Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение современной стратегии управления государственным долгом. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
- раскрыть сущность и значение государственного долга;
- рассмотреть систему управления государственным долгом;
- проанализировать внутренний долг России в 2009 - 2011 годы;
- проанализировать внешний долг России в 2009 - 2011 годы;
- рассмотреть современную стратегию управления госдолгом России.

Файлы: 1 файл

Стратегия управления государственным долгом ( КУРСОВАЯ РАБОТА) 2 курс.docx

— 64.00 Кб (Скачать)

В последние годы наметились качественно  новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным  переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания.

Главные черты новых тенденций  – мобилизация ресурсов с помощью  займов и других государственных  обязательств, использование налоговой  системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации  обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования:

  • управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;
  • кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Разница между этими режимами лежит  в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований.

Нормальный режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых, с наличием дефицитного  бюджета; в-третьих, с созданием условий для сближения усредненной реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу, по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.

Госдолг представляет собой сложное  экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования  системы методов для его регулирования.

К ним можно отнести: стабилизационные инструменты в госдолге, управление динамикой долга, уменьшение государственного внутреннего долга, реструктуризация задолженностей экономических субъектов  (предприятий и организаций) бюджету, контроль за заимствованиями субъектами РФ, сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы, снижение стоимости обслуживания госдолга.

Основным методом управления госдолгом  является оптимизация государственных  заимствований. Данный подход выходит  за рамки понятия «метод регулирования», представляя собой практически  программу по оптимизации заимствований, в рамках которой осуществляется маневр внешними и внутренними займами [7, C.58].

Оптимизационный подход касается как  формирования долга, так и его  обслуживания, включая следующие  меры:

- обесценение эквивалентности текущих долгов и будущих налогов;

- сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания;

- реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования;

- проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга [6, C.47]. 
         Эффективным методом управления госдолгом является удлинение государственного долга. Он является одним из ключевых и связан с процессом замещения «коротких» и «дорогих» долгов на «длинные» и 
«дешевые».

Таким образом, система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

В последние годы наметились качественно  новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания.

Главные черты новых тенденций  – мобилизация ресурсов с помощью  займов и других государственных  обязательств, использование налоговой  системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации  обслуживания долга.

Система управления государственным  долгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в  условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Государственный долг представляет собой  сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий  использования системы методов для его регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ДИНАМИКА ВЕЛИЧИНЫ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ДОЛГА  

РОССИИ

 

2.1 Анализ внутреннего долга России в 2009–2011 годы

 

Согласно определению, данному  в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  перед Российской Федерацией, возникающие  в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных  кредитов (заимствований) [1, С.16].

В объем внутреннего государственного долга включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  • объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации [11, C.236].

Согласно статье 98.1 БК РФ, введенная  Законом 2009 г. №63-ФЗ, содержит новые положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ [1, С.124].

Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока не предъявит к погашению долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями обязательства  и нормативными правовыми актами действия, то долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга Российской Федерации. Такое долговое обязательство России, как государственная гарантия России, считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ по истечении срока данной гарантии .

Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок  обслуживания государственного внутреннего  долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга [1, С.153].

Затраты по размещению, выплате доходов  и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего  долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления  операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства  Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов  в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации  выполнять функции эмитента государственных  ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции  генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Долговые обязательства России подлежат учету и регистрации  в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга  Российской Федерации. Государственную долговую книгу Российской Федерации ведет Минфин России [16, C.266].

Правительство Российской Федерации  вправе определять объемы выпуска, формы  и методы эмиссии государственных  ценных бумаг, являющихся долговыми  обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Государственный внутренний долг превысит государственный внешний долг, удельный вес внутреннего долга в общем  объеме государственного 2009 года составил 52,5%. Особенностью федерального бюджета 2009 года в сфере государственного долга станет превышение объема государственного внутреннего долга над объемом государственного внешнего долга, при этом в соответствии с основными направлениями долговой политики на 2009–2011 годы достижение превышения внутреннего долга над внешним планировалось на 2011 год.

В период 2009–2011 гг. государственный внутренний долг Российской Федерации увеличивается. Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года установлен в законопроекте в размере 1 363,26 млрд. рублей, или 4,37% ВВП. На 2011 год – 1824,5 млрд. рублей, что на 33,8% больше по сравнению с предыдущим годом.

Объем внутреннего государственного долга Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах, на 1 января 2009 года составил 1 032,1 млрд. рублей или 94,5% объема внутреннего долга и увеличился за 2010 год на 212,6 млрд. рублей, или на 20,59% [13].

Увеличение объемов государственного внутреннего долга при сохранении профицита федерального бюджета  обусловлено содержащимся в Основных направлениях долговой политики положением о целесообразности сохранения присутствия  государства на национальном финансовом рынке в качестве заемщика.

В целях поддержания способности государства осуществлять заимствования на приемлемых условиях при любой финансово-экономической и политической ситуации в мире, рефинансирования государственных внутренних и внешних долговых обязательств на финансирование расходов, поддержания пенсионной системы. В 2011 году объем государственных ценных бумаг составил 1681,3 млрд. рублей, что на 35% больше по сравнению с 2010 годом.

Средства федерального бюджета  на погашение основной суммы внутреннего  долга и на его обслуживание планируются  в объеме 209,25 млрд. рублей, в том  числе 132,35 млрд. рублей на погашение  основного долга по внутренним долговым обязательствам, на обслуживание государственного внутреннего долга предусмотрено 76,9 млрд. рублей.

Указанные расходы составили 44,4% расходов на погашение и обслуживание государственного долга в 2009 году. Расходы федерального бюджета на обслуживание внутреннего долга на 2010 год составили 106,5 млрд. рублей или 56,7% выплат по государственному долгу, на 2011 год – 134,2 млрд. рублей [13].

 

Таблица 1 - Динамика внутреннего госдолга России за 2009-2012 гг.

 

Период

Сумма (руб.)

на начало года

на конец года

2009 г.

1499,824

1962,410

2010 г.

2094,731

2579,158

2011 г.

2940,392

4003,322

2012 г.

4190,553

-


 

По приведенным данным в таблице 1 видно, что внутренний госдолг бурно растет третий год подряд. За 2009 год он увеличился на 40%, за 2010-й - также на 40%, за 2011-й - на 42,5%. В результате за три последних года его общая сумма почти утроилась - с 1,5 трлн. рублей на начало 2009 года до 4,2 трлн. рублей на начало 2012-го [13].

Таким образом, внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. В среднесрочной перспективе за счет роста внутреннего долга увеличился государственный долг до 4190,553 млрд. рублей к началу 2012 года. Основными направлениями долговой политики в 2009–2011 годы стало достижение превышения внутреннего долга над внешним.

 

 

2.2 Анализ внешнего долга России в 2009–2011 годы

 

В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) [1, С.16].

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  • объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
  • объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте [3, C.31].

В 2009 году политика в области государственного долга Российской Федерации в соответствии с Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2009–2011 годы направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции. [5, c.46]

В период 2009–2011 гг. государственный внешний долг Российской Федерации сокращается. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января  2009  года предусматривается в размере 46,7 млрд. долларов США, или 36,3 млрд. евро, что на 32,5 млрд. долларов США (на 41%), или на 28,1 млрд. евро (на 43,6%), меньше показателя предыдущего года, соответствующего 79,2 млрд. долларов США, или 64,4 млрд. евро. По сравнению с оценкой 2009 года внешний долг за 2011 год  уменьшился на 3,4 млрд. долларов США.

Информация о работе Государственный долг