Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:12, курсовая работа
Понимая актуальность данного работы, мне хотелось бы изучить все виды транспортной системы, влияние которых в разные периоды истории России было определяющим, причем как при грузоперевозках, так и при пассажирском сообщении, - а именно: водный (речной и морской), железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, электроный и воздушный транспорт.
В этой работе внимание будет уделено каждому виду транспорта. Здесь будут описаны общие черты транспортной системы, её развитие и усовершенствование с течением времени, формирование составных частей.
Объектом данной работы являются транспортная система РФ, ее проблемы и перспективы. Цель данной работы является изучить транспорт России его развития и проблемы. Акктуальность данной работы является развития и потребления транспорта в России, так как он является основной отраслью с связью с огромной ее територии.
Введение……………………………………………………………….……....3
1 Транспортная системаРФ………………………………...…….…..…..4
1.1 Общая характеристика….…………………………...…………….4
1.2 Историческое развитие транспорта в РФ………………..……...6
2 Виды транспорта…………………………………………………….....13
2.1 Железнодорожный транспорт………....………………………...13
2.2. Автомобитьный транспорт……………………………………...14
2.3 Воздушный транспорт…………………………………………..15
2.4 Водный транспотрт………………………………………………...17
2.4.1 Морской транспорт………………………………………………18
2.4.2 Внутриний водный транспорт………………………………......19
2.5 Трубопроводный транспорт……………………………………….21
2.6 Электроный транспорт…………………………………………..24
3 Проблемы транспортной системы России ………………………….26
Заключение………………………………….………………………….……28
Список используемых литературы.……………
Морской торговый флот дореволюционной России, а затем и Советского Союза был одним из крупнейших в мире, занимая по общему тоннажу и объему грузооборота 5 - 7 места. Распад СССР серьезно подорвал роль морского транспорта России и в каботажных, и в экспортных перевозках. Сегодня морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю; для каботажных перевозок он используется в гораздо меньших масштабах. Общая протяженность морских судоходных линий, эксплуатируемых Россией, оценивается в настоящее время более чем в 1 млн. км. Наиболее крупные порты на Черном море - Новороссийск и Туапсе (экспорт нефти, импорт зерна), на Азовском море - Таганрог, на Балтийском - Санкт-Петербург (самые разнообразные грузы), Калининград и Выборг, на Белом - Архангельск (экспорт леса и лесоматериалов), на Баренцевом - Мурманск (экспорт апатитов, цветных металлов и других грузов), на дальнем Востоке - Владивосток, Находка, Ванино, Корсаков (разнообразные грузы, в том числе экспорт леса, лесоматериалов и угля в Японию).
Большое значение для освоения природных ресурсов приморских районов отечественного Крайнего Севера имеет Северный морской путь, однако его эксплуатация проходит в исключительно сложных навигационных условиях и является весьма дорогим предприятием [11, с. 67].
2.4.2 Внутриний водный транспорт
Внутренний водный транспорт (упрощенно - речной) - вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по внутренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям [14, с. 157].
Несмотря на большую протяженность внутренних водных путей - 84 тыс. км, в том числе 47 тыс. км с гарантированными глубинами - речной транспорт сегодня не играет существенной юли в грузоперевозках России (в 1995 г. на его долю приходилось всего 3% суммарного отечественного грузооборота). Это объясняется следующими обстоятельствами:
- большая часть крупных
судоходных рек России
- ярко выражена сезонность перевозок;
- направление течения большинства рек не совпадает с географией преобладающих в стране грузопотоков (основные реки России текут в меридиональном направлении, а преобладающие грузопотоки направлены с востока на запад);
- в стране мало крупных, современных каналов и других гидротехнических сооружений, объединяющих различные речные бассейны в единую водную систему [14, с. 198].
Речной транспорт России специализируется главным образом на перевозках минерально - строительных материалов (3/4 всех грузов) лесных, нефтяных и сезонных грузов - зерна, овощей и бахчевых. Более 2/З всего грузооборота отечественного водного транспорта приходится на Волго - Камский бассейн, а наиболее грузонапряженный участок этого бассейна отрезок Волги от Камского устья до Самары. Волго - Камский бассейн соединен с соседними речными бассейнами. Через Волго - Балтийский водный путь - с Онежским и Ладожским озерами, реками Свирь и Нева, а также с Финским заливом Балтийского моря. Беломоро - Балтийский канал обеспечивает выход из Волго - Балта в Белое море. Верховья реки Сухоны соединены каналом с Волго - Балтом, что дало прямой выход из Волжского бассейна в бассейн Северной Двины. Волго - Донской канал соединяет Волгу с бассейном Дона и открывает путь в Азовское и Черное моря. Таким образом, в европейской части сформировалась единая глубоководная внутренняя транспортная система, объединяющая основные речные бассейны и крупнейшие озера в единое целое. К сожалению, многие гидротехнические сооружения системы изношены и устарели в техническом отношении. Требуется их серьезная реконструкция [13, c. 45].
Определенные перспективы в развитии российского водного транспорта (в условиях быстрого роста железнодорожных тарифов) связываются с более широким использованием всеевропейского транспортного кольца Волга - Дунай - Рейн, протянувшегося по руслам рек и нескольким морям. Известные недостатки речного транспорта (тихоходность, боязнь мелководья, с одной стороны, и морских просторов с другой, неизбежность Многократных перевалок там, где кончаются водные магистрали) в значительной степени могут быть устранены новейшим поколением судов класса “река - море” (так называемые суда на каверне), способные развивать автомобильную Скорость, близкую к 100 Км/Ч, не боящиеся мелководий, не создающие разрушающих берега волн, “чистьте” в экологическом отношении и расходующие меньше топлива, чем их предшественники [1, c.206].
2.5 Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт - один из видов транспорта жидких, газообразных и сухих (в измельченном состоянии) грузов по трубам под действием разности давлений, создаваемой компрессорными станциями. Это относительно молодой вид транспорта, быстрое развитие которого в России началось лишь в конце 50-х гг. нынешнего столетия. Тем не менее, сейчас это наиболее динамично развивающийся вид транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг. по общему объему грузооборота железнодорожный транспорт на второе место.
Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно [1,c. 287].
По общей протяженности магистральных нефте- и газопроводов - 206 тыс. км (143 тыс. км - газопроводы, 48 тыс. км - нефтепроводы и 15 тыс. км - нефтепродуктопроводы) на начало в 1995 г. - Россия занимала второе место в мире после США. Причем в противоположность США в России преобладают трубопроводы большого диаметра и гораздо большей протяженности. А по мере увеличения диаметра трубопровода уменьшаются удельные затраты на транспортировку нефти и газа [12, с. 160].
В России преобладают нефте и газопроводы широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье и, пересекая всю европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также странах Восточной и Западной Европы. По нефтепроводам нефть из районов добычи подается на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также поступает в крупнейшие нефтеэкспортные порты - Новороссийск, Туапсе, Вентспилс, Херсон и др.
К наиболее крупным магистральным нефтепроводам, транспортирующим российскую нефть, относятся:
- нефтепровод “Дружба” (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы с ответвлениями Унеча - Полоцк - Вентспилс и Мозырь-Ужгород). Сегодня эта система нефтепроводов подсоединена к Среднеобью, и по ней в значительной мере транспортируется западносибирская нефть;
- Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва;
- Нижний Новгород - Ярославль - Кириши;
- Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон, Снегиревка - Одесса;
- Сургут - Тюмень - Уфа - Альметьевск;
- Нижневартовск - Самара;
- Сургут - Полоцк;
- Александровское - Анжеро-Судженск;
- Красноярск - Ангарск;
- Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу.
Протяженность магистральных
нефтепродуктопроводов более
- Уфа - Брест с ответвлением на Ужгород;
- Уфа - Омск - Новосибирск;
- Нижнекамск - Одесса.
Начало развития магистрального газопроводного транспорта России относится к 1946 г., когда вступил, встрой газопровод Саратов - Москва протяженностью 840 км и диаметром 326 мм. В 50-е гг. сооружаются более крупные газопроводы: Ставрополь - Москва; Краснодарский край - Ростов-на-Дону - Серпухов - Ленинград; Средняя Азия - Урал и Средняя Азия - Центр.
Другой крупный газопровод,
преимущественно экспортного
Перспективы дальнейшего развития трубопроводного транспорта страны весьма благоприятны. В основном предполагается строительство крупных газопроводов дублеров уже имеющихся широтных магистральных трубопроводов для передачи нефти и газа Сибирского Севера в европейскую часть России, остальные страны СНГ, в Восточную и Западную Европу. Через территорию России пройдут транзитные трубопроводы из Казахстана и Средней Азии в европейские страны СНГ, страны Восточной и Западной Европы [12,c.201].
2.6 Электроный транспорт
Передача электроэнергии на расстояние является специфическим, узкоспециализированным и высокоэффективным видом транспорта. Передача электроэнергии на расстояние по высоковольтным линиям электропередачи (ЛЭП), как правило, обходится намного дешевле перевозки топлива на электростанции. Исключение составляет лишь транспортировка газа по трубопроводам большого диаметра. Электронный транспорт дает возможность объединения разрозненных электростанций в энергосистемы, что значительно повышает экономическую эффективность работы отрасли электроэнергетики в целом [3, c.195].
Страна имеет огромное протяжение с запада на восток и положена во многих часовых поясах, в связи, с чем и пиковые нагрузки в различных ее районах наступают в разное время. Высоковольтные ЛЭП позволяют мобильно передавать электроэнергию из районов, где еще не наступили часы пиковых нагрузок, в районы максимальных пиковых нагрузок.
Развитие электронного транспорта в России шло исключительно динамично. За короткий послевоенный период времени элеконный транспорт прошел все основные стадии развития от кустового объединения электростанций в пределах отдельных промузлов и городов до создания районных объединений, межрайонных энергосистем и, наконец, до формирования единой энергосистемы страны. Единая энергосистема (ЕЭС) представляет собой единый объект управления, при этом электростанции системы работают параллельно. Последние же годы вхождения России в состав СССР ЛЭП высокого напряжения объединили большинство электростанций Советского Союза и стран Восточной Европы в крупнейшую на нашей планете энергосистему Мир, к которой подключилась и энергосистема Финляндии. ЕЭС России - сложнейший автоматизированный комплекс электрических станций и сетей, объединенный общим режимом работы с единым центром диспетчерского управления (ДУ). Основные сети ЕЭС России напряжением от 330 до 1150 кВт объединяют в параллельную работу 65 региональных энергосистем от западной границы до Байкала. Наиболее мощными региональными энергосистемами (энергообъединениями) являются системы Центра, Средней Волги, Урала, Северо-запада, Северного Кавказа и Сибири. Структура ЕЭС позволяет функционировать и осуществлять управление на трех уровнях: межрегиональном (ЦДУ в Москве), межобластном (объединенные ДУ) и областном (местные ДУ). ЕЭС распределена по 7-часовым поясам и тем самым позволяет сглаживать пики нагрузки энергосистемы за счет “перекачки” избыточной электроэнергии в другие районы, где ее недостает. Восточные регионы производят электроэнергии гораздо больше, чем потребляют сами. В центре же России наблюдается дефицит электроэнергии, который пока не удается покрыть за счет передачи энергии из Сибири на запад. К удобствам ЕЭС можно также отнести и возможность размещения электростанции вдалеке от потребителя. Транспортировка электроэнергии обходится во много раз дешевле, чем транспортировка газа, нефти или угля, и при этом происходит мгновенно, не требуя дополнительных транспортных затрат. По мнению экспертов, если бы ЕЭС не существовало, то понадобилось бы 15 млн. кВт дополнительных мощностей [7, с. 102].
Российская энергосистема обоснованно считается одной из самых надежных в мире. За 35 лет эксплуатации системы в России не произошло ни одного межрегионального нарушения электроснабжения, в отличие от США и Канады. Сегодня, несмотря на экономический кризис, электронный транспорт России находится в относительно благополучном положении. Россия занимает первое место в мире по протяженности высокого напряжения, объединяющих подавляющую часть электростанций страны в единую энергосистему, охватывающую главную полосу расселения России [13, c. 234].
3 Проблемы транспортной системы России
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В настоящее время разрабатывается комплексная программа "Транспорт России". В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса - транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР [12, c. 127].
Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения экологически неблагоприятного влияния транспорта на природную среду и человека. Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса России сложен из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной структуры управления и созданных сверхкрупных транспортных монополий. При решении проблемы разгосударствления отдельных частей транспортного комплекса, создания условий для конкуренции возникла объективная необходимость малого и среднего бизнеса. Активно идет процесс приватизации автотранспортных предприятий, создания мелких акционерных авиакомпаний, предприятий водного транспорта [14, с. 187].
В условиях рыночных отношений на первый план в развитии выдвигается задача более полного и качественного удовлетворения потребностей в транспортных услугах народного хозяйства и населения страны, на что и нацелена программа "Модернизация транспортной системы России", принятая в 2001 г.