Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 13:46, курсовая работа
Прогноз и план взаимосвязаны и дополняют друг друга. Чаще всего прогноз предшествует плану, но иногда следует за планом, прогнозируя последствия принятого планом решения. При разработке плана необходимо соблюдать ряд требований:
- оптимальность, т.е. расход ресурсов минимум (min), а результат по рассматриваемым задачам - максимум (max), или лучший, или min по срокам;
- определенность - используемые и получаемые результаты выполнения плана имеют конкретный, определенный вид, обоснованные, выполнимые по срокам;
- цели и задачи - в плане должны быть чётко определены и расписаны по исполнителям.
Введение
3
1. Становление планирования и прогнозирования в экономике
5
1.1 Возникновение и развитие прогнозирования и планирования в мировой практике
5
1.2 Зарубежный опыт планирования и прогнозирования
8
1.3 Методы и принципы планирования народного хозяйства в СССР
15
2. Планирование и прогнозирование экономики в РБ
20
2.1 Специфика перспективного прогнозирования в экономике РБ
20
2.2 Система государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития народного хозяйства РБ
21
2.3 Программы социально-экономического развития РБ на 2011- 2015 годы
23
3. Инновационные методы планирования и прогнозирования в РБ и направления их совершенствования
35
Заключение
43
Список рекомендуемых литературных источников
47
Нормативы, как правило, разрабатываются в относительном выражении. Они характеризуют степень использования ресурсов (например, процент выхода годного литья от металло-завалки), расход ресурса на 1 млн. р. продукции, размер платы за кредит (процентные ставки) и др.
Программно-целевой метод
По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался еще при разработке плана ГОЭЛРО.
ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования. Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с
учетом эффективного их использования. ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно- исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Форсайт как метод прогнозирования
«Форсайт — это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага». Бен Мартин (SPRU, University of Sussex)
Появившись около 30 лет назад, форсайт сейчас стал одним из основных инструментов инновационной экономики. Форсайт ориентирован на определение возможных вариантов будущего. Основой для оценки вариантов будущего являются экспертные оценки. Форсайт ориентирован не только на определение возможных альтернатив, но и на выбор наиболее предпочтительных из них. В процессе выбора применяются различные критерии для определения наиболее предпочтительных вариантов. Форсайт исходит из того, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития.
Отличия от прогнозирования
1)Форсайт представляет собой значительно более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование. В рамках форсайта идёт речь об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определённых средств и организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества.
2) Форсайт всегда подразумевает участие многих экспертов из всех сфер деятельности, в той или иной степени связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, а иногда и проведение опросов определённых групп населения, прямо заинтересованных в решении проблем, обсуждающихся в рамках проекта.
3) Третье главное отличие Форсайта от традиционных прогнозов — нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Белорусская модель социально ориентированной
рыночной экономики в ее завершенном виде
– это высокоэффективная экономика с развитым
предпринимательством и рыночной инфраструктурой,
действенным государственным
Помимо этих, типичных для развитых стран
с рыночной экономикой черт и принципов,
белорусская модель уже на начальной стадии
своего становления включала специфические
черты, отражающие историю страны, традиции
народа, его менталитет с преобладанием
таких черт, как коллективизм и взаимопомощь,
социальная справедливость. Она исключает
такие составляющие как эгоцентризм, эксплуатация
чужого труда, обвальная безработица,
резкая социальная дифференциация населения
по доходам.
В процессе преодоления кризиса и начала
экономического подъема формирование
рыночной экономики Беларуси вступило
во вторую стадию, которая характеризуется
как смешанная экономика с развитыми рыночными
отношениями, новой ролью государства,
сильной, но уже селективной социальной
политикой. Формируется достаточно развитый
и эффективный частный сектор и гражданское
общество. Вторая стадия предусмотрена
и реализуется Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011–2015
гг.
В дальнейшем будет осуществляться переход
к третьей стадии, характеризующейся преобладанием
правовых норм, государственных институтов
и общественных структур новой экономической
системы, в которой государство определяет
рамочные политико-экономические и правовые
условия, взаимодействует с развитым гражданским
обществом и эффективным частным сектором
на основе Конституции, всей системы законов
в демократическом режиме социального
партнерства. Государство совместно с
активными социальными группами, профсоюзами,
общественными движениями, организациями
и ассоциациями создает эффективный механизм
осуществления преобразований. По мере
их углубления будет возрастать роль рыночного
саморегулирования.
Необходимо сочетать прогнозирование, на основе моделирования другими методами экономического диагностирования. Существует, по крайней мере, два основания, по которым для составления надежной картины экономического будущего следует диверсифицировать инструментарий, используемый для получения знания об экономике, и не полагаться исключительно на эконометрический подход. Моделирование мобилизует значительные экспертные ресурсы при построении модели, однако при текущем прогнозировании выводы основываются в большей степени на тенденциях прошлых периодов, чем на новые, доминирующие в экономической среде условия. Для содействия процессу принятия решений необходимо прогнозировать макроэкономические последствия от предлагаемой меры и осуществлять мониторинг реального воздействия меры после ее реализации.
Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря бюджетному планированию обеспечивается сбалансированность общегосударственных экономических и межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Целями такого планирования на всех уровнях власти являются:
-
обеспечение координации
-
прогнозирование объектов
-
прогнозирование финансовых
- определение возможностей по реализации различных мер в области финансово-бюджетной системы.
Методы планирования - составная часть методологии планирования и представляют собой совокупность способов и приемов, применяемых в процессе конкретных плановых расчетов на разных уровнях бюджетного планирования, позволяющие реализовать его принципы. Наибольшее применение в практике планирования получили следующие методы разработки планов: балансовый, нормативный, экономико-математические и программно-целевой методы. Нормативный метод основан на разработке и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающих достижения научно-технического прогресса и важнейшие цели развития экономики. Программно-целевые методы применяется для увязки целей плана с ресурсами на основе целевых программ, являющимися теми инструментами планирования, которые определяют структурные сдвиги и общую динамику развития экономики. Сущность программно-целевого метода состоит в разработке целевых комплексных программ, предназначенных для обоснования решений макроэкономических проблем, важнейших экономических задач. Балансовый метод применяется для взаимоувязки объема и структуры общественных потребностей с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также взаимного согласования всех разделов и показателей планов. Он используется, прежде всего, как инструмент обеспечения планомерности, пропорциональности, научной обоснованности пропорций воспроизводства, отраслевой и территориальной структуры общественного производства. Сущность балансового метода состоит в разработке системы балансов, соответствующих многообразию планируемых пропорций: общеэкономических, межотраслевых, внутриотраслевых, территориальных и др. Экономико-математические методы применяются для оптимизации планов, анализа и оценки различных вариантов развития, более точной и развернутой характеристики важнейших экономических связей. Кроме того, применение экономико-математических методов дают возможность использовать в планировании экономико-математические модели и вычислительную технику с целью повышения научной обоснованности и оптимизации планов.