Структурными элементами
институциональной системы выступают
институты, сложное кооперативное
когерентное взаимодействие которых
обусловливает качество современной
институциональной системы. Институты
выступают как связующее звено
между экономикой и другими подсистемами
общества, находясь как бы на границе
между экономикой, правом, политикой,
культурой и отражая их взаимное
влияние друг на друга.
Но по отношению к социально-экономической
системе в целом институциональная
система выступает подсистемой,
и испытывает ее определяющее влияние.
Принимая это во внимание, можно
более реалистично подходить
к трансформации социально - экономических
систем, учитывая внешние импульсы,
исходящие из их институциональных
подсистем, способных вызывать флуктуации
в системе в целом, изменять ее
структуру и соотношение элементов,
что особенно важно в периоды
выбора дальнейшего пути развития общества
в точках бифуркации. Необходимо учитывать
и такое влияние институциональной
структуры, когда действующая политическая
система, устаревшие правовые и хозяйственные
нормы ограничивают, тормозят как
прохождение информации о необходимых
экономических преобразованиях, так
и компенсирующее или усиливающее
действие самой системы в рамках
механизмов обратных связей. Но называть
все экономические институты "институциональной
средой экономики" было бы ошибкой,
как и отнесение всех экономических
институтов к области надстройки, поскольку
большая их часть является базисной (институты
собственности, контрактного права, банки,
биржи, налоговые и бюджетные институты,
парабанковские институты и многие другие).
Таким образом, институциональная система
общества, представленная, прежде всего
базовыми институтами, выступает как исходная
общественная структура, взаимодействие
элементов которой обеспечивает не только
развитие, но и трансформацию общества
[9, с.12932].
Следует еще раз подчеркнуть,
что в устойчивой системе базовый
уровень всегда составляют формальные
институты и явные контракты.
Значение неформальных норм возрастает
в ситуации неустойчивого состояния
системы, в том числе и в
процессе ее трансформации. Тогда неформальные
институты, в ходе кооперативного и
когерентного взаимодействия хозяйствующих
индивидов, обеспечивают синергетические
эффекты и ускоряют институциональные
преобразования.
Институциональные изменения
в трансформационных системах можно
определить как процесс возникновения,
развития, и укрепления норм, правил
и стереотипов экономического поведения,
адекватных рыночной системе хозяйствования.
В экономически развитых странах институциональные
изменения, по мнению Д. Норта, наступают
с того момента, когда участники сделки
начинают понимать, что им было бы более
выгодно пересмотреть ее условия [10, с.16].
Только при условии, что ожидаемые выгоды
от институциональных изменений превышают
издержки по их осуществлению, создается
реальная экономическая основа таких
изменений. Если же никто из агентов в
данный момент времени не заинтересован
в изменении существующих институтов,
возникает состояние институционального
равновесия.
Д. Норт в качестве важнейшего
источника совершенствования институтов
рассматривает также фундаментальные
изменения в соотношении цен (пропорциях
между ценами факторов производства, стоимостью
информации, изменениями в технологиях
и т.д.). Вследствие этого изменяется и
соотношение сил сторон контрактных соглашений,
и тогда одна из сторон стремится изменить
условия контракта. Этот процесс происходит
в значительной степени спонтанно, но
когда такого рода "возмущения" достигают
значительных размеров, и не гасятся системой
отрицательных обратных связей, происходит
переструктурирование институциональной
системы, возникают новые формальные институты,
в рамках которых теперь будут действовать
экономические агенты.
Д. Норт выделяет и такие факторы
институциональных изменений, как двойственная
роль государства, влияние групп со специфическими
интересами, зависимость институтов от
ранее выбранной траектории. Но в трансформируемых
экономиках, в условиях господства крупных
государственно-олигархических кланов
и высокого уровня коррумпированности
общества, действие этих факторов может
привести не к институциональным изменениям,
а к консервации существующих неэффективных
институтов, создавая условия для "плохого
институционального равновесия". Чтобы
его разрушить, необходимы действительно
радикальные преобразования институциональной
системы, которые невозможны без становления
гражданского общества [10, с.16].
В то же время, становление
рыночных институтов в трансформационных
системах было бы лишено всякого смысла,
если бы они не влияли на ход экономического
развития, и не ускоряли его. Но институты,
на наш взгляд, способны не только увеличивать
темпы экономического роста, но и
менять качество экономической системы
в целом, трансформируя ее.
Для доказательства существования
взаимосвязи между этими процессами,
целесообразнее всего, на наш взгляд,
воспользоваться категорией "потенциал".
Эта категория позволяет наиболее
четко показать взаимосвязь между
развитием институтов и возможностями
экономической системы к трансформации
и дальнейшему росту, раскрыть синергетический
эффект взаимодействия между институциональной
и экономической системой. В самом
общем виде потенциал – это
целая совокупность характеристик
системы, отражающая способность ее
элементов к такому взаимодействию,
вследствие которого имеющиеся возможности
как самой системы, так и связанных с нею
систем, дают максимально возможный эффект.
Потенциал рыночных институтов можно
представить как определенное взаимодействие
их как уже реализованных, так и имеющихся,
но еще не реализованных, возможностей,
направленных на трансформационное преобразование
общества. Сложная структура этой категории
требует анализа кооперативного когерентного
взаимодействия целой системы институтов,
поэтому его оценка не может ограничиваться
традиционными методами и требует синергетического
подхода. Прежде всего, исходя из сложности
и динамичности феномена "потенциал",
для его исследования необходим нелинейный
подход. "Если нам когда-нибудь удастся
создать динамическую теорию изменений-
то есть то, чего недостает современной
экономической науке…- то она будет строиться
на модели институциональных изменений"
– подчеркивает Д. Норт. Рыночный потенциал
отражает также способность общества
решать возникающие проблемы институционально
оформленным образом, на основе выработки
эффективных правил и норм экономического
взаимодействия институтов как между
собой, так и с системой существующих организаций
[10, с.16].
В ходе реализации рыночного
потенциала институциональных изменений
следует различать краткосрочный
и долгосрочный периоды. Долгосрочные
институциональные изменения –
это последовательное накопление многочисленных
краткосрочных изменений. Поскольку
субъективные модели реформаторов не
всегда быстро и точно воплощаются
в реальной практике, а последствия
проводимых реформ чаще всего носят
неопределенный и непредвиденный характер,
довольно часто нацеленные на самые
лучшие цели, реформы дают настолько
противоречивые итоги, что разрыв между
намерениями и результатами превращается
в довольно значимую проблему.
Реализация потенциала возникающих
новых институциональных систем
создает возможности избрать
подлинно рыночное направление реформ,
и спрогнозировать нацеленность
как настоящего, так и будущего экономического
развития. Поэтому, в трансформационных
экономиках процесс реализации рыночного
потенциала институциональных систем
выполняет системообразующую функцию.
Эта системообразующая способность рыночного
потенциала состоит в его как внутреннем,
так и внешнем влиянии на становление
рыночных качеств общества, на раскрытие
не реализованных или ранее не востребованных
возможностей для количественного и качественного
изменения общества.
При этом глубинные тенденции
функционирования и реализации рыночного
потенциала институциональных систем,
не отделимы от критериев экономической
целесообразности и эффективности. Это
означает, что реализация рыночного потенциала
институциональных систем не только носит
системообразующий характер и создает
реальную основу для системных преобразований
общества, но и является предпосылкой
для перехода к подлинно эффективной инновационной
и социально направленной экономике.
Заключение
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
кккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккк шшшшшшшшшшшшшш шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
кккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккк
кккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккьььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььььшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшкккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккьььььььь