Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:31, реферат
Институциональная структура - это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности. В экономической литературе понятие «институциональная структура» имеет множество трактовок. Часто не проводится различий между дефинициями «институциональная структура» и «институциональная среда». Уильямсон приводит наиболее общее её определение: «Это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления».
Введение 3
1.Институциональные основы Российской экономики 5
2.Формирование институциональной структуры экономики России 10
3.Системообразующая функция рыночного потенциала институциональных систем 16
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Содержание
Введение 3
1.Институциональные основы Российской экономики 5
2.Формирование
институциональной структуры
3.Системообразующая функция рыночного потенциала институциональных систем 16
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Институциональная структура - это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности. В экономической литературе понятие «институциональная структура» имеет множество трактовок. Часто не проводится различий между дефинициями «институциональная структура» и «институциональная среда». Уильямсон приводит наиболее общее её определение: «Это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления». Но наличие некоторых, присущих спонтанному рыночному порядку институтов еще не является достаточным условием для становления рыночной институциональной структуры. Например, создание правовой базы для частной собственности не означает, что она действительно может функционировать в экономике как рыночный институт. Очевидно, что институты неоднородны. Их можно разбить на две большие группы неформальные и формальные. Неформальные институты возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев, являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную экономику. Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия, неформальные ограничения являются: 1) продолжением, развитием и модификацией формальных правил; 2) социально санкционированными нормами поведения; 3) внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения. Фактически роль неформальных институтов выполняет хозяйственная этика или моральные практики, исследованиям которых посвящено значительное число научных исследований. Хозяйственная этика повышает уровень общественной, а, следовательно, и экономической координации рынка. Если существующие в обществе этические нормы позволяют субъектам экономики основываться в своих действиях больше на доверии, чем на возможности осуществления определенных формальным правом санкций, то в таком обществе сделки будут носить более регулярный и сложный характер. Это доказано Коулменом, предложившим следующую формулу для сопоставления степени доверия и возможных выгод и убытков от , где основанная на личном примере вероятность, что людям можно доверять; возможная потеря в случае невыполнения контракта; возможный выигрыш в случае выполнения контракта. Формальные ограничения, правила и институты возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. В структуре формальных институтов выделяются:
1)политические институты;
2)экономические институты;
3) системы контрактации (способы
и порядок заключения
Возвращение к анализу своеобразия черт российской экономики произошло в 90- х годах 20 века. И сейчас продолжается осмысление черт национальной экономической модели в связи с пониманием места России в современном мире и дальнейшей направленности проводимых экономических реформ.
И если в самом начале
обсуждение сводилось к описанию
отдельных черт экономики, систематизации
богатого эмпирического материала,
то в настоящее время
С.Г. Кирдина, ученый этой же школы, развивает теорию институциональных матриц, ядром которой является представление об обществе как единстве трех его срезов – экономики, политики, идеологии, образующих важнейшие сферы социальной жизни. Регулирующие их институты являются базовыми элементами данной модели [8, с.129]. Совокупность базовых экономических, политических и идеологических институтов С.Г. Кирдина называет институциональной матрицей. Как устойчивые самовоспроизводящиеся структуры, данные матрицы формируют своеобразный «невидимый» скелет общества, его архетипическую структуру.
В абстрактном понятии
«институциональная матрица» логически
обобщены те многообразные реальные
связи и институты, которые можно
наблюдать в социальной жизни. Это
юридические и житейские нормы,
правила и санкции, процедуры
согласований и законы, традиции и
обычаи, организации и законодательные
акты и т.д. Автор выделяет два
типа социальных систем, две институциональных
матрицы: У – матрицу, и Х –
матрицу, или западную и восточную,
- рассматривает базовые
Принципиально важно, что история стран характеризуется устойчивым доминированием одной матрицы, которая определяет рамки и пределы действия комплиментарных институтов. Эволюция общественной системы осуществляется через развитие присущего ей институционального порядка и установления меры соответствия для данного общества базовых и комплиментарных институтов.
В рассматриваемой
Рассмотренные две близкие по содержанию концепции: концепция раздаточной экономики О. Бессоновой и концепция институциональных матриц С. Кирдиной с рестрибутивной экономикой, - исследуют, с нашей точки зрения, в большей степени формальные правила поведения экономических субъектов. Неформальные правила и ограничения специально не анализируются [8, с.129]. На наш взгляд, для более продуктивного анализа базовых институтов модели Российской экономики, как и всех других национальных моделей, необходимо выделять как формальные правила (формальные базовые институты), так и неформальные правила ( неформальные базовые институты). Это, с нашей точки зрения позволит более полно раскрыть существо национальной экономической модели, ее институциональные основы.
Среди черт современной экономики
России исследователи выделяют так
же неформальный характер экономических
отношений, возникающих между
В своем понимании наиболее существенных характеристик экономики России мы склоняемся к тому, что глубинные основы неформальной экономики связаны с ценностной преемственностью многих поколений россиян, особенностями российского менталитета. И, следовательно, неформальная экономика, по нашему мнению, есть базовый институт /терминология С.Г. Кирдиной, лежит в основе национальной экономической модели России и существует с незапамятных времен, а не является лишь особенностью экономики переходного периода.
Можно выделить несколько факторов, влияющих на складывание неформальных отношений в российской экономике как национальной модели.
Прежде всего, это коллективистское сознание россиян. Коллективизм и индивидуализм как мировоззренческая основа этноса есть производная ландшафта, климата, протяженности территории.
Огромная протяженность
российских земель закрепляла в сознании
россиян представление о
Вторым фактором становления неформальной экономики является православие. Теоретические разработки этого вопроса представлены в трудах В„Соловьева, С.Булгакова, П.Флоренского, Н. Бердяева. Сфера труда и система материальных ценностей отделена в православии от высших духовных ценностей. Если в протестантской религии труд есть молитва (сродни высшей духовной ценности), то православие допускало отвлечение от труда во имя молитвы. Деловой успех в православии стоял намного ниже нравственных достижений, поэтому нарушение хозяйственных законов не считалось великим грехом.
Третьим фактором развития
неформальных экономических отношений
является положение государства
в общественной жизни и характер
проводимых им реформ в различные
исторические периоды. У россиянина
выработалось двойственное отношение
к государству. С одной стороны,
уважение к верховной власти в
лице царя, президента, надежда на помощь
и защиту с их стороны. С другой
стороны, негативное отношение к
государственному аппарату и армии
чиновников, противопоставление себя
государству как
И, наконец, четвертый фактор – неразвитость рыночных отношений. Российская цивилизация – в основе своей нерыночная цивилизация. Рассматривая различные исторические периоды российской действительности, можно заметить, что рыночные отношения не проникли глубоко в экономическую ее систему. Рыночные отношения формализуют, оформляют, узаконивают неформальные экономические отношения, в конечном счете, создают легальное экономическое пространство. Создаются формальные правила игры, формальные институты.
Итак, мы попытались показать, что исследованные нами факторы влияли на становление неформальной экономики в достаточно длительном историческом периоде, действуя постоянно, формируя систему ценностей россиян, менталитет. Неформальные экономические отношения составляют сущность национальной экономической модели России, базовый институт.
Исследование
Особенность транзитивной экономики
состоит в том, что в ней
происходят радикальные институциональные
изменения в системе
Институциональный подход предполагает
рассмотрение экономики не как статичной
системы, а как динамичного процесса,
который постоянно
Исходной задачей
Сложность институциональной структуры общества обусловливает важную особенность институциональной архитектоники, демонстрирующую принципиальное отличие ее от экономической теории. Последняя изучает наиболее общие принципы экономических отношений, в то время как архитектоника изучает конкретные институты, обеспечивающие их функционирование в той или иной стране, их структуру и соотношения, обусловленные спецификой институциональной основы общества.