Общая сумма
налогов, связанных с заработной
платой, равняется в среднем около
41%+15% = 56% ФОТ.
НСУ — налоговая
служба Украины (налоговая инспекция),
государственный орган, призванный
обеспечить поступление в бюджет
налогов (в том числе и НДФЛ).
НДФЛ и
ЕСВ связаны с заработной платой
физических лиц, поэтому официально
начисленная заработная плата
наемным работникам, работающим
в фирмах или на частных
предпринимателей, автоматически увеличивает
и поступления в бюджеты этих
налогов.
Сравнивая
возможности ПФУ и ГНС по
контролю за сбором налогов, увидим,
что главную роль в наполнении
как государственного бюджета, так и бюджета
ПФУ исполняет налоговая служба. Она обладает
значительно большим, чем у ПФУ, числом
сотрудников (55 тыс. чел.), имеет в своем
составе налоговую милицию, обладающую
всеми правами обычной милиции (ношение
и применение оружия, проведение розыскных
и следственных действий, задержание и
временное заключение под стражу подозреваемых)
и, соответственно, значительно больше
возможностей контроля за соблюдением
налогового законодательства субъектами
предпринимательства. По сути было бы
правильным относить в «актив» налоговой
службы и увеличение собираемости ЕСВ.
Как же
обстоят дела с уплатой этих
двух налогов в общий бюджет
государства? (То, что ЕСВ называется
не налогом, а сбором, никого не
должно вводить в заблуждение,
суть НДФЛ и ЕСВ одинакова
— безвозмездное изъятие денежных
средств в пользу государства.)
Потери от
неуплаты НДФЛ и ЕСВ в основном
связаны с тем, что предприятия
и физические лица — предприниматели
платят зарплату своим работникам
не по ведомости, а «в конвертах»,
то есть наличными деньгами, с
которых не удерживаются налоги.
В этом
случае имеем нарушения двух
видов:
1. Наемные работники
решением собственника предприятия
или ФЛП официально не трудоустраиваются.
Им официальная зарплата не
начисляется, НДФЛ и ЕСВ не
начисляются и не уплачиваются.
2. Наемным работникам
решением собственника предприятия
или ФЛП заработная плата официально
начисляется в значительно меньшем
размере, чем выплачивается на
руки. Бюджет недополучает значительные
суммы НДФЛ и ЕСВ.
Оцениваем
потери бюджета от нарушений
обоих видов.
1. От числа
всех трудоспособных граждан (более
22 млн. чел.) отнимем число плательщиков
страховых взносов — 13,8 млн. (по
данным ПФУ), официально безработных
0,5 млн. (по данным фонда занятости), работающих
за рубежом — еще 3 млн. (по данным эксперта
по вопросам трудовой миграции Т. Петровой
— АТН, 17.12.2011 г.). Получим около 5 млн. чел.
трудоспособного населения, с заработной
платы которых работодатели (юридические
и физические лица) не удерживают и не
перечисляют налоги в бюджет.
Минимальная
сумма «экономии» составляет
сумму, равную произведению законодательно
установленной минимальной заработной
платы (с 1.07.2012 г. = 1102 грн.) на сумму
начислений и удержаний налогов,
связанных с заработной платой.
Итого минимально недополученных
бюджетом средств: 1102 х 56% х 5 000 000 = 3,1
млрд. грн.
Учитывая, что
налоги должны быть уплачены
не с минимальной, а реальной
заработной платы, которая, по статистике,
в 2,5 раза выше, «экономия» собственников-работодателей
от отказа официального трудоустройства
наемных работников составит
до 7,7 млрд. грн. в месяц, или 92 млрд. в
год.
2. Учитываем, что работники
бюджетной сферы (чиновники, учителя и
др. в основном не получают неучтенную
зарплату, а зарплату «в конвертах» выплачивают
своим работникам частные фирмы (причем
она превышает обозначенную в ведомости
в среднем в три раза и более).
Оцениваем количество работников
частных фирм.
Всего плательщиков
взносов — 13,8 млн. чел.
ФЛП на
упрощенной системе налогообложения
— 1,1 млн. чел.
Чиновники
— 0,4 млн. чел, милиция + армия — 0,6 млн.
чел.
Работников
бюджетной сферы — 2,0 млн. чел. (в
том числе учителей 615 тыс. чел.).
В итоге
работников, занятых в производстве,
сельском хозяйстве, торговле —
около 10 млн. чел. Из них в частном
секторе работает не менее
половины, или 5 млн. человек.
Именно наемные
работники этого сектора экономики
наиболее не защищены от своеволия
собственников (отсутствуют даже признаки
профсоюзных организаций) и поэтому вынуждены
соглашаться на получение заработной
платы «в конверте», то есть без оплаты
работодателем социальных взносов и, соответственно,
без стажа, дающего право на пенсию и оплату
временной нетрудоспособности. (Предприятия,
остающиеся еще частично в государственной
собственности, в основном стараются выплачивать
работникам официальную заработную плату.)
Похожие цифры
озвучила Федерация работодателей
Украины: 5—7 млн. чел. получают зарплату
«в конвертах». По словам Алексея
Мирошниченко, исполнительного вице-президента
Конфедерации работодателей Украины,
около 120 тыс. руководителей малых
и средних предприятий установили
у себя размер зарплаты на
уровне минимальной.
Рассчитаем
минимальную «экономию» частных
фирм на налогах, связанных с
заработной платой наемных работников.
С учетом того, что зарплата, выплачиваемая
на руки, в среднем больше официальной
в три раза, эта сумма достигает: 1104 грн./мес.
х 5 000 000 чел. х 56% х (3-1) = 6,2 млрд. грн. в месяц,
или 74 млрд. грн. в год.
Общий «недобор»:
74+92 = 166 млрд. грн., что ненамного меньше
общей годовой суммы от всех налогов, поступающих
в государственный бюджет Украины (200 млрд.
грн.).
Обеспечив
в полном объеме сбор законодательно
установленных налогов и сборов
в госбюджет только с сокрытой
заработной платы, налоговая служба
(совместно с ПФУ) могла бы увеличить
бюджет государства почти в 2 раза.
(Мы не рассматривали другие
важные налоги — НДС и на
прибыль предприятий, — недобор
которых также очень существенен.)
Напрашивается
вопрос: почему же налоговая служба
(совместно с ПФУ) не обеспечивает
выполнение налогового законодательства
частными предприятиями, или, иными
словами, почему не выполняет
своих прямых обязанностей?
Вариантов
ответа два: 1. Не может. 2. Не хочет.
1. Не может? Да!
И здесь несколько объяснений.
Во-первых, сферы деятельности, где
частный бизнес предпочитает
официально не трудоустраивать
наемных работников, очень трудно
проконтролировать. Это торговля
на рынках, в киосках, магазинах,
супермаркетах, кафе, это также рестораны,
предприятия бытовых, транспортных
услуг, использование схем сетевого
маркетинга, то есть практически
вся сфера деятельности, связанная
с обслуживанием населения, где
в обороте участвуют наличные
деньги (в отличие от безналичных,
которые проходят через учреждения
банков).
У налоговой
службы нет возможностей (ни людских,
ни материальных), чтобы проверить
и заставить частный бизнес
прекратить такую «экономию». Бороться
же с этими нарушениями силовыми
методами (устраивая засады, проводя
облавы и т. д.) крайне неэффективно.
К примеру, есть множество небольших
магазинов, оформленных на частных
предпринимателей - «единоналожников»,
зарегистрированных в другом районе города.
Трудно ли проконтролировать, все ли продавцы
в них официально трудоустроены?
Чтобы все
представители бизнеса соблюдали
налоговое законодательство, во-первых,
необходимы другие, не фискальные
методы. Можно привлечь общественность
путем организации мелких и
средних предпринимателей в союзы,
ассоциации (по примеру профсоюзных
организаций) или варианты создания
союзов налоговых консультантов
с правами (и обязанностями) по
контролю за соблюдением законодательства
частным бизнесом. Кроме того, решается
вопрос о повышении защищенности наемных
работников от произвола собственников,
связанный с отказом официально трудоустраивать.
Во-вторых, имеем
явное несоответствие имеющихся
знаний и умений налоговых
инспекторов тем задачам, которые
стоят перед налоговой службой.
Учет (или администрирование) налогов
требует умения правильно и быстро
считать, знаний различных методов расчетов
и анализа. Требуются знания по использованию
компьютерной и иной техники учета. В налоговой
службе необходимы кадры c математическим
(физическим) или инженерным образованием.
Вместо этого налоговая служба практически
полностью комплектуется работниками
экономического профиля. То есть людьми,
которых не учили быстро и точно считать,
работать с большими массивами данных,
знать и уметь использовать современную
компьютерную технику.
Таким образом,
кадры, которые, как известно, «решают
все!», явно не на высоте. В частных
же фирмах значительно больший
процент работников с техническим
(инженерным) образованием. И в споре
за налоги несомненный перевес
имеют частные фирмы.
2. Не хочет! Причин
этого несколько. Одна из них
—кадровый состав налоговой инспекции.
Только теперь оценивать будем не знания
и умения считать и анализировать, а то,
какие мысли господствуют в головах выпускников
экономических факультетов, составляющих
в настоящее время костяк налоговой службы.
Эти мысли
совпадают с тем, чему будущих
налоговиков учили. Учили тому, что
роль государства в экономике
должна быть сведена к минимуму,
что частный бизнес сам сможет
решить все проблемы в обществе,
что «невидимая рука рынка»
автоматически обеспечит всем
процветание. Учили, что государство
не должно «мешать» бизнесу
и «душить» его налогами. Что
малый бизнес — это «кормилец»
общества и т. д. По получении
диплома экономиста из вуза
выходит человек с либеральными
(рыночными) взглядами.
Пора прекратить
распространять в обществе ложную
мысль о том, что субъекты малого
предпринимательства (или средний
класс) платят в бюджет много
налогов. Так, по данным ПФУ за
2011 г., уплачено всего взносов 151,7
млрд. грн., взносов от субъектов
упрощенной системы налогообложения
— 3,1 млрд. Что составляет 2% поступлений
единого взноса от всех плательщиков.
Общее число
плательщиков взносов — 13,8 млн. чел.,
из них ФЛП на упрощенной
системе налогообложения — 1,1 млн.
чел., то есть 8%.
Выходит, что
субъекты упрощенной системы
налогообложения платят в четыре
раза меньше социальных взносов,
чем обычные плательщики. То же
самое происходит и в уплате
других налогов. Частные предприниматели
платят еще меньший процент
налогов, чем другие плательщики.
Могут ли
в рядах госслужащих находиться
чиновники с либеральными (рыночными)
взглядами? В некоторых госорганах
могут, но в рядах государственной
налоговой службы — нет! Как
человек, исповедующий такие взгляды,
может защищать государственные
интересы?
Поэтому «средний»
налоговый инспектор при прочих
равных условиях всегда станет
на сторону частного бизнеса
и с сочувствием отнесется
к тем, кто «экономит» на налогах.
И ему не придет в голову
простая мысль, что «объяснения»
частного бизнеса — мол, «вынуждены»
экономить на налогах, так как
ставки НДФЛ и ЕСВ «непомерно
высоки», — несостоятельны.
Частный бизнес
имел ранее и имеет сейчас
массу возможностей через правительство
и Верховную Раду изменить
существующие ставки налогообложения
на более низкие. Но он этого не сделал,
и даже реальных предложений от частного
бизнеса по уменьшению ставок НДФЛ или
ЕВС взамен отказа от выплаты заработной
платы «в конвертах» не поступало. (Уменьшить
налог на дивиденды с 15% до 5% в 2011 г. частный
бизнес смог, не допустить налогообложения
процентов по депозитам смог, а решить
вопрос со ставками ЕСВ почему-то не может.)
Из этого
следует, что как крупным, средним,
так и малым предпринимателям
и фирмам выгодно уходить от
налогообложения (НДФЛ и ЕСВ), отказываясь
от официального начисления наемным
работникам реальной заработной
платы, и величина ставок налогообложения
здесь ни при чем. Допускаю, что если
понизить ставки ЕСВ, то бизнес все равно
продолжит экономить на налогах.
Еще одна
причина нежелания осуществлять
сбор данных налогов в бюджет
— отказ налоговой службы от
проведения проверок субъектов
предпринимательства. С каждым годом
количество таких проверок неуклонно
уменьшается. По сообщениям налоговой
службы ежегодное число проверок
за последние годы снижено
более чем в три раза (в 2010 г.
— 23 тыс., в 2012-м — только 8 тыс.).
Если ранее
считалось, что налоговые инспекторы
должны проверять предприятие
один раз в год, а раз в
три года не могли избежать
проверки даже небольшие фирмы,
то сейчас положение в корне
иное. Проверки (не чаще одного
раза в год) должны проводиться
только на крупных предприятиях
(и то не всегда), занимающихся
внешнеэкономической деятельностью.
Небольшие предприятия и малые
фирмы не проверяются не только
раз в три года — они не
проверяются вовсе.
Существует срок
давности по уплате налогов — три года.
После этого даже если и была выявлена
недоплата в бюджет, ее все равно взыскать
невозможно.
Такая политика
ведет к тому, что большое количество
частных фирм на протяжении
многих лет (от своего рождения
и до закрытия) практически не
испытывают на себе воздействия
налогового контроля. Они платят
в бюджет копейки, могут вообще
не вести бухгалтерского и
налогового учета, лишь сдавая
отчеты, не вызывающие подозрений.
По физическим
лицам — предпринимателям ситуация
еще «лучше». На протяжении уже
более 3 лет действует ежегодно
продлеваемый мораторий на проверки.
Если ранее предприниматели проверялись
не чаще чем раз в три
года, то на данный момент налоговая служба
(уже более 5 лет) вообще не контролирует
малый бизнес. Часто под видом малого бизнеса
скрывает от общества свои доходы крупный
частный капитал.