Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 13:46, курсовая работа
Прогноз и план взаимосвязаны и дополняют друг друга. Чаще всего прогноз предшествует плану, но иногда следует за планом, прогнозируя последствия принятого планом решения. При разработке плана необходимо соблюдать ряд требований:
- оптимальность, т.е. расход ресурсов минимум (min), а результат по рассматриваемым задачам - максимум (max), или лучший, или min по срокам;
- определенность - используемые и получаемые результаты выполнения плана имеют конкретный, определенный вид, обоснованные, выполнимые по срокам;
- цели и задачи - в плане должны быть чётко определены и расписаны по исполнителям.
Введение
3
1. Становление планирования и прогнозирования в экономике
5
1.1 Возникновение и развитие прогнозирования и планирования в мировой практике
5
1.2 Зарубежный опыт планирования и прогнозирования
8
1.3 Методы и принципы планирования народного хозяйства в СССР
15
2. Планирование и прогнозирование экономики в РБ
20
2.1 Специфика перспективного прогнозирования в экономике РБ
20
2.2 Система государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития народного хозяйства РБ
21
2.3 Программы социально-экономического развития РБ на 2011- 2015 годы
23
3. Инновационные методы планирования и прогнозирования в РБ и направления их совершенствования
35
Заключение
43
Список рекомендуемых литературных источников
47
В области прогнозирования работают десятки тысяч профессионалов. Прогнозные разработки выполняют государственные подразделения различного уровня, исследовательские организации, коммерческие прогнозные фирмы, частные промышленные, банковские и торговые корпорации. Прогнозируются экономика на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, ее отрасли, штаты, округа, графства и городские районы, отдельные фирмы, товарные рынки. Осуществляется прогноз отдельных аспектов развития, таких, как загрязнение окружающей среды, обеспеченность энергоресурсами, наличие рабочей силы и т.д. Исключительно широк поток информации о прогнозных разработках. Организуются десятки научных конференций по экономическому прогнозированию. Ежегодно проводится Международный симпозиум по прогнозированию, который привлекает до двух тысяч участников. В США появился термин «прогнозная индустрия». Прогнозные исследования становятся более глубокими, применяются многообразные методы и новейшие средства электронно-вычислительной техники.
Для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль, в реализации которых играет государство. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы – на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. Стратегическое планирование охватывает разработку стратегических планов на федеральном уровне, уровне штатов и организаций (фирм). Разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации стране фактуры, чтобы определить возможные угрозы для фирмы. Особая значимость придается технологическим, экономическим, конкурентным, международным, рыночным и политическим факторам. Технологические факторы учитывают изменение технологий во внешней среде, что очень важно для технологического обновления; экономические факторы – включают оценку уровня занятости, инфляции, налоговых ставок, стабильности доллара США за рубежом и другие; конкурентные факторы – предполагают выявление действий конкурента: что движет конкурентом, что он делает, что может сделать; политические факторы – учет руководством организации нормативных документов местных органов, властей штата и федерального правительства, кредитов федерального правительства и штатов для финансирования долгосрочных вложений, ограничений по найму рабочей силы и возможности получения ссуд, за соглашениями по тарифам торговли, направленными против других стран или заключенными с другими странами и т.д. Международные факторы – изменение валютного курса, политических решений в странах. Рыночные факторы – изменчивость рыночной внешней среды, представляющей собой область постоянного беспокойства как в целом для страны, так и для организаций (конкуренция; доходы страны, населения и прочее).
В Японии все крупные фирмы имеют плановые отделы; подготовка плана централизована, планирование осуществляется сверху – вниз. Временной горизонт планирования обычно равен пяти годам, горизонт прогнозирования – пятнадцати годам. Процесс планирования в большинстве случаев включает четыре стадии: формулировку предпосылок, уточнение проблем, долгосрочную стратегию, среднесрочные и краткосрочные планы. Особо следует подчеркнуть, что в Японии, как и во Франции, существует система общенационального прогнозирования, иногда ее называют индикативным планированием.
Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических прогнозов, планов и научно технологических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. Вопросами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов занимаются Экономический совет, образованный при правительстве, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), Управление по науке и технологии. В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы (носящие индикативный характер) как было сказано выше. Планы представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей. Планы-программы дают, во-первых, представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Общепризнано, что основой японского бизнеса является планомерность, т.е. все действия любого предприятия (организации) обязательно осуществляются по строгому плану. Большое внимание уделяется всем видам планов, особенно стратегическим, ориентированным на достижение крупных целей и развитие на долгосрочной основе. Долгосрочное планирование в Японии начало ускоренно внедряться с 1950 года. Для Японии характерны достаточно высокие темпы экономического роста. В 1987 г. была принята программа трансформации экономической структуры Японии в целях достижения международной гармонии, или «Доклад Маэкавы». Среди средств и путей достижения поставленных целей в планах-программах, применяемых в Японии, представляют интерес следующие экономические рычаги и стимулы: льготное кредитование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, бюджетное субсидирование, поддержка рискованных инновационных проектов, государственный заказ. Льготное кредитование – основной источник финансовых средств для технологического обновления в Японии.
Государственное планирование в Южной Корее началось с так называемого «Плана Натана», разработанного в 1954 г. с привлечением экспертов ООН. Однако этот и ряд последующих планов были весьма несовершенны и не опирались на целостную концепцию экономического развития.
В 60-х гг. прошлого века, экспертами Американского агентства международного развития была разработана долгосрочная (на 20 лет) программа развития экономики Южной Кореи. Она опиралась на рекомендации МВФ (Международного Валютного Фонда), которые предполагали, что достичь высоких темпов экономического роста и повысить эффективность общественного производства в развивающихся странах, возможно путем приоритетного развития экспортных отраслей и ориентацией на мировой рынок. В концептуальном плане программа предполагала ориентацию индустриального развития на всемирное укрепление связей с рынками ведущих промышленно развитых стран; включение экспортного сектора экономики в систему международного разделения труда; приоритетное инвестирование конкурентоспособных отраслей экономики; поддержание внутреннего потребления на минимальном уровне; контроль государства над производством. Программой предусматривалось последовательно выполнить 4 (четырех) пятилетних плана (1962–1966 гг., 1967–1971 гг., 1972–1976 гг., 1977–1981 гг.). Каждый план был нацелен на реализацию определенных приоритетов. Пятилетнее планирование применялось также в 80-е и 90-е гг. XX века. Предусматривается его сохранить и в дальнейшем.
В Южной Корее широкое распространение в прогнозировании получили экспертные оценки. Для количественных расчетов с помощью методов моделирования Южная Корея прибегает к помощи США. Экономической реалией Южной Кореи является централизованное планирование с использованием средне- и долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой детализированных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой мониторинга хозяйственной деятельности и безжалостной экономической, а иногда и административно-командной отбраковкой «неудачников».
Под контролем государства находятся внутрифирменные издержки и качество продукции, иностранный капитал. В основе экономического роста Южной Кореи лежит рынок не внутренний, а мировой. Умелое использование планового и свободного рыночного развития, позволило Южной Корее в сжатые сроки войти в разряд стран с развитой экономикой.
1.3 Методы и принципы планирования народного хозяйства в СССР