Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение современной стратегии управления государственным долгом. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
- раскрыть сущность и значение государственного долга;
- рассмотреть систему управления государственным долгом;
- проанализировать внутренний долг России в 2009 - 2011 годы;
- проанализировать внешний долг России в 2009 - 2011 годы;
- рассмотреть современную стратегию управления госдолгом России.

Файлы: 1 файл

Стратегия управления государственным долгом ( КУРСОВАЯ РАБОТА) 2 курс.docx

— 64.00 Кб (Скачать)

Одним из подходов к минимизации  риска ликвидности является повышение  точности бюджетных прогнозов. Другим подходом может быть построение оценки долговой емкости бюджета на основе консервативных или даже пессимистичных прогнозов экономического развития и финансового состояния Российской Федерации.

Кредитный риск в определенной мере поддается контролю органам  исполнительной государственной власти Российской Федерации.

Таким образом, разработка данной стратегии обусловлена изменениями финансово - экономической ситуации в стране. В условиях мирового финансового кризиса и общего ухудшения экономической конъюнктуры заимствований появилась потребность корректировки проводимой политики государственных внутренних заимствований Российской Федерации, обозначить стратегию управления госдолгом, предметно определить направления долговой стратегии.

Управление государственным  долгом является частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным долгом с вопросами экономической безопасности Российской Федерации.

Качественное и эффективное  управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.

Российская Федерация  будет стремиться к проведению максимально  гибкой политики заимствований, позволяющей  оперативно заменять одни долговые инструменты  другими, в зависимости от изменения  условий на внутреннем и внешнем  рынках в интересах бюджета Российской Федерации.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема государственного долга  является одной из основных проблем  российской экономики, оказывающей  непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления  финансовой и бюджетной политики.

Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования  для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее  полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией  государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими  при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг может оказывать  как отрицательное, так и положительное  влияние на экономическое развитие. Внешняя задолженность позволяет  стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними  поступлениями. В этом аспекте государственные  заимствования оказывают положительное  влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных  заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными  для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

Система управления государственным  долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

В последние годы наметились качественно  новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным  переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций  – мобилизация ресурсов с помощью  займов и других государственных  обязательств, использование налоговой  системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации  обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада  производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Госдолг представляет собой сложное  экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования  системы методов для его регулирования.

Разработка данной стратегии  обусловлена изменениями финансово  – экономической ситуации в стране. В условиях мирового финансового  кризиса и общего ухудшения экономической  конъюнктуры заимствований появилась  потребность корректировки проводимой политики государственных внутренних заимствований Российской Федерации, обозначить стратегию управления госдолгом, предметно определить направления  долговой стратегии.

Управление государственным  долгом является частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный  долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным  долгом с вопросами экономической  безопасности Российской Федерации.

Качественное и эффективное  управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.

Российская Федерация  будет стремиться к проведению максимально  гибкой политики заимствований, позволяющей  оперативно заменять одни долговые инструменты  другими, в зависимости от изменения  условий на внутреннем и внешнем  рынках в интересах бюджета Российской Федерации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации №145-ФЗ от 31.07.1998 г: Принят Гос. Думой 17.07.1998 (с изменениями от 24 июля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.- М.: Статут, 2008.- С. 416.
  2. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2011 и 2012 годов:  Федерал. Закон РФ №198-ФЗ от 24.07.2009 (ред. от 08.11.2009): принят Гос. Думой ФС РФ 06.07.2008 // Положение по федеральному бюджету.- М.: Эксмо, 2008.- С. 3-12.
  3. Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России: Учебник – 2-е изд. / К.Л. Астапов - 2009. - № 2. - С. 26-35.
  4. Бескова И.А. Анализ управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы, 2009. - № 2. - С. 72-73.
  5. Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности: Учебник / Л.С. Брагинская. - М.: Университетская книга, 2007. – 78 с.
  6. Вавилов А.Я. Принципы государственной долговой политики / А.Я. Вавилов, Е. Ковалишин // Вопросы экономики. - 2009. - № 8. - С. 46–63
  7. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов / Ю.Я. Вавилов. – М.: Перспектива, 2007. – 100 с.
  8. Воронин Ю. Управление государственным долгом / Ю. Воронин, В. Кабашкин // Экономист. - 2008. - № 1. - С. 58-67.
  9. Дробозина Л.А. Финансы: Учебное пособие / Л.А. Дробозина – М.: ЮНИТИ, 2009. - 320 с.
  10. Зайцев А.О. Тресков В. Проблемы бюджетного федерализма. // Финансы, 2008. - № 1.- С. 4–10.
  11. Камаев В.Д. Экономика и бизнес: Учебник / Под ред. В.Д.  Камаева - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 592 с.
  12. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник / В.К. Ломакин Издательское объединение «ЮНИТИ», 2008. - 672 с.
  13. Министерства финансов Российской Федерации / Электронный ресурс // http//www.minfin.ru.
  14. Подъяблонская Л.М. государственные и муниципальные финансы: Учебник / Л.М. Подъяблонская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 544 с.
  15. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. доктора экономических наук проф. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009,  -287 с.
  16. Родионова В.М. Управления государственным долгом: Учебное пособие / В.М. Родионова. – М.: Финансы и статистика, 2009. - 432 с.
  17. Хайхадаева О.Д. Государственный долг Российской Федерации: Авторефераты / О.Д. Хайхадаева. Издательство  СПбГУЭФ, 2008. – 350 с.
  18. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Л.Г. Ходов – М.: Экономист, 2006. - 620 с.

 

 

 


Информация о работе Государственный долг