Проблемы транспортной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Понимая актуальность данного работы, мне хотелось бы изучить все виды транспортной системы, влияние которых в разные периоды истории России было определяющим, причем как при грузоперевозках, так и при пассажирском сообщении, - а именно: водный (речной и морской), железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, электроный и воздушный транспорт.
В этой работе внимание будет уделено каждому виду транспорта. Здесь будут описаны общие черты транспортной системы, её развитие и усовершенствование с течением времени, формирование составных частей.
Объектом данной работы являются транспортная система РФ, ее проблемы и перспективы. Цель данной работы является изучить транспорт России его развития и проблемы. Акктуальность данной работы является развития и потребления транспорта в России, так как он является основной отраслью с связью с огромной ее територии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……....3
1 Транспортная системаРФ………………………………...…….…..…..4
1.1 Общая характеристика….…………………………...…………….4
1.2 Историческое развитие транспорта в РФ………………..……...6
2 Виды транспорта…………………………………………………….....13
2.1 Железнодорожный транспорт………....………………………...13
2.2. Автомобитьный транспорт……………………………………...14
2.3 Воздушный транспорт…………………………………………..15
2.4 Водный транспотрт………………………………………………...17
2.4.1 Морской транспорт………………………………………………18
2.4.2 Внутриний водный транспорт………………………………......19
2.5 Трубопроводный транспорт……………………………………….21
2.6 Электроный транспорт…………………………………………..24
3 Проблемы транспортной системы России ………………………….26
Заключение………………………………….………………………….……28
Список используемых литературы.……………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 266.31 Кб (Скачать)

 Восстановление транспорта заняло несколько послевоенных лет, а на железнодорожном транспорте - примерно до конца 1948 г. вок (22–30 тыс. кВт), построены мощные специализированные суда: контейнеровозы, лихтеровозы, танкеры, суда на воздушной подушке, огромные ледоколы с экономичными атомными силовыми установками и другие. В автомобильной промышленности были выпущены мощные и сверхмощные самосвалы [14, с.178].  В 1956 г. самолетом Ту-104 была открыта эра гражданской реактивной пассажирской авиации - на несколько лет раньше, чем в США, Англии и Франции. В последнее десятилетие XX в. в стране были проведены радикальные экономические реформы, нацеленные на переход от централизованно-плановой системы управления экономикой к децентрализованной рыночной. В ходе этих, в целом стратегически правильно ориентированных на переход к смешанной экономике реформ были проведены:  либерализация основной части цен на ресурсы и продукты (товары и услуги), глобальная приватизация государственной собственности, ликвидирована монополия внешней торговли и т.д. В соответствии с проводимой в стране политикой реформ на всех видах транспорта России, кроме железнодорожного, были проведены процессы разгосударствления госсобственности [6, c.202].

  К концу 2000 г. картина  выглядела примерно следующим  образом: в акционерные общества  были преобразованы почти 94% предприятий  речного транспорта, 70% - морского, 30% - воздушного, 45% - автомобильного, 5% -  железнодорожного и 11% предприятий дорожного хозяйства. Приватизировано свыше 220 тыс. автомобилей, более 200 речных судов. Многие российские морские суда ходят под флагами иностранных государств. На авиатранспорте организовано свыше 300 пассажирских компаний - больше, чем в любой другой стране мира. В некоторых авиакомпаниях было всего по несколько самолетов, что, естественно, по экономическим соображениям отразилось на качестве ремонта и в конечном итоге на безопасности. В результате были разрушены многие единые технологические комплексы на транспорте, нанесен значительный урон существовавшей в дореформенном периоде единой транспортной системе страны [5, c. 120].

 

         Рисунок 1 – Развитие сухопутного транспорта в России за 100 лет: железный и автомобильные дороги.

 

В последние два года ХХ в. спад в экономике России, продолжавшийся все 1990-е годы, сменился на подъем: выросли: ВВП, объемы производства, реальные инвестиции в различные отрасли народного хозяйства, увеличился спрос на их продукцию.

Представляется, что при  сохранении в первом десятилетии  нового века среднегодовых темпов роста экономики нашей страны на уровне 4-5%, намеченные в области транспортного комплекса мероприятия (в том числе реформирования железных дорог, автодорожного строительства и др.) смогут быть успешно выполнены. Тогда транспортный комплекс России не только возродится, но и уже в новом - рыночном варианте займет достойное место как эффективный генератор социально-экономического развития России и повышения уровня жизни ее населения [6.c.269].

Рисунок 2 – Объем пассажирных перевозок (1986 г.)

 

      

 Рисунок 3 – Транспорт общего использования в России за 100 лет [8, c.422].

2 Виды транспорта

 

2.1 Железнодорожный транспорт

 

Железнодорожный транспорт - вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям помощью механической тяги (тепловозов, электровозов, паровозов) и являющийся в современной России основным [13, 234 с.].

Хотя по общему объему грузооборота он и уступает трубопроводному, но зато - универсален, ибо с его помощью можно перевозить любые грузы и пассажиров. К основным преимуществам этого вида транспорта относятся большая перевозная способность железных дорог и сравнительно низкие удельные затраты на тонно и пассажирокилометр при крупных масштабах перевозок, относительно высокие скорости транспортировки, а также возможность его использования практически в любых погодных условиях.

В перевозке грузов по железным дорогам России всегда преобладали  такие массовые грузы, как лес  и лесоматериалы, сельскохозяйственные грузы и в значительной степени зерно, уголь, а позже нефть и нефтепродукты, сырье, руды черных металлов, металлы и минерально-строительные материалы. Гораздо меньшую долю составляла продукция обрабатывающей промышленности. И сегодня эта картина мало изменилась. Тем не менее, последние 2 - 3 десятилетия наметилась весьма положительная тенденция - постепенный (крайне медленный) рост удельного веса продукции обрабатывающей промышленности в общем объеме грузооборота и сокращение доли остальных видов грузов.                                      

В географии грузоперевозок преобладают грузопотоки топлива  и сырья из Сибири в западном направлении (в европейскую часть на Украину, в Белоруссию, Прибалтику, а также страны Восточной и Западной Европы). Велик также грузопоток сырья из Европейского Севера в среднюю и южную полосу России [5, c.69].

В пассажирском сообщении  особенно загружены Транссибирская магистраль в ее европейской части, дорога Москва – Санкт - Петербург, а также остальные радиальные магистрали, расходящиеся из Москвы. Пригородное пассажирское сообщение наиболее развито в окрестностях Москвы, Санкт - Петербурга и других крупных городов России [6, c. 210].

 

        2.2. Автомобитьный транспорт

 

       Трудно представить себе сегодня человеческую цивилизацию без автомобиля. В развитых странах это не только основное транспортное средство, но и часть быта. Естественное стремление человека к свободе передвижения, сама жизнь в больших городах, пригородах - все это обусловливает рост числа легковых и грузовых автомобилей индивидуального пользования и увеличение объема грузовых перевозок. Уровень автомобилизации уже давно стал одним из основных показателей экономического развития страны, качества жизни населения. При этом в понятие "автомобилизация" включают комплекс технических средств, обеспечивающих движение: автомобиль и дорогу.

        Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связано с "дороговизной" данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью [4.c.49]. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов от "двери до двери" без дополнительных затрат на перегрузку. Наличие хороших автодорог с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране. Как известно, одна из проблем в нашей стране, которая уже вошла в поговорку, это дороги [4, c.69].

         В России 40 % сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11 % автодорог грунтовые, 1/3 дорог с твердым покрытием - гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, которые не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы сокращаются и проводятся не в том режиме, в каком следует. Также необходимо учесть, что в России производится только 10-12 % грузовых автомобилей и автобусов от уровня производства в бывшем СССР. Это в ближайшем будущем осложнит развитие автомобильного транспорта. В 1996 г. в России было 745 тыс. км дорог с твердым покрытием. Основные пассажирские перевозки совершаются по линиям автобусных маршрутов, протяженность которых составляет около 2 млн км [12, c.92].

 

2.3 Воздушный транспорт

 

В транспортной системе современной  России воздушный транспорт, являющийся основой Гражданской авиации, является одним из основных видов. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты - 1/5. Наибольшее количество пассажиров перевозится на авиалиниях, соединяющих Москву с восточными районами, Санкт-Петербургом, курортными районами и со столицами стран СНГ. В такие города, как Ташкент, Новосибирск, Сочи, 60-70 % московских пассажиров доставляются самолетами, а в Хабаровск и Ашхабад - до 90 % [13, с. 143].

На международных линиях воздушный транспорт России обслуживает 25 % всех пассажиров. Общая протяженность  авиатрасс составляет ныне 1115 тыс. км, в том числе 915 тыс. км внутренних. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолетов и от трассы полета) по сравнению с другими видами на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстояниях свыше 1000 км в пассажирских перевозках начинает преобладать воздушный транспорт. Поэтому не случайно среднее расстояние перевозки одного пассажира воздушным транспортом на внутренних линиях достигает почти 2 тыс. км, что в 3 раза превышает аналогичный показатель для железнодорожного транспорта (перевозки пассажиров в дальнем сообщении) [12, c.145].

Особую роль играет воздушный  транспорт для слабоосвоенных районов Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом часто является единственным средством сообщения. Наиболее массовые и устойчивые потоки пассажиров сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, южному, восточному, Центрально-Азиатскому и Западному. Воздушный транспорт перевозит пассажиров параллельно почти всем основным направлениям железных дорог. При этом доля воздушных перевозок больше железнодорожных на линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные потоки граждан концентрируются в восточном (Сибирь и Дальний Восток) направлении.

Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Он также используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60 %, а по аэровокзальным комплексам - не более 30 %. Износ основных фондов оценивается в 70 %. Поэтому необходимо более интенсивно финансировать воздушный транспортный комплекс, чтобы скоро не остаться без него, причем стимулировать необходимо наши знаменитые конструкторские бюро государственными заказами [7, с.156].

 

 

 

 

2.4 Водный транспотрт

 

Важную роль во внешнеэкономических  связях страны играет морской транспорт. Он является одним из основных источников получения валютных средств. Россия с 1992 г. имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина их причалов составляет 60,5 тыс. км. Производственные мощности портов позволяют обеспечивать только 54 % потребности переработки грузов. Основные грузы, перевозимые морским транспортом, - нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес. Крупные порты - Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, на Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты Дудинка, Игарка, Тикси, Певек. Намечено строительство двух портов в Санкт-Петербурге. Так как наша страна находится в северном полушарии, то плавание, или, более научно - навигация, часто бывает затруднена из-за суровых сезонных погодных условий. Разработка природных ресурсов на Крайнем Севере сложна без Северного морского пути [10, c. 213].

Северный морской путь (СМП) (до начала ХХ в. назывался Северо-Восточный проход) - главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (от Карских Ворот до Бухты Провидения) - 5600 км. Основными портами СМП являются Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, порт Провидения. Продолжительность навигации - 2 - 4 месяца (на отдельных участках дольше с помощью ледоколов). Трудно переоценить значение СМП для России и даже для остального мира. Ведь гораздо короче (проще говоря - вдвое) путь по СМП из Европы в Китай, чем через несколько океанов. Причем России без полномасштабного использования СМП, оказывается, невыгодно разрабатывать многочисленные природные богатства Севера, такие как алмазы, природный газ, нефть и др. Россия имеет пункты переправы сухогрузов, а также наливные суда, но после распада СССР страна осталась без комплексов по перевалке калийных солей, нефтяных грузов и сжиженного газа, без железнодорожных переправ на Германию и Болгарию, остался только один портовый элеватор по приему импортного зерна и специализированный комплекс приема сахара-сырца [12, c.123].

Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения. Но существует и ряд преимуществ: более низкая стоимость перевозок, меньшая потребность в капитальных затратах на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта. Основные виды грузов речного транспорта - стройматериалы, лес, нефть, нефтепродукты, уголь, зерно. Значительное количество оборота речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей речной магистралью здесь служит Волга со своим притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, р. Свирь и Нева. Большое значение для развития речного транспорта в стране имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро - Балтийского, Волго - Балтийского, Московско - Волжского и Волго - Донского каналов. В связи с освоением природных ресурсов на востоке страны возрастает значение роли таких рек как Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур. Особенно заметна их роль в обеспечении районов освоения там, где практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали. В настоящее время в связи с экономическим кризисом идет сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних судоходных путей, количества причалов [1, с. 137].      

 

2.4.1 Морской транспорт

 

Морской транспорт - один из старейших видов транспорта,  использующий для массовой перевозки грузов и пассажиров преимущества дешевого естественного водного пути (океаны, моря и морские каналы)[14, с. 65].

Информация о работе Проблемы транспортной системы России