Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение современной стратегии управления государственным долгом. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
- раскрыть сущность и значение государственного долга;
- рассмотреть систему управления государственным долгом;
- проанализировать внутренний долг России в 2009 - 2011 годы;
- проанализировать внешний долг России в 2009 - 2011 годы;
- рассмотреть современную стратегию управления госдолгом России.

Файлы: 1 файл

Стратегия управления государственным долгом ( КУРСОВАЯ РАБОТА) 2 курс.docx

— 64.00 Кб (Скачать)

Расходы федерального бюджета на обслуживание внешнего государственного долга Российской Федерации в 2009 году предусмотрены в объеме 79,99 млрд. рублей, на 2010 год – 81,4 млрд. рублей, на 2011 год – 78,4 млрд. рублей.

Процентные платежи по кредитам МФО в 2009 году определены в сумме 11, 5 млрд. рублей, на 2010 год – 11 млрд. рублей, что на 5 млрд. рублей или 4,35% меньше по сравнению с показателем 2009 года, на 2011 год – 10,3 млрд. рублей, что на 1,2 млрд. рублей или 10,4% меньше, чем за 2010 год и 0,7 млрд. рублей или 6,4% по сравнению с 2009 годом [13].

В 2009 году на выплату процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте, предусматриваются средства в объеме 64,05 млрд. рублей, что составляет 80% платежей по обслуживанию внешнего долга.

Этот же показатель за 2009 год составляет 32,8 млрд. рублей, что составляет 70,2% платежей по обслуживанию внешнего долга. За 2011 год – 29,5 млрд. рублей, что составляет 68,1% платежей по обслуживанию внешнего долга. Это показатель значительно сокращается за период 2009–2011 гг. на 34,55 млрд. рублей или на 11,9% платежей по обслуживанию внешнего долга [13].

Таблица 2 - Динамика внешнего госдолга России за 2001 – 2012 гг.

Период

Сумма (млрд. долл. США)

2001 г.

143,7

2002 г.

133,5

2003 г.

125,7

2004 г.

121,7

2005 г.

114,1

2006 г.

76,5

2007 г.

52,0

2008 г.

44,9

2009 г.

40,6

2010 г.

37,6

2011 г.

36,0

2012 г.

33,5


 

По данным, приведенным в таблице 2, видно, что внешний государственный долг России постепенно уменьшается. В результате снижения внешнего долга и роста экономики России по сравнению с другими странами, постепенно превращается в страну кредитора. Так, в 2011 Кипр получил от России кредит в размере 2,5 млрд. евро на 4,5 года под 4,5% годовых, в то время как европейские страны отказывались предоставить кредит под менее чем 15% годовых. В 2007 году Россия превратилась в держателя долговых обязательств правительства США и т.д. За пять лет доля России на этом рынке возросла с 0% до 3%. Россия занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США. На 30 июня 2008 года США были должны РФ 2,5 % всего своего госдолга, или 65,3 млрд. долларов [13].

Таким образом, внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2009–2011 годы направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции.

 

 

 

 

3 СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫ

    ДОЛГОМ РОССИИ

 

Под управлением государственным  долгом Российской Федерации следует  понимать стратегию управления государственными заимствованиями в целях поддержания  объема долга на экономически безопасном уровне, своевременного погашения принятых обязательств, минимизации стоимости  его обслуживания и оптимального распределения во времени связанных  с долгом платежей.

Основной целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств в полном объеме по возможно низкой стоимости. Основными задачами при управлении государственным долгом в условиях экономического кризиса являются:

  • обеспечение решения важных социально-значимых в условиях кризиса задач, при недопущении неконтролируемого роста долга и увеличения рисков исполнения долговых обязательств Российской Федерации;
  • снижение влияния платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации на финансирование иных статей расходов федерального бюджета;
  • недопущение единовременного отвлечения значительного объема средств федерального бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации [4, C.72].

Необходимо повышать эффективность  государственных заимствований, оптимизировать структуру долга с целью минимизации  стоимости заимствований, обеспечить точный и своевременный учет государственного долга.

Принципами политики управления государственным долгом Российской Федерации являются:

  • соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
  • сохранение объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне;
  • полнота и своевременность исполнения обязательств;
  • минимизация стоимости обслуживания долга;
  • эффективность использования заемных средств;
  • прозрачность управления долгом [6, С.52].

Значимость, решаемых в рамках бюджетной  политики задач в области заимствований  и управления государственным долгом как составной части системы  управления финансовыми ресурсами  Российской Федерации, определяет необходимость  рассмотрения вопросов нормативно-правового  обеспечения деятельности Российской Федерации.

Мировой финансовый кризис, повлекший  ухудшение ситуации на фондовом рынке, резкий спад производства в реальном секторе экономики и общее  снижение макроэкономических показателей, привели к сокращению доходной части  бюджета Российской Федерации.

Превышение расходных  полномочий над доходами требует  необходимости привлечения заемных  средств, доступность которых в  условиях кризиса резко снизилась. В более жестких условиях необходимо оптимизировать расходы, сохраняя при  этом социально значимые обязательства  и финансирование уже строящихся объектов, дефицит бюджета должен быть при этом умеренным, чтобы в  условиях кризиса иметь возможность  выйти на рынок и занять средства, необходимые для покрытия дефицита и погашения долговых обязательств. При формировании дефицита необходимо создавать запас прочности.

Содержание долговой политики включает широкий комплекс мероприятий: разработку концепции долговой политики, определение  ее стратегических направлений, целей, главных задач; создание адекватного  механизма реализации долговой политики; управление деятельностью по планированию заимствований; организацию размещения займов; предоставление государственных  гарантий; контроль за целевым использованием привлекаемых ресурсов, а также за своевременным погашением государственного долга.

С экономической точки зрения уровень  долговой нагрузки является критерием  соответствия объема обязательств и  выплат по ним, поступлениям в бюджет, степени покрытия обязательств собственными доходами.

При определении объемов  и сроков заимствований в условиях финансового кризиса на рынке  ценных бумаг необходимо:

  • вести беспрерывный мониторинг рынка ценных бумаг;
  • проводить размещение ценных бумаг Российской Федерации только при благоприятной конъюнктуре на рынке;
  • использовать практику заимствований на рынке ценных бумаг для финансирования дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств только с приемлемой (не влекущей излишних расходов на обслуживание государственного долга для бюджета области) доходностью;
  • отдавать приоритет использованию среднесрочных заимствований на рынке ценных бумаг с целью снижения долговой нагрузки на бюджет Российской Федерации;
  • выпускать финансовые инструменты только с постоянной или фиксированной ставкой купонного дохода или дисконта с целью снижения риска непредвиденных расходов на обслуживание государственного долга в будущие периоды [5, C.34].

Основными задачами Российской Федерации по поддержанию надежности и ликвидности ценных бумаг Российской Федерации в условиях финансового  кризиса на рынке ценных бумаг  определены следующие меры:

  • своевременное погашение и обслуживание заимствований с целью недопущения наступления технического дефолта по существующим обязательствам и безусловное исполнение взятых на себя обязательств по ценным бумагам Российской Федерации;
  • проведение работы с биржевыми площадками по процедуре листинга [11, C.193].

В целях снижения расходов на обслуживание государственных ценных бумаг Российской Федерации предусматривается:

  • выбор контрагентов и заключение договоров на рынке ценных бумаг только через проведение открытых торгов, что позволит снизить выплаты областного бюджета по агентским и прочим договорам;
  • проведение процедуры листинга вновь размещаемых ценных бумаг [15, C.126].

В рамках складывающейся ситуации, вызванной  мировым финансовым кризисом, необходимо минимизировать риски и избегать дополнительных расходов федерального бюджета, связанных с возможностью наступления гарантийных случаев.

Для эффективной реализации долговой политики необходимо совершенствовать систему долгового управления, важными  элементами которой являются надлежащий учет и мониторинг государственного долга, внедрять прогрессивные технологии по управлению государственным долгом, позволяющие контролировать состояние  долговой нагрузки и отслеживать  ход выполнения расходных обязательств в режиме реального времени, гибко  реагировать на изменяющиеся условия  финансовых рынков и использовать наиболее благоприятные источники и формы  заимствований, планировать принятие новых долговых обязательств исходя из принципа исполнения всех обязательств в полном объеме.

Совершенствование управления государственным долгом Российской Федерации включает три взаимосвязанных  направления деятельности:

  1. формирование бюджетной политики в части планирования объема и структуры государственного долга исходя из постановленных целей перед федеральным бюджетом;
  2. осуществление заимствований с учетом платежеспособности и долговой емкости федерального бюджета, проведение операций с государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры и минимизацию расходов на обслуживание;
  3. организация учета долговых обязательств и операций с государственным долгом [8, С.56].

Управление структурой государственного долга в соответствии с данной стратегией следует осуществлять посредством  систематического отбора форм заимствований, отвечающих потребности области  в привлечении финансовых ресурсов и способствующих минимизации стоимости  государственного долга при заданном уровне рисков.

Основой бюджетной политики в части управления государственным  долгом, обеспечивающей необходимый  уровень экономической безопасности, должен быть механизм защиты определенной части расходов бюджета, необходимых  для бесперебойного функционирования инфраструктуры и выполнения социальных программ от рисков, связанных с  погашением долга.

В среднесрочном планировании необходимо четко контролировать объемы заимствований осуществляемых в  нынешних и прогнозируемых экономических  условиях для сохранения долговой нагрузки на управляемом уровне.

Мероприятия по внедрению  формализованных процедур управления государственным долгом Российской Федерации должны способствовать достижению целей долговой политики.

Основными рисками исполнения федерального бюджета, в том числе  в части привлечения заемных  средств, можно определить:

  • риск процентной ставки, показывающий вероятность неблагоприятного для Российской Федерации изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;
  • риск ликвидности, связанный с отсутствием у федерального бюджета средств для полного исполнения своих обязательств в срок;
  • кредитный риск;
  • риск недостаточного спроса на облигации в определенный момент времени, который ведет к невозможности удовлетворения потребностей эмитента [10, C.9].

Источником риска процентной ставки являются изменения условий  на рынке заимствований, которые  в значительной степени находятся  вне контроля исполнительного органа государственной власти Российской Федерации.

Исходя из этого, основным подходом к минимизации данного  риска является отказ от использования  заимствований, которым присущ высокий  риск процентной ставки. Одним из вариантов  этого подхода является осуществление  заимствований с фиксированной  ставкой и с возможностью досрочного погашения.

Источником риска ликвидности  являются изменения макроэкономических факторов, влияющих на формирование доходов  и расходов федерального бюджета  и, как следствие, объемов заимствований. Данный риск поддается определенному  контролю со стороны исполнительного  органа государственной власти Российской Федерации.

Информация о работе Государственный долг