассажиров, возросло в 33 раза: с 16663 в октябре 1928 г. до 554500 на начало 1938 г. Правда, при этом сеть собственно автомобильных дорог росла значительно медленнее. Так, например, за 1933 - 1937 г. при росте числа автомобилей в 7,5 раз, сеть автодорог выросла на 1,6 раза. Усилились возможности водного транспорта. Росло судостроение: созданы крупнейшие в мире баржи грузоподъемностью 12000 тонн, впервые в мировой практике были выпущены буксиры-нефтевозы мощностью 1200 лошадиных сил. В суровые годы Великой Отечественной войны транспорт нашей страны с честью выдержал экстремальную нагрузку и внес большой вклад в победу, несмотря на нанесенные ему, как и другим отраслям, огромные разрушения. За годы войны было разрушено примерно 47% железных дорог, 650 только больших мостов, повреждено более 60% железнодорожных станций и вокзалов.