Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 13:46, курсовая работа
Прогноз и план взаимосвязаны и дополняют друг друга. Чаще всего прогноз предшествует плану, но иногда следует за планом, прогнозируя последствия принятого планом решения. При разработке плана необходимо соблюдать ряд требований:
- оптимальность, т.е. расход ресурсов минимум (min), а результат по рассматриваемым задачам - максимум (max), или лучший, или min по срокам;
- определенность - используемые и получаемые результаты выполнения плана имеют конкретный, определенный вид, обоснованные, выполнимые по срокам;
- цели и задачи - в плане должны быть чётко определены и расписаны по исполнителям.
Введение
3
1. Становление планирования и прогнозирования в экономике
5
1.1 Возникновение и развитие прогнозирования и планирования в мировой практике
5
1.2 Зарубежный опыт планирования и прогнозирования
8
1.3 Методы и принципы планирования народного хозяйства в СССР
15
2. Планирование и прогнозирование экономики в РБ
20
2.1 Специфика перспективного прогнозирования в экономике РБ
20
2.2 Система государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития народного хозяйства РБ
21
2.3 Программы социально-экономического развития РБ на 2011- 2015 годы
23
3. Инновационные методы планирования и прогнозирования в РБ и направления их совершенствования
35
Заключение
43
Список рекомендуемых литературных источников
47
2.1. Специфика перспективного прогнозирования в экономике Беларуси
Особая значимость в переходный
период к рыночным отношениям должна придаваться
формированию общеэкономических пропорций
и обеспечению их соблюдения. К общеэкономическим
пропорциям следует отнести соотношения:
между спросом и предложением, потреблением
и накоплением, доходами и расходами государства,
денежной массой и товарными ресурсами,
производством средств производства и
производством предметов потребления,
ростом производительности труда и заработной
платы и др. Нарушение указанных пропорций
вызывает негативные явления в экономике
(инфляцию, спад производства и т.д.).[ 1;
208 c]
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития государства и общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.
В условиях социально-экономических преобразований, свойственных переходной экономике, значительно усложняется процесс управления хозяйственными структурами. Это связано как с расширением их прав и обязанностей, так и с необходимостью более гибкой адаптации в окружающей среде. Возникают новые цели и задачи, изменяются формы собственности предприятий, налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управления. Все появляющиеся в связи с этим проблемы невозможно решить без прогнозирования как предвидения результатов развития, происходящего под воздействием существующих факторов и перспективного планирования в качестве системы мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленных параметров.
Важнейшими инструментами в процессе социально-экономического прогнозирования являются системный анализ и системный подход.
Системный анализ представляет
собой совокупность конкретных методов и практических
приемов решения различных
Процедура системного анализа в прогнозировании представляет собой программу исследования экономической системы с целью поиска наилучшей альтернативы управления. Она включает ряд этапов:
Опыт государственного регулирования рыночной
экономики свидетельствует о том, что оно должно
основываться на системном научном
Социально-экономические прогнозы
служат основой для разработки срочных социально-
В Республике Беларусь вопросам прогнозирования и программного обеспечения социально-экономического развития страны уделяется довольно серьезное внимание. Данные вопросы решаются на самом высоком государственном уровне. Эффективному прогнозированию и обеспечению выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития уделяется первостепенное и постоянное внимание Главы государства. В процессе реализации прогноза социально-экономического развития нашей страны задействованы все центральные и республиканские органы государственного управления, местного органы власти и управления, контрольные и надзорные органы, что требует самых выверенных и взвешенных подходов при организации процесса прогнозирования и программирования социально-экономического развития народного хозяйства.
2.3. Программы социально-
Важным фактором, обеспечивающим устойчивое развитие общества, является создание экономических, социальных, культурных, правовых и других условий для гармонического развития и социально позитивного образа жизни личности, реализации общепризнанных мировым сообществом конституционных прав и свобод человека.
Сильная
социальная политика в сочетании с раскрепощением
инициативы самой активной части населения
призвана сбалансировать интересы и консолидировать
общество на основе надежных социальных
гарантий и уверенности в завтрашнем дне. В
социальной сфере основной целью является
достижение научно обоснованных параметров
уровня и качества жизни населения, увеличение
средней продолжительности жизни населения,
улучшение среды обитания человека, развитие
его социальной активности, планирование
семьи, рационализация масштабов и структуры
личного потребления, обеспечение равных
возможностей для получения образования,
медицинской помощи и восстановления
здоровья; социальная защита престарелых,
инвалидов и других социально уязвимых
групп населения. Важнейшими социально-экономическими
составляющими устойчивого развития являются:
· повышение уровня и качества жизни населения;
· борьба с бедностью;
· изменение структуры потребления и производства;
· охрана и укрепление здоровья;
· улучшение демографической ситуации;
· противодействие криминализации жизни
общества.
Для обеспечения достойного уровня жизни
всех слоев и групп населения необходимо:
· создание условий для общего роста денежных
доходов населения, повышения их реального
содержания;
· поэтапное приближение государственных
минимальных социально-трудовых гарантий
к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе
– к минимальному потребительскому бюджету;
· совершенствование структуры доходов
населения, повышение роли оплаты труда
как важнейшего стимула трудовой активности
работников и основного источника денежных
доходов населения;
· совершенствование механизмов распределения
доходов через систему налогообложения,
социального страхования;
· снижение уровня малообеспеченности
населения;
· повышение уровня социальной защищенности
нетрудоспособных граждан.
Потребуются дальнейшие преобразования
в системе социальной защиты населения:
адаптация ее к современным условиям,
приближение ее к идеалам и целям, провозглашенных
в международных декларациях и нормах.
Для сокращения бедности и повышения эффективности
труда потребуются глубокие преобразования
в социальной и экономической сферах.
Для стабильного обеспечения платежеспособного
спроса населения на высококачественные
отечественные изделия предусматривается
создание эффективных производств на
современном техническом уровне. Для этого
необходимо:
· обеспечение структурно-ассортиментной
сбалансированности производства и потребления
важнейших продовольственных и непродовольственных
товаров с учетом потребностей конкретных
групп населения;
· повышение конкурентоспособности отечественных
товаров на основе модернизации производства;
· реструктуризация и совершенствование
организационных структур с созданием
небольших и средних предприятий, выпускающих
товары для конкретных групп потребителей.
В объеме предлагаемых на рынке товарных
ресурсов должна повыситься доля товаров
отечественных производителей. Для этого
предстоит улучшить условия реализации
отечественной продукции.
В рамках модели устойчивого развития
в области охраны и укрепления здоровья
людей должны выступать следующие требования:
· создание условий для здоровой, продолжительной
жизни человека и ее активного периода;
· обеспечение достойного уровня жизни
населения;
· осуществление мер, ограничивающих возможности
возникновения новых заболеваний и обеспечивающих
снижение заболеваемости;
· улучшение качества среды обитания людей.[
5; 430 c]
Стратегические прогнозы
развития экономики и программное планирование в
Беларуси.
Национальная стратегия устойчивого
Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;
рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
развитие импортозамещающих производств;
устойчивое развитие регионов;
строительство качественного и доступного жилья;
повышение эффективности агропромышленного комплекса.
В
НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям
прогнозного периода, дальнейшей реализации
«Повестки дня на XXI век», гармонизации
социального, экономического и экологического
развития как равноценных взаимодополняющих
составляющих в едином сбалансированном
комплексе «человек–окружающая среда–экономика».
В основу построения структуры
Национальной стратегии устойчивого развития
Республики Беларусь положена следующая
логика. В первых разделах дана оценка
стартовых условий Беларуси в контексте
мировых тенденций экономического развития,
определены основные компоненты (подсистемы)
модели устойчивого развития и императивы
(требования) к их функционированию и взаимодействию,
дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического
потенциала страны. Это позволило в последующих
разделах обосновать стратегические цели,
этапы и сценарии перехода страны к устойчивому
развитию, определить важнейшие направления
и пути перехода белорусской экономики
к устойчивому развитию по главным его
составляющим – «человек–окружающая
среда–экономика». Далее рассматриваются
важнейшие средства, финансово-экономические
и социально-политические механизмы обеспечения
устойчивого развития. В заключительном
разделе даны предложения по созданию
соответствующей системы мониторинга.
Национальная стратегия
устойчивого социально-
Переход
к устойчивому развитию – длительный эволюционный
процесс, требующий целенаправленной,
осознанной деятельности всего человечества.
Главным механизмом его реализации могут и должны
быть национальные стратегии устойчивого
Сложившиеся тенденции, глобальный и национальный
императивы определяют стратегическую
цель устойчивого развития Республики
Беларусь как динамичное повышение уровня
благосостояния, обогащение культуры,
нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного
развития экономической, социальной и
духовной сфер, сохранение
окружающей среды для нынешних
и будущих поколений.
Основными источниками устойчивого развития
должны стать: человеческий, научно-производственный
и инновационный потенциалы, природные
ресурсы и выгодное географическое положение
страны, а главными приоритетами – «высокий
интеллект-инновации-
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого
развития Беларуси является переход на
инновационный путь развития, реализация
общесистемных преобразований экономики
и общества.
Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является
дальнейшее повышение качества и уровня
жизни на основе развития и рационального
использования человеческого потенциала,
повышения эффективности экономики и
роста ее конкурентоспособности. На этом
этапе должно быть завершено создание
необходимой законодательно-правовой
базы устойчивого развития, заложены основы
для формирования новой модели белорусской
экономики, обеспечивающей эффективное
воспроизводство благ и услуг, обладающей
потенциалом долгосрочного динамичного
роста и позволяющей решать задачи повышения
благосостояния народа, совершенствования
производственного аппарата, обеспечения
безопасности страны, что потребует усиления
экономической функции государства в
построении основ рыночной