Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:31, реферат
Институциональная структура - это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности. В экономической литературе понятие «институциональная структура» имеет множество трактовок. Часто не проводится различий между дефинициями «институциональная структура» и «институциональная среда». Уильямсон приводит наиболее общее её определение: «Это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления».
Введение 3
1.Институциональные основы Российской экономики 5
2.Формирование институциональной структуры экономики России 10
3.Системообразующая функция рыночного потенциала институциональных систем 16
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Таким образом, понятие "архитектоника" применимо к институциональной среде в двух основных значениях этого термина – для описания объективно сложившейся в обществе институциональной ситуации и для раскрытия принципов построения институциональной структуры, способов обеспечения устойчивости последней посредством сознательной деятельности людей.
Традиционно в рамках неоклассического подхода анализ сосредоточен на экономическом выборе, который делали агенты в рамках данных (и достаточно стабильных) или вообще неспецифицированных институтов. Отсюда дискретность в анализе, поскольку за пределами внимания оставались изменения, которые происходили в предпосылках товарных трансакций.
Таким образом, институциональная
структура оказывается
В связи с этим интересной, на наш взгляд, является теория институциональных матриц, предложенная С.Г. Кирдиной. Согласно ее концепции, институциональная структура экономики представляет собой совокупность элементов двух качественно разнородных типов: неизменных базовых институтов, определяющих тип институциональной матрицы общества, и институциональных форм, которые в отличие от базовых институтов изменчивы, постоянно обновляются и могут целенаправленно модифицироваться субъектами. Возможные модели базовых институтов ограничиваются западным типом институциональной матрицы (институты рыночной экономики) и восточным (институты "редистрибутивной" экономики), причем они полностью детерминируются характером материально-технологической среды национальной экономики [8, с.130].
И хотя общее направление исследования, заданного С.Г. Кирдиной, является верным, приведенная трактовка институциональной матрицы достаточно размыта. По мнению О.Ю. Красильникова, институциональная матрица представляет собой органический комплекс институтов, характеризующих способ взаимодействия индивидов в рамках устойчивых общественных групп, как между собой, так и по отношению к другим социальным группам.
Современная институциональная теория основывается на решении трех основных проблем:
– объяснение возникновения новых институтов, функционирование их в новых условиях;
– выяснение сущности институционального порядка;
– оценка роли и характера институциональных изменений.
Для выявления характеристик
институциональных изменений
Институциональными называются такие изменения, которые выражаются в появлении новых правил с соответствующими механизмами обеспечения их соблюдения, исчезновении старых действовавших правил, а также изменении структуры трансакций в рамках существующего набора правил (процедур) для их участников.
Ряд представителей институционализма объясняют возникновение институтов экономическими факторами, содержащими типичные признаки функционирующей экономической системы. Под институциональным порядком понимают поведение экономического агента, организаций по стандартному образцу, способы их экономической координации. Институциональное изменение включает замену «старого институционального порядка» на новый порядок в обществе. Системы координации экономического поведения субъектов подразделяются в зависимости от форм организации на иерархические и неиерархические. Экономическое развитие включает изменение форм поведения экономических субъектов под влиянием институциональных изменений.
Степень развития институциональной системы в странах с переходной экономикой может быть охарактеризована с учетом использования перечисленных показателей. Снижение уровня производительности, неразвитость рыночного механизма, разрыв экономических связей, как результат отставание в разработке и применении новейших технологий в производстве, являются определяющими факторами, типичными для данной институциональной системы. На снижение инвестиционной привлекательности в развивающихся странах влияет отсутствие исторических традиций в функционировании рыночных отношений, которые определяют правила и нормы поведения экономических субъектов.
В России на уровне государства отсутствует механизм регулирования потоков ресурсов, товаров и услуг. Государство не обеспечивает эффективное функционирование целостной экономической системы. Нормативные акты и законы в таком обществе не выполняют функций контроля поведения предпринимателя. Отсутствие новых двусторонних международных соглашений способствует существованию правовой нестабильности. Частые смены правительств ведут к потере уверенности, стабильности при принятии решений иностранными инвесторами [1, с.76].
В рамках новой экономической
истории предметом изучения оказываются
не только изменяющиеся институциональные
соглашения (механизмы управления сделками),
но и институциональная среда. Источник
же таких изменений — рост населения,
сдвиги в технологии (в результате
накопления знаний) и предпочтениях
(система ценностей), накопление знаний.
С точки зрения анализа изменений
в институциональной среде
В рамках экономической теории трансакционных издержек акцент сделан на определении характеристик поведения (ограниченная рациональность, оппортунизм). Выделенные особенности поведения вместе с характеристиками того или иного актива (степень его специфичности) позволяют исследовать альтернативные формы институциональных соглашений (рынок, гибрид, иерархия) и процесс замещения на пределе одной формы институционального соглашения другой, как это предлагал Р.Коуз. Сам процесс замещения определяется изменениями в институциональной среде, принимающих форму «параметрических сдвигов».
Структурные сдвиги в секторальной структуре экономики во всем мире имеют тенденцию к увеличению трансакционного сектора. Это обусловлено влиянием трех основных факторов:
1. Развитие материальной
инфраструктуры экономики (
2. Технологические изменения
в одной отрасли могут
3. Сдвиги в политической
системе (изменение системы
Именно структура и динамика трансакционных издержек вместе с технологией определяют формы организации хозяйственной деятельности, содержание и характер реальных трансакций. Данное обстоятельство дает возможность сформулировать гипотезу, в соответствии с которой не только технология, но и институты являются источником экономического роста. Это позволяет соответствующим образом интерпретировать полученные данные относительно динамики трансакционного сектора экономики и сделать вывод о том, что инвестиции в новые институты аналогичны инвестициям в новые технологии. Вместе с тем, учитывая, что в состав институциональной структуры входят неформальные правила, можно сделать вывод о степени «управляемости» темпами экономического роста.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1) В наиболее общем плане трансакционные издержки определяют направление структурных сдвигов в институциональной структуре экономики. При этом их распределение в экономике стимулирует или препятствует осуществлению той или иной экономической деятельности. Поскольку функцию мотивации экономической деятельности в той или иной отрасли осуществляют институты, то именно они определяют структуру трансакционных издержек.
2) Институциональные сдвиги
в экономике определяются
3)Технологические и
Исследования в теории институционализма применительно к транзитивным экономикам находятся в стадии своего становления. Институциональная основа переходного общества слабо структурирована и мало изучена. В связи с этим перспективы дальнейших исследований будут заключаться в обосновании факторов, закономерностей и институционального механизма структурных сдвигов в экономике в парадигме нового направления экономической теории – институциональной архитектоники.
Демонстрационная модель
успехов неоклассической теории
в ряде стран позволяла ожидать
от нее такого же эффекта и в
России. Но наивный либеральный подход,
согласно которому "невидимая рука"
рынка сама заменит старые институты,
опровергнут экономической
Сегодня стало абсолютно
очевидным, что важнейшим условием
трансформационных изменений
Изучению институциональных
факторов экономического развития посвящены
многие работы как зарубежных, так
и отечественных экономистов. В
их работах анализируются
Но в связи с острой
необходимостью продолжения радикальных
институциональных
А поскольку институциональная
система трансформируемого
Синергетику также можно
рассматривать и как теорию образования
новых качеств, поскольку она
строго математически объясняет, каким
образом происходит разветвление старого
качества на новые в точке бифуркации.
Таким образом, формирование институциональной
структуры трансформируемого
Исследование проблемы
институциональных
Под институциональной системой в дальнейшем анализе мы будем понимать действующую в стране совокупность формальных и неформальных принципов, правил и норм экономической деятельности, а также систему законов, которые исторически возникают и определяют социально-экономические отношения в обществе.
Институциональная система
любой страны – это результат
синергии специфического пути ее исторического
развития, ее географического положения,
политической системы, культуры и традиций,
уровня ее экономического развития, степени
ее участия в международных