Проблемы транспортной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Понимая актуальность данного работы, мне хотелось бы изучить все виды транспортной системы, влияние которых в разные периоды истории России было определяющим, причем как при грузоперевозках, так и при пассажирском сообщении, - а именно: водный (речной и морской), железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, электроный и воздушный транспорт.
В этой работе внимание будет уделено каждому виду транспорта. Здесь будут описаны общие черты транспортной системы, её развитие и усовершенствование с течением времени, формирование составных частей.
Объектом данной работы являются транспортная система РФ, ее проблемы и перспективы. Цель данной работы является изучить транспорт России его развития и проблемы. Акктуальность данной работы является развития и потребления транспорта в России, так как он является основной отраслью с связью с огромной ее територии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……....3
1 Транспортная системаРФ………………………………...…….…..…..4
1.1 Общая характеристика….…………………………...…………….4
1.2 Историческое развитие транспорта в РФ………………..……...6
2 Виды транспорта…………………………………………………….....13
2.1 Железнодорожный транспорт………....………………………...13
2.2. Автомобитьный транспорт……………………………………...14
2.3 Воздушный транспорт…………………………………………..15
2.4 Водный транспотрт………………………………………………...17
2.4.1 Морской транспорт………………………………………………18
2.4.2 Внутриний водный транспорт………………………………......19
2.5 Трубопроводный транспорт……………………………………….21
2.6 Электроный транспорт…………………………………………..24
3 Проблемы транспортной системы России ………………………….26
Заключение………………………………….………………………….……28
Список используемых литературы.……………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 266.31 Кб (Скачать)

        

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….……....3

1 Транспортная системаРФ………………………………...…….…..…..4

1.1 Общая характеристика….…………………………...…………….4

          1.2 Историческое развитие транспорта в РФ………………..……...6

2 Виды транспорта…………………………………………………….....13

2.1 Железнодорожный транспорт………....………………………...13

2.2. Автомобитьный транспорт……………………………………...14

           2.3 Воздушный транспорт…………………………………………..15

          2.4 Водный транспотрт………………………………………………...17

          2.4.1 Морской транспорт………………………………………………18

          2.4.2 Внутриний водный транспорт………………………………......19

          2.5 Трубопроводный транспорт……………………………………….21

          2.6 Электроный транспорт…………………………………………..24

3       Проблемы транспортной системы России ………………………….26

Заключение………………………………….………………………….……28

Список используемых литературы.……………………………...………...29

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

                                           

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Россия - это, прежде всего, огромное пространство, крупнейшее по территории государство мира, требующее постоянного развития. Чтобы связывать это пространство, не давать ему превращаться в некую аморфную массу, лишенную динамики существования, необходимо наличие достаточного количества транспортных коммуникаций. Благодаря транспортной системе Россия может поддерживать связь с другими районами, областями, странами и государствами. Экономика страны сможет развиваться только за счёт этого направления. Транспортный комплекс обеспечивает получение около 8% ВВП, и в этой отрасли занято 4% работающего населения.

Понимая актуальность данного работы, мне хотелось бы изучить все виды транспортной системы, влияние которых в разные периоды истории России было определяющим, причем как при грузоперевозках, так и при пассажирском сообщении, - а именно: водный (речной и морской), железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, электроный и воздушный транспорт.                                                             

В этой работе внимание будет  уделено каждому виду транспорта. Здесь будут описаны общие  черты транспортной системы, её развитие и усовершенствование с течением времени, формирование составных частей.

Объектом данной работы являются транспортная система РФ, ее проблемы и перспективы. Цель данной работы является изучить транспорт России его развития и проблемы. Акктуальность данной работы является развития и потребления транспорта в России, так как он является основной отраслью с связью с огромной ее територии.

Работа представлена на 30 страницах и состоит из введения, трех  глав, восьми подпунктов, заключения, списка используемых источников, который включает в себя 14 наименований.

 

 

1 Транспортная система РФ

 

 1.1 Общая характеристика

 

Транспорт является неотъемлемой составной частью экономики страны, в нашем случае России. Он является связующим звеном между районами, отраслями, предприятиями. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение предприятий, фабрик и т. д., без его учета невозможно достичь рационального размещения производства. Транспортные связи являются необходимым, если не сказать обязательным условием специализации любого района страны в производстве различной продукции, которая впоследствии будет потребляться за его пределами.

Транспорт является отдельно стоящей отраслью государственного хозяйства, которая по роду своей деятельности занимает промежуточное положение между производством и потреблением товаров. Другими словами, специфика транспорта как части экономики такова, что, ничего не производя, однако косвенно участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию на места потребления [1, c. 34].

Для России в связи с  ее огромными территориями и суровым  климатом необходим "неприхотливый" транспорт, надежный и не зависящий от погодных условий. Такими видами транспорта являются трубопроводный и, конечно, железнодорожный. В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный, а в перевозке пассажиров - железнодорожный. Но обязательно надо иметь в поле зрения то, что рациональность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в условиях конкретной задачи с учетом многих факторов, таких как вид груза, его масса, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, характеристики необходимого участка пути и т. д. и т. п. Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по регионам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (км пути на 1000 км² площади) отличается в десять и более раз [3, c. 86]. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально - Черноземный, Центральный, Северо - Западный, Северо - Кавказский, Волго - Вятский районы, наименее развитую - Дальневосточный, Восточно - Сибирский, Западно - Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузоперевозок. В районах, где добываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ - велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту [3, с. 123].

Мощности транспортных потоков  также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т. д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

  1. Широтное магистральное сибирское направление восток - запад и обратно; оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги;
  2. Меридиональное магистральное центральноевропейское направление север - юг с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

3.       Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление север - юг по реке Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.

По этим главным магистральным  направлениям идут основные грузопотоки страны и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения [1, с. 23]. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему  России.                 

 

1.2 Историческое развитие транспорта в РФ

 

Плохое состояние дорог - характерно для России с ее глинистыми почвами. Так, известно, что в начале XVIII в. после переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург даже иностранные послы тратили на дорогу до пяти недель. Даже в царствование Анны Иоанновны, гораздо больше отдававшей внимания развлечениям, чем государственным заботам, были приняты правила построения дорог и решение о сооружении «перспективной дороги от Санкт-Петербурга до Москвы». Созданная для руководства этим строительством Канцелярия была уже при императрице Елизавете Петровне реорганизована в другую - «Канцелярию строительства государственных дорог», которая отдавала распоряжения местным властям об улучшении содержания основных (государственных) дорог.

Во второй половине XIX в. для  улучшения качества транспорта: скорости, надежности, регулярности и увеличения объемов перевозок началось активное строительство железных дорог. Отношение к железным дорогам в России вначале вовсе не было восторженным. Так, когда в 1835 г. обсуждалось ходатайство австрийского подданного Ф.А. Герстнера о предоставлении ему концессии на строительство железных дорог Петербург - Казань и Москва - Одесса, ему было отказано на основании мнения тогдашнего министра финансов и поддержавшего его руководителя Ведомства путей сообщения К.Ф. Толя, считавших, что «железные дороги составляют скорее зло, чем благодеяние». Тем не менее, спустя всего 12 лет после появления первой в мире железной дороги - в 1837 г. под «высочайшим патронажем» была построена Царскосельская железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с летними царскими резиденциями в Царском Селе и Павловске [6, c.142].

Железные дороги, предъявляя огромный спрос на металл, уголь, лес, нефть и др., послужили мощным стимулом для развития различных отраслей промышленности. Так, в 1890-е годы железные дороги потребляли до 36% добываемого в стране угля, 40% нефти, 40% металла. Для железных дорог требовались квалифицированные рабочие кадры: машинисты, работники депо и путевого хозяйства. К концу XIX в. более 70% общего объема грузов перевозилось железными дорогами. Наряду с железнодорожным большое развитие получил и водный транспорт. Если в 1860 г. в России было около 400 речных пароходов, то в 1890-х годах - свыше 1,5 тыс. Россия, практически не имевшая в середине XIX века своего морского флота и использовавшая для перевозок зарубежные корабли, за последние десятилетия века увеличила их количество с 50 до 520.                                                                                                  

 Сооружение Транссибирской магистрали началось 19 мая 1891 г. и было закончено в январе 1916 г. Уже в 1897 г. по дороге было перевезено 350 тыс. пассажиров, в 1902 г. - 1,3 млн человек, а в 1910 г. - 9,5 млн пассажиров. Население Сибири и Дальнего Востока менее чем за 20 лет (до 1914 г.) возросло с 5,5 млн до 9,2 млн человек. Благодаря этому там возникли многие новые города [5, c. 63].

С начала XX в. до 1917 г. - первый период - в рамках рыночного механизма царской России при конкуренции различных частично приватизированных видов транспорта;

С 1917 до 1992 гг. - второй период - при централизованно-плановой системе управления народным хозяйством, проявившейся в создании единой транспортной системы страны.  

  90-е годы XX в. - третий период - радикальных экономических реформ в России опять в новых хозяйственных условиях переходной к рынку экономики, значительного разгосударствления и приватизации собственности транспорта, конкуренции отдельных видов транспорта в определенных сегментах перевозок различных грузов и категорий пассажирских перевозок.                                                                                                                                                

 

Таблица 1- Наличие подвижного состава на конец 1896 г. (шт.)

 

Страны

Паровозы

Пассажирские и почтовые вогоны

Торговые 

и багажные вагоны

Всего

На версту

Всего

На версту

Всего

На версту

Россия 

9260

0,27

10249

0,31

195127

5,79

Германия 

16156

0,38

32399

0,76

344967

8,14

Франция

10080

0,30

25729

0,76

269630

7,92

Великобритания

18956

0,59

42284

1,32

650470

20,26


 

Из общего числа пройденных паровозами верст в 1896 г. было сделано (в %): на минеральном топливе - 72,44% и на дровах - 27,56% [8, c.132].

 

         Таблица 2 - Пути сообщения России и их протяженность

 

Пути сообщения

Протяженность, в верстах

Железные дороги

в том числе в ведении:

МПС

Военного Министерства

Великого Княжества Финляндского

Водные пути  в том  числе:

сплавные 

судоходные 

из них пароходные

Шоссе в ведении МПС  в том числе:

шоссейные и грунтовые  дороги

грунтовые дороги

40508

 

36731

1415

2362

155000

70000

85000

50000

15032

         13342

1590


90-е годы XX в. - третий период - радикальных экономических реформ в России опять в новых хозяйственных условиях переходной к рынку экономики, значительного разгосударствления и приватизации собственности транспорта, конкуренции отдельных видов транспорта в определенных сегментах перевозок различных грузов и категорий пассажирских перевозок.      

С 1909 по 1917 гг. за рубежом  было закуплено 39440 автомобилей и  еще 600 произведено внутри страны. В начале XX в. появился воздушный транспорт. Во втором десятилетии уже было около 300 аэропланов. Во втором десятилетии уже было около 300 аэротланов [6, c. 143]. Первая мировая и гражданская войны разрушительно сказались на транспорте - более 60% железных дорог, 90% паровозов и 80% вагонов были выведены из строя.                                                                                                                             

С 1927–1945 гг. (предвоенные и военные годы - реконструкция народного хозяйства). Вплоть до начала Великой Отечественной Войны в стране получили значительное развитие все виды транспорта, но неравномерно. Значительное развитие в предвоенный период получили и другие виды транспорта. По существу именно в эти годы в стране были созданы авиационная (главным образом для военных целей) и автомобильная промышленность, а число автомобилей, предназначенных для перевозок грузов и пассажиров, возросло в 33 раза: с 16663 в октябре 1928 г. до 554500 на начало 1938 г. Правда, при этом сеть собственно автомобильных дорог росла значительно медленнее. Так, например, за 1933 - 1937 г. при росте числа автомобилей в 7,5 раз, сеть автодорог выросла на 1,6 раза. Усилились возможности водного транспорта. Росло судостроение: созданы крупнейшие в мире баржи грузоподъемностью 12000 тонн, впервые в мировой практике были выпущены буксиры-нефтевозы мощностью 1200 лошадиных сил.  В суровые годы Великой Отечественной войны транспорт нашей страны с честью выдержал экстремальную нагрузку и внес большой вклад в победу, несмотря на нанесенные ему, как и другим отраслям, огромные разрушения. За годы войны было разрушено примерно 47% железных дорог, 650 только больших мостов, повреждено более 60% железнодорожных станций и вокзалов.              

Информация о работе Проблемы транспортной системы России