Структура ФС РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:23, контрольная работа

Краткое описание

Структура парламента РФ в определенной степени отражает сущный характер самого органа государственной власти и обусловлена по меньшей мере тремя факторами:
федеральным характером российского государства;
сущностными признаками этого органа и особенностями его формирования;

Файлы: 1 файл

Структура Федерального собрания РФ.docx

— 27.60 Кб (Скачать)

     СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 

     Структура парламента РФ в определенной степени отражает сущный характер самого органа государственной власти и обусловлена по меньшей мере тремя факторами:

  1. федеральным характером российского государства;
  2. сущностными признаками этого органа и особенностями его формирования;
  3. функциональными закономерностями, основными направлениями его деятельности.

     Исходя  из структурных признаков, различают  нижние и верхние палаты парламента.

     Согласно  Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации  и Государственной Думы.

     Конституция содержит лишь отдельные положения  и нормы, которые могут быть отнесены к проблеме структуры Совета Федерации.

     Во-первых,  Конституция РФ (ст.96) предусматривает: порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

     Во-вторых, Совет Федерации состоит из членов Совета Федерации, причем одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом  Государственной Думы.

     В-третьих, Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации  и его заместителей, которые ведут  заседания и ведают внутренним распорядком  палаты.

     В-четвертых, в целом организационно-структурную  основу Совета Федерации составляют корпус членов Совета Федерации и  образуемые ими комитеты и комиссии. Перечень и конкретные функции комитетов  и комиссий Совета Федерации содержатся в Регламенте Совета Федерации.

     Более сложной и разветвленной является структура Государственной  Думы. Это во многом обусловлено местом, ролью функциональным предназначением данной палаты в системе Федерального Собрания, ее конституционным статусом.

     В самой Конституции РФ определен  количественный состав, срок полномочий и частично правовой статус депутатов Государственной Думы, которые работают в ней на профессиональной постоянной основе, что вместе взятое составляет организационно-структурный фундамент Государственной Думы. Это достаточно разветвленная система комитетов и комиссий, а также депутатских объединений (фракций и депутатских групп) в Государственной Думе, что также определяет сложную структуру этой палаты, а комитеты и комиссии можно с полным основанием считать структурными образованиями Государственной Думы. К руководящим структурам Государственной Думы относятся: Совет Госдумы, а также Председатель Госдумы, его заместители , которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

     Ст.101 (ч.3) Конституции РФ гласит: «Совет Федерации  и Государственная Дума образуют  комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания».

     Комитеты  Госдумы по вопросам, отнесенным к  их ведению:

  • организуют проводимые Госдумой парламентские слушания;
  • дают заключения  и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
  • решают вопросы организации своей деятельности.
  • подготавливают заключения по проектам  законов РФ о поправках к Конституции РФ , федеральных конституционных законов, одобренных Госдумой, по федеральным законам, принятым Госдумой и переданным на рассмотрение Совета Федерации;
  • организуют проведение парламентских слушаний;
  • решают вопросы организации своей работы и деятельности палаты.

     Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

     Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Госдумой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

     Комитеты  могут создавать подкомитеты  по основным направлениям своей деятельности. Председатели комитетов и их заместители  избираются палатой, при этом голосование  может проводиться    по единому  списку кандидатур.

     Состав  комитетов утверждается Госдумой, причем в состав комитетов, а также Мандатной  комиссии не могут быть избраны Председатель Госдумы и его заместители. Каждый депутат, за исключением Председателя Госдумы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном   из ее комитетов.

     Регламент Госдумы кроме общей характеристики вопросов предметов ведения и  перечня комитетов, не содержит подробного и конкретного изложения их задач, функций и полномочий. Все это  излагается в Положении о комитетах  Госдумы, которое утверждается палатой.

     Совет Федерации в соответствии со своим  Регламентом также образует комитеты, комиссии из числа членов палаты. В  Регламенте Совета Федерации достаточно подробно регламентируются вопросы  статуса, перечня, задач, функций, полномочий, порядка образования данной палатой комитетов и комиссий.

     Совет Федерации образует следующие комитеты: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны; по бюджету, налоговой политике, финансовому, таможенному  и валютному регулированию, банковской деятельности ; по вопросам социальной политики; по делам СНГ; по аграрной политике; по науке, культуре, образованию, здравооранению и экологии; по делам Федерации, Федеральному договору и региональной политике; по делам Севера и малочисленных народов.

     Комитеты, являясь постоянно действующими органами палаты:

     Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии, в состав которых могут входить члены  комитетов Совета Федерации.

     Численный состав каждого комитета определяется палатой; при этом в состав комитета Совета Федерации должно  входить  не менее 8 членов палаты. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. 

     ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПАЛАТ  ФЕДЕРАЛЬНОГО

     СОБРАНИЯ 

     Выборы  в Госдуму осуществляются по смешанной  избирательной системе, когда половина  депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая – на основе пропорциональной системы.

     В настоящее время выборы депутатов  Госдумы проводятся на основе Федерального Закона «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания РФ» от 24 июня 1999 г. В соответствии с законом  депутаты Госдумы избираются на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном  голосовании. Также выборы депутатов проводятся на основе Федерального Закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 24 июня 1999 г.

     Половина  депутатов Госдумы (225) избираются по одномандатным  и избирательным  округам на основе единой нормы представительства  избирателей  на одномандатный избирательный  округ, за исключением избирательных  округов, образуемых в субъектах  РФ, число избирателей в которых  меньше единой нормы представительства.

     Вторая  половина Госдумы избирается по федеральному избирательному округу пропорционально  числу голосов, поданных за федеральные  списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

     После регистрации в качестве кандидатов соответствующими избирательными комиссиями, они включаются избирательными объединениями, избирательными блоками в федеральные  списки кандидатов, которые регистрируются Центральной избирательной комиссией  РФ. Сбор подписей и внесение залога для регистрации федерального списка кандидатов отменяются. Избирательное  объединение, избирательный блок могут  выдвигать дополнительный список кандидатов, в который включаются кандидаты  в депутаты Государственной Думы, не участвующие в выборах по одномандатным  избирательным округам, и который  также регистрируется Центральной  избирательной комиссией РФ.

     К распределению депутатских мандатов допускаются те избирательные объединения, избирательные блоки, чьи федеральные  списки кандидатов получили 5% и более  голосов от принявших участие  в выборах и (или) кандидаты, включенные в них, победили в 12 и более одномандатных  избирательных округах.

     Внесены изменения в порядок распределения  бесплатного эфира и печатной площади среди избирательных  объединений, избирательных блоков зарегистрировавших федеральные списки кандидатов. Предлагается распределять бесплатный эфир и печатную площадь  пропорционально количеству кандидатов, включенных в федеральные списки кандидатов. Избирательное объединение, избирательный блок могут передавать свое бесплатное эфирное время и  печатную площадь кандидатам, выдвигающимся  по одномандатным избирательным  округам.

     Порядок формирования Совета Федерации РФ коренным образом отличается от порядка выборов депутатов Госдумы.

     Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»  от 5 августа 2000 г. развил и дополнил  основополагающие нормы Конституции  РФ о порядке формирования Совета Федерации:

  • в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации – по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ;
  • членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет.

     Член  Совета Федерации – представитель  от законодательного органа государственной  власти субъекта РФ избирается законодательным  органом власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при  формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации – на срок полномочий однократно избранных  депутатов этого органа.

     Член  Совета Федерации – представитель  от двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей  палаты.

     Представитель в Совете Федерации от исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным  лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

     Члены Совета Федерации  - представители  по должности от субъектов РФ в  Совете Федерации продолжают исполнять  свои полномочия впредь до  вступления в силу решений об избрании (о назначении) членов Совета Федерации – представителей от законодательных и исполнительных органов соответствующих субъектов РФ. 

 

      ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО

     СОБРАНИЯ 

     Вопрос  о характере и оптимальности  внутренней организации каждой из палат  Федерального Собрания во многом обусловливает  эффективность их  деятельности по реализации предоставленной палатам  компетенции. Конституция РФ содержит следующие важнейшие положения и нормы: 

     1. Совет Федерации и Государственная  Дума заседают раздельно, что  обеспечивает самостоятельность  , автономию в обсуждении решении  подведомственных каждой палате  вопросов и в то же время  не означает какой-либо изолированности   палат друг от друга.

  1. Государственная  Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Думы ранее этого срока.
  2. С момента начала работы Госдумы нового созыва прекращаются полномочия Госдумы предыдущего созыва.
  3. Заседания Совета Федерации и Госдумы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
  4. Совет Федерации  избирает из своего состава  Председателя Совета Федерации и его заместителей. Госдума избирает из своего состава Председателя Госдумы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и Госдумы и их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
  5. Совет Федерации и Госдума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
  6. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Информация о работе Структура ФС РФ