Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 22:03, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности государственного долга, природы его возникновения и путей разрешения проблем, связанных с выплатой этого долга периоды коренных изменений в хозяйственном механизме Украины.
Из логики анализа равенства Рикардо не следует, что любые изменения в бюджетно-налоговой политике бесполезны. Они могут существенно повлиять на расходы потребителя, если приводят к изменению текущего или будущего объёма государственных расходов. Предположим, например, что правительство снижает налоги сегодня потому, что оно планирует уменьшить государственные закупки в будущем. Если потребитель считает, что это снижение налогов не вызовет роста налогов в будущем, он будет считать себя более обеспеченным и увеличит расходы на потребление. Однако именно снижение государственных расходов, а не уменьшение налогов стимулирует потребление: объявление о будущем снижении государственных расходов привело бы к росту текущего потребления даже при неизменном уровне существующих налогов, поскольку это предполагает, что через некоторое время налоги уменьшатся.
Вывод по разделу 1
Итак, нестабильность политической
и экономической ситуации в
Украине, а отсюда и ее низкий
кредитный рейтинг, ограничили выбор
кредиторов и условий
Вывод из равенства Рикардо заключается в том, что финансируемое за счёт долга снижение налогов не изменяет потребления. Домашние хозяйства сберегают прирост располагаемого дохода для оплаты предстоящего в будущем повышения налоговых обязательств, обусловленного снижением текущих налогов. Этот прирост личных сбережений равен по величине снижению государственных сбережений. Национальные сбережения - сумма личных и государственных сбережений - остаются неизменными. Поэтому снижение налогов не приводит к тем последствиям, на которые указывает традиционный анализ.
Раздел 2
Анализ государственного долга
2.1 Динамика государственного долга
Вопросы образования государственной задолженности и функционирования системы государственных займов были предметом исследований ученых многих стран. В Украине это, в частности: Барановский О.И., Вахненко Т.П., Козюк В.В., Корнеев В.В., Новосад Л.Я., Опарин В.М., Федосов В.М.; в России: Алексеєнко М.М., Залшупин А.С., Мигулин П.П., Твердохлєбов В.Н., Вавилов Ю.Я., Вавилов А.П., Трофимов Г.Ю., Головачов Д.Л., Саркисянц А.Г. Среди западных экономистов следует выделить таких, как Барро Р., Лернер А., Рей К.И., Стиглиц Дж.Э. и Фридмен М.
В роботах иностранных авторов основное внимание отводится управлению внешними займами, что обусловлено интересом к этой проблематике со стороны международных финансовых организаций. Отечественные научные разработки преимущественно посвящены результатам анализа накопленного долга, проблемам, которые он порождает на макроэкономическом уровне.
Недостаточно
исследованными являются
Целью является анализ государственного долга Украины, определение основных составляющих государственной долговой политики и выявление методов решения данной проблемы, опираясь на международный опыт.
Достижение указанной цели предусматривает последовательное решение таких задач:
· дальнейшее исследование экономической сущности государственного долга и теоретических основ управления им;
· анализ факторов, которые предопределяют потребность страны в заимствованиях;
· оценка платежеспособности страны, исследование факторов, которые на нее влияют в контексте экономической и финансовой безопасности государства;
· разработка механизма эффективного использования привлеченных средств;
· обоснование наиболее эффективных путей реструктуризации внешнего государственного долга;
· определение основных направлений оптимизации формирования государственного долга и разработка модели управления им;
· проведение анализа функционирования рынка государственных ценных бумаг в Украине, определение этапов его развития и формулировка предложений относительно повышения эффективности заимствований;
· анализ зарубежного опыта правительственных заимствований, определение возможностей его использования и пути адаптации к отечественной хозяйственной практике.
Предметом
исследования являются
Объектом исследования является государственный долг Украины, его формирование, обслуживание и погашение.
Исходя из статистических данных, представленных в прил. А (рис. 1), можно сделать вывод о том, что, начиная с 2008 года дефицит государственного бюджета Украины резко увеличился – это вызвано влиянием на украинскую экономику последствий мирового экономического кризиса, в связи с чем наше государство брало много кредитов у международных финансовых организаций; однако по итогам 2011 года объем дефицита государственного бюджета приобрел тенденцию к снижению, из-за того, что в 2011 году Правительство Украины не пользовалось услугами международных валютных организаций по предоставлению кредитов, а полагалось только на свои собственные средства при осуществлении деятельности по управлению государством.
Наличие
государственного долга не
Однако
существует значительная
В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране. Более того, грамотно распорядившись возможностью привлечения заемных средств (и как следствие, увеличив государственный долг), возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.
Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг.
По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение долговых платежей к экспорту товаров и услуг менее 18 %; умеренным - 18-30%. Другими показателями также являются:
· отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);
· отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг - услуги не связанные с материальным производством (транспорт, путешествия) - (менее 132% - низкая; 132 - 220% - умеренная);
· отношение платежей по процентам к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).
По сути, наличие
внешнего долга предполагает
передачу части созданного
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:
· другие государства;
· международные финансовые организации (Международный валютный фонд (МВФ),
Международный банк реконструкции и развития (МБРР));
· частные фонды - нерезиденты.
Внутренний
государственный долг - задолженность
государства владельцам
Внутренний
государственный долг
· погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом, происходит переход доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;
· для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций;
· действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей, т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал, а это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.
2.2 Оценка государственного долга Украины
Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются население, корпорации, банки и другие финансовые и кредитные учреждения.
Гарантированный государством долг - сумма на определенную дату полученных и непогашенных негосударственных займов, обеспеченных государственными гарантиями.
Государственной гарантией является обязательство Правительства Украины перед заимодателем полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком-резидентом Украины причитающейся с него суммы в установленный срок (прил. В). Государственные гарантии предоставляются заимодателям в качестве обеспечения исполнения резидентами Украины обязательств по полученным ими негосударственным займам. Исключительным правом предоставления государственных гарантий от имени Украины по займам обладает Правительство Украины. По поручению Правительства Украины центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета осуществляет предоставление государственных гарантий на условиях и в порядке, определяемых Правительством Украины.
Из прил. Г видно, что все показатели с каждым годом увеличиваются, что соответственно влияет на экономику страны.
Вопрос использования заемных средств с максимальной эффективностью приобретает в современных условиях особую актуальность. Все государства мира для функционирования своей экономики используют заемный капитал, но к сожалению далеко не все из них могут его эффективно использовать, что в итоге приводит к негативным явлениям.
Например, из-за низкоэффективного использования имеющихся финансовых ресурсов в настоящее время Греция столкнулась с глобальным экономическим кризисом, который грозит ей дефолтом. Причинами кризиса в Греции явились: сильное увеличение численности госслужащих и неоправданный рост их зарплат (13-я, 14-я зарплата), низкий уровень оплаты налогов представителями крупного бизнеса и др. Для решения данных экономических проблем правительство
Греции предпринимает следующие меры:
· урезание заработков госслужащих на 30%, отмена выплат на Рождество и Пасху;
· увеличение продолжительности рабочего дня;
· увеличение возраста выхода на пенсию - 67 лет для мужчин и женщин;
· уменьшение на 10% пенсий тем, у кого они больше 800 евро в месяц.
К 2011 году госдолг Италии составил 120% от ВВП (более 2 трлн. долл. США). Сегодня депутаты итальянского парламента проводят голосование по принятию пакета масштабных мер, нацеленных на сокращение расходов за счет повышения существующих налогов и сборов и введения новых, повышения НДС, пенсионной реформы. В результате внедрения данных мер Правительство Италии надеется сэкономить 54 миллиарда евро за следующие два года.
Проблема американского государственного долга является очень важной, причем не только для США. Размер государственного долга США является самым большим в мире (более 14 трлн. долл. в 2011 году). В случае дефолта США последствия могут быть более чем колоссальными для всего мира.
Резервы большинства стран понесут огромные потери, уровень жизни в США резко упадет, потребление сократится, что в свою очередь подорвет производство по всему миру. В результате финансовая система получит сильнейший шок, а мир будет на долгие годы ввергнут в рецессию, ведь на американской экономике завязано слишком многое: это крупнейший центр потребления, доллар является мировой резервной валютой, а облигации государственного займа Минфина США (treasuries) – эталоном надежности госзайма и популярным средством хранения капитала. Поэтому большинство экспертов видят основную угрозу для мировой экономики именно в США, а конкретнее – в чрезмерном госдолге страны, который с кризисом экстремально ускорил темпы своего увеличения, преодолев планку в 14 трлн. долл. При этом каких-либо значительных мер по снижению уровня задолженности США пока не предприняли. В администрации Белого дома наличие проблемы осознают уже давно, однако пока никак не могут найти приемлемое для нее решение. Утвержденный же план по сокращению дефицита бюджета на 2,4 трлн. долл. за 10 лет по утверждениям экспертов тоже не выход, потому что даже в этом случае госдолг страны вырастет за это время до 150% от ВВП.
Информация о работе Государственный долг Украины: сущность, виды и причины возникновения