Государственный долг Украины: сущность, виды и причины возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности государственного долга, природы его возникновения и путей разрешения проблем, связанных с выплатой этого долга периоды коренных изменений в хозяйственном механизме Украины.

Файлы: 1 файл

государственный.docx

— 85.93 Кб (Скачать)

В результате нерациональных и лишних внешних заимствований могут возникнуть такие долговые обязательства перед нерезидентами, которые в будущем значительно ограничат возможности правительства относительно осуществления независимой экономической политики. Обосновывая экономические последствия государственного долга, применяют разные критерии для различения влияния на финансовую систему: срок существования долга, его структуру, размер платежей, изменение в делении и использовании ВВП на потребление, инвестиции, экспорт товаров и услуг.

Применение государством внутренних заимствований нуждается в осуществлении политики, направленной на управление как мобилизацией финансовых ресурсов, так и на обслуживание платежных обязательств, которые возникают в результате действия механизма государственного кредита.

Украина придерживается умеренной политики управления государственным долгом, главной особенностью которого есть снижение рисков заимствований путем увеличения сроков и снижение стоимости обслуживания. Поэтому целью данной статьи является оценка государственного долга Украины за последние годы и определение действенности политики управления им.

             В случае Украины фактически  существует такая ситуация: от  начала переходного этапа дефицит  бюджета намного превышает объем  капиталовложений государства; было  осуществлено мало структурных  реформ; как номинальные, так и  реальные процентные ставки по  государственному долгу являются  очень высокими.

            В процентном отношении к ВВП  государственный долг увеличивался  в течение 1991-1999 гг. с 10 до 48%, но потом  он начал уменьшаться и в 2004 г. составил 24,7% . Следует заметить, что  это возрастание было бы намного  выше, если бы до 1996 г. не состоялось  заметной ревальвации национальной  валюты. Высокие процентные ставки  и постоянный дефицит бюджета  имели значительное влияние на  общее соотношение между государственным долгом и ВВП.В 2001-2002 гг. такое соотношение содержалось наравне около 29-31%, в сравнении с 48% в 1999 году. На конец 2003 года соотношение государственного долга к ВВП составляло 25 %, а  в 2007 году составило 19%.Правительство старается улучшить условия предоставления средств, учитывая быстрое приближение объемов государственного долга Украины к границе, за которой - только дефолт. Совокупный государственный долг Украины достигает 93,5 процента ВВП страны и составляет в пересчете 37,69 млрд. долларов США. Данный показатель является критическим для "переходной экономики страны". В настоящее время Украина не может справиться с последствиями финансового экономического кризиса, в связи с чем вынуждена одалживать деньги у международных организаций, в частности, у МВФ. В структуре государственного долга значительно преобладает внешняя задолженность. Подобная статистика проясняется и динамикой самого государственного долга, и динамикой коррелированных с ним макроэкономических показателей. Относительно внутренней задолженности, ее структура и объемы несколько раз пересматривались. Так, в 1997 г. была аннулирована задолженность перед НБУ, кредитные эмиссии которого довольно долго были мало не единым источником финансирования дефицита государственного бюджета Украины. С другой стороны, на удельный вес внутренней задолженности в общем зачете государственного долга повлияла девальвация украинской денежной единицы. Относительно выгодные тогда условия внешних займов сегодня существенным образом проигрывают сравнительно с внутренними. Обслуживание такого государственного долга для бюджета Украины становится сложным. Среди непопулярных методов облегчения бремени государственного долга, номинированного в гривнах - кредитная и денежная эмиссия, которая уменьшает реальную сумму государственного долга и одновременно отстраняет эффект перераспределения доходов в пользу зажиточных граждан. Правительство, осуществляя управление долгом, стремится максимально увеличить долгосрочные займы по сокращению удельного веса краткосрочных, снизить стоимость обслуживания долга. На протяжении 2005 – 2010 г.г. правительство проводило долговую политику, направленную на продолжение сроков погашения задолженностей. При рассмотренном общем долговом состоянии Украины можно определить такую стратегию управления государственным долгом:

1)     в  краткосрочной перспективе:

- обращая внимание  на то, что на последние годы  приходятся достаточно большие  выплаты по погашению и обслуживанию  государственного долга, внеочередным  заданием для Украины должно  быть достижение договоренностей  с МВФ касательно восстановления  программы расширенного финансирования  и завершения реструктуризации  задолженности перед кредиторами;

2)   в среднесрочной  перспективе:

- успешное завершение  приватизации и привлечение дополнительных  денежных ресурсов;

- улучшение законодательного  обеспечения процессов формирования  внутренней и внешней задолженностей;

- разработка  обоснованной стратегии привлечения  средств (внутренних и внешних) в  экономику Украины, то есть программы  государственных займов, которая  должна определить приоритеты, инструменты  и подходы к сотрудничеству  с банками-партнерами, источники  использования и механизмы возврата  привлеченных средств;

- достижение  диверсификации кредиторов;

3) в долгосрочной  перспективе:

- развитие экономики  Украины и достижение реального  роста ВВП;

- создание благоприятного  инвестиционного климата в стране  и развитие платежеспособного  внутреннего рынка, что даст возможность  сократить внешние займы либо  даже отказаться от них и  обходиться займами на внутреннем  рынке капитала;

- проведение  политики управления государственного  долга на основе системы научно  обоснованных и экономически  взвешенных показателей долговой  показательности страны.

Капитальный долг — это общая сумма задолженности прошлых лет и процента, который должен быть оплачен по ссудам.

Текущий долг — это расходы государства, связанные с погашением в текущем году долговых обязательств и надлежащих к уплате в этот период процентов по всем выпущенным на данный момент ссудам.

Также государственный долг подразделяется на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет)  и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму  с высокими процентами. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлеченных новых заемных средств.

 Общая сумма  внутреннего государственного долга  делится на две части:

  1. Монетизированный долг, который состоит из долгов государств коммерческим банкам как основным владельцам государственных ценных бумаг. Он фиксируется в балансах банков, и поэтому анализ его динамики находится под пристальным контролем. Сумма монетизированного долга состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая выданные гарантии по кредитам.
  2. Немонетизированный долг, который состоит:
  • из невыполненных государством финансовых обязательств перед населением по социальным выплатам, предусмотренными действующим законодательством (задолженность по выплате пенсий, стипендий, помощи, заработной платы и др.);
  • задолженности по хозяйственным отношениям с реальным сектором экономики (задолженность по государственным заказам, по предоставлению услуг государственными учреждениями и др.). Его динамику наблюдать значительно сложнее, особенно отношения государства с реальным сектором экономики.

 

 

1.2 Причины возникновения  государственного долга

 

 

Государственный долг вызван использованием государственных  займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для  расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета в результате роста военных расходов, особенно в периоды экономических спадов, и политики сокращения налогов. Так же в качестве причины возникновения долга можно указать и недостаток политической воли - дефицит бюджета и растущий государственный долг есть не что иное, как результат отсутствия политической воли и решимости. Расходы зачастую приносят дополнительные голоса на выборах, а повышение налогов влечет за собой политическую опалу.

      Наличие государственного долга  не является исключением в  экономике, скорее правилом: экономические  развитые страны имеют значительный  внутренний долг. Однако существует  значительная разница в причинах, способах образования и особенностях  функционирования этого вида  долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный  долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.

       В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление  государственного долга связано  исключительно с ухудшением экономической  ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможностью привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) можно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.

     Также  с позиции долгосрочной исторической  перспективы ответ может быть  двояким: причинами были войны  и  спады. Во время войны перед  государством стоит задача переориентировать  значительную часть ресурсов  экономики с производства гражданской  продукции на нужды военного  производства. Соответственно возрастут  расходы правительства на вооружение  и содержание военнослужащих. Существует  три варианта финансирования  этих расходов: увеличить налоги, напечатать нужное количество  денег или использовать дефицитное  финансирование. Финансирование за  счёт налогов может привести  к их росту до такого уровня, который подорвёт стимулы к  труду, а это не выгодно во  время войны. Печатание и расходование  дополнительной массы денег создаст  сильное инфляционное давление. Следовательно, большая часть расходов  должна финансироваться за счёт  продажи облигаций населению. Таким  образом, значительная доля расходуемого  дохода останется и высвободятся ресурсы из гражданского производства, которые затем могут использоваться в военных отраслях.

     Второй  источник государственного долга - это  спады. В периоды, когда национальный  доход сокращается или не может  увеличиться, налоговые поступления  автоматически сокращаются и  имеют тенденцию вызывать дефициты.

 Существуют 2 точки зрения на проблему государственного  долга: традиционная и рикардианская.

             В соответствии с традиционной  точкой зрения государственные  займы - фактор уменьшения национальных  сбережений и сдерживания накопления  капитала. Этой точки зрения придерживается  большинство экономистов. Однако  существует другая точка зрения, называемая равенством Рикардо, которой придерживается небольшая, но очень влиятельная группа экономистов. В соответствии с рикардианской точкой зрения, государственный долг не влияет на сбережения и накопление капитала.

    Как  снижение налогов и бюджетный  дефицит повлияют на состояние  экономики с традиционной точки  зрения?

  Снижение  налогов, финансируемое правительством  за счёт займов, будет оказывать  воздействие на экономику по  многим направлениям. Снижение налогов  сразу  же вызовет рост потребительских  расходов. Рост потребительских  расходов влияет на состояние  экономики как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.

   На протяжении  краткосрочного периода  увеличение  потребительских расходов приводит  к росту спроса на товары  и услуги и, таким образом, к  росту  объёма производства и  занятости. Однако ставка процента  будет также расти из-за обострения  конкуренции между инвесторами  в связи со снижением объёма  сбережений. Повышение ставки процента  будет сдерживать инвестиции и стимулировать приток иностранного капитала. Курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам будет расти, что приведёт к снижению конкурентоспособности национальных фирм на мировом рынке.

  В долгосрочном  плане сокращение национальных  сбережений, вызванное снижением  налогов, приведёт к уменьшению  размеров накопленного капитала  и росту внешней задолженности. Поэтому объём национального  продукта снизится, а доля в  нём внешнего долга возрастёт.

  Рикардианский анализ влияния бюджетной политики на государственный долг основывается на логике поведения потребителя, учитывающего интересы будущего.

  Какую же  реакцию может вызвать снижение  налогов у думающих о будущем  потребителей?

  Заботящийся  о будущем потребитель понимает, что наличие в настоящее время  государственного долга означает  повышение  налогов в будущем. При снижении налогов, финансируемом  за счёт роста государственного  долга, сами налоги не уменьшаются: они просто перераспределяются  во времени. Не увеличивается  и постоянный доход потребителя, а следовательно, и потребление.

          Общий принцип заключается в  том, что  сумма государственного  долга равна сумме будущих  налогов, и если потребитель в  достаточной мере учитывает будущие  события, то будущие налоги для  него эквивалентны текущим. Следовательно, финансирование государственных  расходов за счёт долга равносильно  их финансированию за счёт  налогов. Эта точка зрения, известная  как рикардианское равенство, названа так в честь выдающегося экономиста XIX века Давида Рикардо, поскольку он первым обратил внимание на этот теоретический аргумент.

Информация о работе Государственный долг Украины: сущность, виды и причины возникновения