Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 21:36, реферат
еобходимость перехода к инновационной экономике, способной, с одной стороны, обеспечить достаточное разнообразие производимых в стране продуктов, а с другой - сократить зависимость от импорта стратегически важных товаров и технологий значительно усилилась в связи с мировым финансовым кризисом. Падение мировых цен на энергоресурсы при одновременно высокой для России доле импорта повлекло за собой фактическую девальвацию национальной валюты. Успешное преодоление кризисных явлений во многом зависит от того, каким потенциалом будет обладать российская экономика по окончании кризиса. Этот потенциал и будет определять конкурентоспособность экономики России, повышение которой возможно на основе технологической модернизации за счет отечественных разработок и импорта передовых инновационных решений.
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ФАКУЛЬТЕТ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА: МЕНЕДЖМЕНТА
НАПРАВЛЕНИЕ:
МЕНЕДЖМЕНТ
На
тему: «Институциональные
проблемы освоения инноваций»
Студент: Ильиных Игорь, Группа ЭУ-402
Страна:
Россия
Необходимость перехода к инновационной экономике, способной, с одной стороны, обеспечить достаточное разнообразие производимых в стране продуктов, а с другой - сократить зависимость от импорта стратегически важных товаров и технологий значительно усилилась в связи с мировым финансовым кризисом. Падение мировых цен на энергоресурсы при одновременно высокой для России доле импорта повлекло за собой фактическую девальвацию национальной валюты. Успешное преодоление кризисных явлений во многом зависит от того, каким потенциалом будет обладать российская экономика по окончании кризиса. Этот потенциал и будет определять конкурентоспособность экономики России, повышение которой возможно на основе технологической модернизации за счет отечественных разработок и импорта передовых инновационных решений.
Условия повышения роли инноваций в модернизации экономики. Прогрессивная роль науки, инноваций и технологий в экономике развитых стран в XXI в. становится ведущей, так как экстенсивные факторы роста (увеличение численности занятых в производстве, масштабов добычи и освоения невозобновляемых ресурсов и энергоносителей, возможностей приращения новых площадей плодородных земель, запасов пресной воды и др.) в мировом масштабе приближаются к максимальному уровню использования.
Необходимые условия для ускоренной и устойчивой инновационно-технологической эволюции в развитых странах определяются наличием и активным использованием совокупности факторов, обеспечивающих как формирование, так и эффективную реализацию потенциала новых научных идей и изобретений в интересах обеспечения экономического роста и повышения качества жизни. В число факторов, образующих потенциал технологического развития российской экономики, входят:
- потенциал сферы
научных исследований и
- обоснованные
и периодически корректируемые
приоритеты научно-
- регулярно восполняемый
потенциал высшего и среднего
образования и прогнозные
- гибкие адаптивные
организационные формы и
- стимулы, способствующие
экономическому росту на
Успехи ускоренного научно-технологического развития могут быть основаны на оптимальном соотношении баланса между конкуренцией и сотрудничеством в сфере науки и технологий при активной государственной поддержке. Наиболее успешной управленческой новацией может стать разнообразное стимулирование развития исследовательских и технологических партнерств, нацеленных на увеличение масштабов использования новых технологий, прежде всего, на основе коммерциализации результатов бюджетных исследований и разработок.
Активная регулирующая роль в этой деятельности принадлежит государству, выступающему одновременно в качестве организатора, банкира и гаранта, т. е. инстанции, ответственной за развитие фундаментальной науки как сферы стратегических интересов, высшего образования и других отраслей «индустрии знаний», а также обеспечивающей постоянное совершенствование правовой базы научно-технологического развития.
Переход к устойчивому росту отечественной экономики возможен лишь при условии создания полноценной национальной инновационной системы, все составные части которой - наука, инновации и новые технологии - согласованы между собой, а результаты ее деятельности защищены на законодательном уровне и создают устойчивые конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Изучение опыта эволюционного перехода российской экономики начального этапа рыночных преобразований к экономике инновационного типа позволило установить, что требования, предъявляемые к ней, значительно расходятся с фактическим ее состоянием. По оценкам динамики российской экономики за 1999-2007 гг., ее приближение к уровню экономики развитых стран происходило крайне медленно: за девять лет этот разрыв сократился всего на 18%.
Приближение к целевым установкам Правительства РФ на переход к инновационной экономике сдерживается по двум главным причинам:
1) неполного
соответствия научно-
2) сохраняющейся
невосприимчивости российской
Анализ состояния
научно-технологического потенциала России
в начале XXI в. выявил, что многие
его компоненты не отвечают современным
требованиям вследствие распада
отраслевой науки, низкого уровня финансирования,
разрушения многих объектов научно-производственной
базы, более чем двукратного
Управление наукой, с одной стороны, как социальной системой, а с другой -как частью экономической системы - сложный организационный процесс. Зарубежный и отечественный опыт содержит немало и положительных, и отрицательных примеров эффективной организации научной деятельности. Среди возможных подходов можно выделить рассмотрение науки как управляемой целевой интерактивной системы, где управление фундаментальными и поисковыми исследованиями осуществляется преимущественно на основе самоорганизации и выдвижения целей поиска самими учеными. Возможно дополнение и корректировка целей научного поиска со стороны общества, экономики и правительства как института, призванного отражать национальные интересы при выборе стратегий развития. Однако сами цели, даже в условиях директивно задаваемых приоритетов, формируют ученые. Поэтому более эффективный способ управления фундаментальными и поисковыми исследованиями - создание наилучших условий для их проведения, имея в виду, что главные факторы успеха научного поиска - талант и трудолюбие самих ученых, а также их удача. Этими факторами нельзя упрощенно управлять, как, например, управляют техникой либо даже крупной компанией. Необходимо координировать фундаментальные и поисковые исследования, что означает своевременную и полноценную организацию научного поиска, учитывая интересы ученых. Необходимо также привлекать молодое поколение в науку, сочетая эти меры с поддержкой ученых старшего поколения.
Прикладные исследования
и разработки ориентируются, в основном,
на многообразные социальные интересы,
потребности экономики и
Принятые, особенно
в последние годы, меры по предотвращению
полного распада отечественной
науки способствовали появлению
ряда позитивных тенденций: с 1999 г. увеличивается
объем финансирования науки из бюджета,
а также финансирования НИОКР
со стороны частного сектора, повышается
заработная плата в сфере науки,
замедляется отток научных
Исследования
показывают, что в целом инновационная
активность отраслей и
Организации федеральной
собственности активнее организаций
собственности субъектов РФ настраиваются
на современную хозяйственную
Расчеты по сопоставлению
затрат на исследования и разработки
(ИР) при инвестиционном сценарии социально-экономического
развития России [5] показали значительное
расхождение с прогнозными
Полученные
данные свидетельствуют о том,
что препятствия
Совершенствование механизмов освоения инноваций. Одной из главных и нерешенных проблем управления научно-техническим прогрессом (НТП) в СССР была проблема внедрения новшеств, под которым понималось освоение хотя бы одним предприятием передаваемого ему новшества. При этом массовое распространение практически не считалось обязательным и не предусматривалось, а факт внедрения, как правило, не выходил за рамки одного-двух предприятий.
Процесс создания и внедрения новшеств реализовывался системой последовательного взаимосогласования планов на различных уровнях управления: на государственном (научно-технические программы ГКНТ и планы внедрения Госплана СССР); на отраслевом (планы НИОКР и планы внедрения предприятия).
Степень освоения
новшеств, созданных в соответствии
с планом на предыдущей стадии полного
жизненного цикла, всегда была меньше
единицы, поскольку обычно передавалась
только часть выполненных заданий
для дальнейшего освоения научно-технических
программ и результатов НИОКР. Например,
в планы внедрения Госплана СССР
1970-х-1980-х годов включалось около
20% завершенных заданий научно-
Информация о работе Институциональные проблемы развития инноваций