Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 21:36, реферат
еобходимость перехода к инновационной экономике, способной, с одной стороны, обеспечить достаточное разнообразие производимых в стране продуктов, а с другой - сократить зависимость от импорта стратегически важных товаров и технологий значительно усилилась в связи с мировым финансовым кризисом. Падение мировых цен на энергоресурсы при одновременно высокой для России доле импорта повлекло за собой фактическую девальвацию национальной валюты. Успешное преодоление кризисных явлений во многом зависит от того, каким потенциалом будет обладать российская экономика по окончании кризиса. Этот потенциал и будет определять конкурентоспособность экономики России, повышение которой возможно на основе технологической модернизации за счет отечественных разработок и импорта передовых инновационных решений.
отечественных инноваций, а устойчивое доверие к ним будет компенсировать неизбежные для нововведений риски.
Возможные подходы
к восстановлению потенциала прикладной
сферы. Несовершенный даже в условиях
планово-директивной экономики
В итоге отечественная
наука фактически лишилась прикладной
сферы, предназначенной и способной
проводить разработки и осваивать
их результаты. В 1990-е годы эта потеря
не особенно интересовала «либеральную»
часть правительства, упорно доверявшую
тезису, что «рынок построит все», в
том числе и восстановит за
счет собственных средств
Начавшийся с 1999 г. устойчивый рост российской экономики создал предпосылки для поиска новых факторов роста, среди которых бесспорными мировыми лидерами являются инновации и новые технологии. Развитые страны к началу XXI в. накопили разнообразные формы и механизмы управления разработкой и освоением инноваций: технопарки, венчурные компании, старт-апы, инжиниринговые центры и т. д.
Либерально настроенная часть правительства избрала простой способ: прямое заимствование новых форм без учета сложившейся ситуации в экономике, на предприятиях и в сфере науки. Для этого было создано 80 технопарков, несколько особых экономических зон, образована Российская венчурная компания и сопутствующие ей венчурные фонды.
Итог деятельности
новых форм оказался малоутешительным.
По результатам обследования только
10 технопарков оказались
Известно, что
многие развитые страны в послевоенные
годы, прежде всего Япония и Южная
Корея, были вынуждены создавать
национальные инновационные системы
для обеспечения
Цель вполне понятна: чтобы обеспечить постоянную конкурентоспособность, нужно осваивать только лучшие инновации и технологии. Этого принципа придерживались и США, где в 1970-е-1980-е годы только 30% осваиваемых новшеств были созданы в самих Соединенных Штатах, а остальные 70% - на основе зарубежных патентов. При этом заметим, что США уже в те годы располагали мощным потенциалом фундаментальных и поисковых исследований, сосредоточенным в университетах, государственных центрах, крупных корпорациях. После создания достаточного потенциала по освоению инноваций и новых технологий правительства Японии, Южной Кореи, а еще раньше - Германии, Англии и Франции стали поддерживать собственные фундаментальные и поисковые исследования.
Россия всегда
имела и даже в условиях рыночных
реформ сохранила значительный потенциал
фундаментальных исследований. Он сосредоточен,
прежде всего, в Российской академии
наук, других государственных академиях,
а также в вузах и
Созданные в последние годы в России технопарки и венчурные компании действуют по упрощенной схеме: технопарки сдают свои площади торговым предприятиям, а компании кредитуют инновационные структуры как обычные коммерческие банки, даже увеличивая банковскую ставку с учетом инновационных рисков.
Вместе с тем необходима поддержка разработке, освоению новых и модернизации действующих технологий в виде создания малых инновационных предприятий (МИП). Возможности оказания такой поддержки сейчас лишены государственные учреждения (академии наук, университеты и вузы), а создание МИП остается делом частной инициативы ученых и разработчиков. Предпринимаемые в последнее время шаги по отмене такого положения - правильное, но недостаточное решение. Существующие фонды поддержки малого бизнеса малочисленны и не располагают достаточными средствами.
В настоящее
время более перспективно не наращивать
потенциал и численность
Одновременно, учитывая несовершенство российской инновационной сферы, не способной к быстрому, качественному и масштабному освоению отечественных инновационных решений, необходимо поддержать сформировавшееся у российских предприятий стремление к технологической модернизации на основе импорта зарубежных технологий, оборудования и машин. Следовало бы также при государственной и частной поддержке создать ряд инжиниринговых управляющих компаний по определенным направлениям с целью содействия освоению и инновационному сопровождению новых технологий. Такие центры предпочтительно организовывать также в форме частно-государственных партнерств, с участием государства, бизнеса и науки.
Создаваемые партнерства,
помимо бюджетной поддержки, должны
иметь право получения
Предлагаемый
«встречный инновационный
Информация о работе Институциональные проблемы развития инноваций