Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 13:46, курсовая работа
Прогноз и план взаимосвязаны и дополняют друг друга. Чаще всего прогноз предшествует плану, но иногда следует за планом, прогнозируя последствия принятого планом решения. При разработке плана необходимо соблюдать ряд требований:
- оптимальность, т.е. расход ресурсов минимум (min), а результат по рассматриваемым задачам - максимум (max), или лучший, или min по срокам;
- определенность - используемые и получаемые результаты выполнения плана имеют конкретный, определенный вид, обоснованные, выполнимые по срокам;
- цели и задачи - в плане должны быть чётко определены и расписаны по исполнителям.
Введение
3
1. Становление планирования и прогнозирования в экономике
5
1.1 Возникновение и развитие прогнозирования и планирования в мировой практике
5
1.2 Зарубежный опыт планирования и прогнозирования
8
1.3 Методы и принципы планирования народного хозяйства в СССР
15
2. Планирование и прогнозирование экономики в РБ
20
2.1 Специфика перспективного прогнозирования в экономике РБ
20
2.2 Система государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития народного хозяйства РБ
21
2.3 Программы социально-экономического развития РБ на 2011- 2015 годы
23
3. Инновационные методы планирования и прогнозирования в РБ и направления их совершенствования
35
Заключение
43
Список рекомендуемых литературных источников
47
Второй этап (2011–2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе определили необходимость проработки нескольких вариантов, их оценки и выбора для НСУР-2020 наилучшего (целевого) варианта, параметры которого в наибольшей степени отвечают стратегическим целям и задачам, основным принципам и критериям устойчивого развития страны, учитывают императивы и ограничения в социальной, экономической и экологической сферах деятельности.
Республика Беларусь – малая страна с высокой степенью открытости экономики и зависимости от внешних источников сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Крупномасштабные переходные процессы определяют новую фазу ее развития, когда идет сложный процесс преобразования сформированной за многие десятилетия экономической системы. В результате возникает ряд внутренних и внешних угроз, абсолютное большинство которых обусловлено экономическими причинами, и предотвращение которых в большей мере зависит от состояния самой белорусской экономики.
На
первом этапе (до 2010 г.) для достижения целей
и решения этих задач в качестве приоритетных
направлений государственной политики
в области охраны и укрепления здоровья
населения следует выделить: обеспечение
участия в процессах формирования здорового
образа жизни всех органов государственного
управления, местных исполнительных и
распорядительных органов, активизация
этого процесса на республиканском и местных
уровнях; внедрение различных форм реструктуризации
медицинской помощи, направленных на концентрацию
и перераспределение ресурсов на более
эффективные направления деятельности,
укрепление и обновление материально-технической
базы, повышение уровня и качества медицинских
услуг и обеспечение их доступности; рациональное
сочетание коммерческой и некоммерческой
деятельности.
На втором этапе (2011–2020 гг.) необходимо:
дальнейшее формирование потребности
населения в соблюдении принципов здорового
образа жизни; разработка и реализация
эффективных программ активного приобщения
населения к здоровому образу жизни; принятие
Закона «О здоровом образе жизни» с введением
в него положений, определяющих ответственность
граждан за состояние своего здоровья;
расширение рынка медицинских технологий
и услуг.[ 5:620 c]
Основные направления социально-экономического развития РБ
на 2006 – 2015 годы
Важнейшим средством обеспечения устойчивости
развития национальной экономики и решения
социальных задач является дальнейший
рост валового внутреннего продукта, развитие
межотраслевых комплексов и отраслей
народного хозяйства.
В структуре экономики страны в прогнозном
периоде будет последовательно снижаться
доля производства товаров и возрастать
доля сферы услуг. В структуре использования
ВВП к концу прогнозного периода потребуется
увеличение удельного веса накопления
и доли инвестиций . При этом, несмотря
на снижение в структуре ВВП доли конечного
потребления, рост его объемов позволит
последовательно увеличивать уровень
потребления на душу населения.
Предусматривается повысить конкурентоспособность
национальной экономики, прежде всего
за счет улучшения использования факторных
условий (природные и трудовые ресурсы,
научно-технический и инновационный потенциалы,
производственная и социальная инфраструктура),
а также создания привлекательного инвестиционного
климата и благоприятных условий для предпринимательской
деятельности, развития рыночной инфраструктуры,
расширения внутреннего потребительского
рынка. Для этого необходимо ускорить
формирование социально ориентированной
рыночной (многоукладной) экономики, повысить
уровень ее эффективности за счет приоритетного
развития отраслей и производств, конкурентоспособных
как на внутреннем, так и на мировых рынках.
В решении этих задач первостепенное значение
имеет реализация Программы структурной
перестройки и повышения конкурентоспособности
экономики Республики Беларусь.
Структурная перестройка промышленности
осуществляется в соответствии с Программой
развития промышленного комплекса Республики
Беларусь на 2011–2015 гг., которая предусматривает
приоритетное развитие наукоемких и энергосберегающих
подотраслей промышленности, экспортоориентированных
и импортозамещающих производств.
Главная цель структурных преобразований
в промышленности – создание конкурентоспособной
высокотехнологичной продукции на основе
внедрения современных ресурсосберегающих
и экологически безопасных технологий.
Реализация промышленной структурной
политики будет сопровождаться государственной
поддержкой, прежде всего, наиболее перспективных
отраслей, конкретных предприятий и производств,
выбранных в качестве приоритетов и «точек
роста».
Для развития социально ориентированных
производств и отраслей предусматривается
стимулирование внутреннего и внешнего
спроса на их продукцию, включая защитные
импортные тарифы в пределах, допускаемых
международными нормами, общепризнанные
методы нетарифного регулирования (сертификация
импортируемой продукции и др.). В целях
увеличения внутреннего спроса на продукцию
этих отраслей и производств целесообразно
использование комплекса мер: кредитование
населения с целью покупки товаров длительного
пользования отечественного производства;
содействие предприятиям в формировании
собственной сбытовой сети; поощрение
развития системы лизинга; содействие
развитию малого и среднего предпринимательства.
Реализация мер по структурному преобразованию
промышленного комплекса предусматривается
в два этапа.
До 2010 г. необходимо было создать базу
для повышения конкурентоспособности
и эффективности производства, отвечающую
требованиям охраны окружающей среды,
на основе решения следующих основных
задач:
· обеспечение динамичного развития и
стимулирование инвестиционно-инновационных
процессов, ускорение разработок и внедрения
энерго- и ресурсосберегающих и экологически
чистых технологий;
· достижение надежного финансового состояния
промышленных предприятий;
· улучшение структуры выпуска и экспорта
продукции.
На период 2011–2020 гг. ставится задача перехода
к эффективному функционированию промышленного
комплекса в условиях его экологизации.
Целевые ориентиры этого этапа – это систематическое
наращивание объема продаж; выпуска продукции,
соответствующей мировым стандартам;
обеспечение уровня рентабельности не
ниже 20% по промышленности в целом. Для
этого потребуется:
· систематическое качественное обновление
производственного, научно-технологического
и кадрового потенциала;
· создание и функционирование системы
маркетинга, располагающей информацией
о текущей и перспективной конъюнктуре
мирового рынка промышленных товаров;
· отраслей, в мировую хозяйственную систему
на основе сформированных межгосударственных
корпораций и предпринимательских образований;
· разработка и внедрение информационно-интеллектуальных
систем, переход на информационные технологии
разных сфер деятельности.[ 1;247 с]
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РБ И
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Прогнозирование и планирование экономики представляет собой сложный
многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться
обширный круг различных социально-экономических
и научно-технических проблем, для чего
необходимо использовать в сочетании
самые разнообразные методы. В теории
и практике плановой деятельности за прошедшие
годы накоплен значительный набор различных
методов разработки прогнозов и планов.
По оценкам ученых, насчитывается свыше
150 различных методов прогнозирования;
на практике же в качестве основных используется
лишь 15—20. Развитие информатики и средств
вычислительной техники создает возможность
расширения круга используемых методов
прогнозирования и планирования и их совершенствования.
По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные.
Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов.
Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются как в нашей стране, так и за рубежом для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п.
К формализованным методам
относятся методы экстраполяции и методы
моделирования. Они базируются на математической
теории. Среди методов экстраполяции
широкое распространение получил метод
подбора функций, основанный на методе
наименьших квадратов (МНК). В современных
условиях все большее значение стали придавать
модификациям МНК: методу экспоненциального
сглаживания с регулируемым трендом и
методу адаптивного сглаживания.
Методы моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений. Различают следующие модели:
матричные, оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, принятия решений. Для реализации экономико-математических моделей применяются экономико-математические методы. В практике прогнозирования и планирования широко используются также метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы. Для разработки целевых комплексных программ используется программно-целевой метод (ПЦМ) в сочетании с другими методами. Следует отметить, что представленный перечень методов и их групп не является исчерпывающим.
Методы экспертных оценок
Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов. Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
Методы экстраполяции
В методическом плане основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом" изменений влияния различных факторов в перспективе. Следует отметить, что методы экстраполяции необходимо применять на начальном этапе прогнозирования для выявления тенденций изменения показателей.
Методы моделирования и экономико-математические методы
Моделирование предполагает
конструирование модели на основе предварительного
изучения объекта или процесса, выделения
его существенных характеристик или признаков.
Прогнозирование экономических и социальных
процессов с использованием моделей
включает разработку модели, ее экспериментальный
анализ, сопоставление результатов прогнозных
расчетов на основе модели с фактическими
данными состояния объекта или процесса,
корректировку и уточнение модели.
В зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами различают макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня (модели развития фирмы). По аспектам развития экономики выделяют модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, трудовых ресурсов, цен и др. Существует ряд других признаков классификации моделей: временной, факторный, транспортный, производственный. В современных условиях в республике развитию моделирования и практическому применению моделей стала придаваться особая значимость в связи с усилением роли прогнозирования и переходом к индикативному планированию.
Метод экономического анализа
Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макро-, так и на мезо- и микроуровнях.
При проведении экономического анализа следует использовать системный подход. В качестве системы рассматривается народное хозяйство (экономика) в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним. Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей. Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.
Балансовый
метод
С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и
программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.
Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение
(использование) по всем направлениям их расхода. В переходный период к рыночным отношениям усиливается роль прогнозных балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов
и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения,
сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности.
Нормативный
метод
Нормативный метод
является одним из основных методов прогнозирования
и планирования. В современных условиях
ему стало придаваться особое значение
в связи с использованием ряда норм и нормативов
в качестве регуляторов экономики. Сущность
нормативного метода заключается в технико-экономическом
обосновании прогнозов, планов, программ
с использованием норм и нормативов. Последние
применяются для расчета потребности
в ресурсах и показателей их использования.
С помощью норм и нормативов обосновываются
важнейшие пропорции, развитие материального
производства и непроизводственной сферы,
осуществляется регулирование экономики.
Норма характеризует научно обоснованную
меру расхода ресурса на единицу продукции
(работы) в принятых единицах измерения,
например расход муки на 1 тонну хлебобулочных
изделий согласно утвержденной рецептуре.
В виде нормы выступает потребление того
или иного продукта на душу населения
согласно научно обоснованному рациону
питания. Например, рекомендуемая норма
потребления мяса и мясопродуктов в год
на 1 человека — 82 кг. В непроизводственной
сфере применяются нормы, характеризующие
необходимый размер общей и жилой площади
на 1 жителя, потребление воды на 1 человека
и др.