Государственный долг Украины: сущность, виды и причины возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности государственного долга, природы его возникновения и путей разрешения проблем, связанных с выплатой этого долга периоды коренных изменений в хозяйственном механизме Украины.

Файлы: 1 файл

государственный.docx

— 85.93 Кб (Скачать)

 Местные органы  власти могут проводить целевые  ссуды на строительство дорог  или другие мероприятия, в которых  заинтересованно население региона. За сроками погашения ссуды  разделяются на краткосрочных (до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет).

 За методами  размещения различают ссуды добровольные  и принудительные. Облигации добровольных  ссуд свободно продаются и  покупаются банковскими учреждениями. Государственные ссуды могут  быть облигационными и безоблигационными. Безоблигацийнные ссуды оформляются подписными обязательствами.

 Другой формой  государственного кредита является  передаваемость сберегательными учреждениями части или всей суммы средств населения, которые размешаны в сберегательном банке или в других сберегательных учреждениях государства, для покрытия своих расходов. Такая передаваемость может осуществляться путем выпуска билетов казначейства, сертификатов или оформления безоблигацийнных ссуд.

 В настоящее  время самой распространенной  формой государственного кредита  является использование государством  средств ссудного фонда. Государство мобилизирует через кредитные учреждения часть кредитных ресурсов на покрытие своих расходов. Эта форма государственного кредита экономически не оправдана и предопределяет инфляционные процессы.

 Внешние ссуды  предоставляются за счет бюджетных  средств или специальных правительственных  фондов. Государственные внешние ссуды могут предоставляться в денежной или товарной формах. Они бывают средне- и долгосрочными. Денежные ссуды предоставляются в валюте страны-кредитора или в свободноконвертируемой валюте.

 

 

3.2 Улучшение управления внутренними и внешними долгами

 

 

Управление государственным внутренним долгом Украины осуществляет Министерство финансов Украины в порядке, согласованном с Национальным банком Украины. Размещение долговых обязательств правительства Украины и предоставления гарантий от его имени осуществляет по его поручению Министерство финансов Украины. Граничные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структура, источники и сроки погашения устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на следующий год.

Методами управления государственным внутренним долгом являются конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование ссуды.

  1. Конверсия государственного долга — изменение прибыльности ссуды. При этом государство уменьшает размер процентов, которые выплачиваются по ссудам. Технически возможными являются такие варианты конверсии внешнего долга:
  • обмен «долга на долг» — государство-заемщик обменивает свои собственные долги на долги других государств перед ним;
  • обмен «долга на экспорт». Долги покрываются за счет экспорта машинно-технической продукции и других готовых товаров;
  • обмен «долга на собственность». Как собственность рассматриваются земля, недвижимость, пакеты акций предприятий;
  • обмен «долга на национальную валюту» (называется «долгом для развития»). Интерес кредиторов к таким операциям вырос, хотя и остаётся умеренным, поскольку эти соглашения фактически являются благотворительной помощью на развитие экономики должника. Средства от такой конверсии преимущественно направляют или на образование, или на здравоохранение, или на охрану природы.
  1. Консолидация государственного долга — увеличение сроков действия выпущенных ссуд. Может проводиться одновременно с конверсией. Избежать негативных последствий заимствования и несостоятельности государства можно, применяя метод конверсии, который заключается в изменении доходности ссуды, как правило, в сторону уменьшения в условиях нестабильности финансовых рынков. Однако самое частое понятие конверсии связывается с трансформацией долговых обязательств одного вида в долговые обязательства другого вида (конверсия способствует трансформации внешнего долга во внутренней и наоборот) или в активы другой экономической природы — облигации, менее выгодные с точки зрения управления долгом, которые можно ликвидировать путем обмена их на акции предприятий, часть имущества.
  1. Унификация ссуд — объединение нескольких ссуд в одну, в этом случае облигации ранее выпущенных государственных ссуд обменивают на облигации новой ссуды. Унификация предусматривает обмен ранее выпущенных нескольких ссуд на облигации новой ссуды. В отдельных случаях обмен может осуществляться по регрессивному соотношению — когда облигации предыдущих выпусков приравниваются к одной новой облигации в разных пропорциях: 2:1, 5:1, 10:1 и тому подобное.
  2. Отсрочка погашения ссуды — осуществляется в период, когда выпуск новых ссуд используется на обслуживание ранее выпущенных государственных ссуд. Отсрочка погашения ссуды происходит тогда, когда государство уже выпустило большое количество долговых обязательств и условия их эмиссии не были выгодны. В таком случае большая часть поступлений от реализации облигаций новых ссуд направляется на выплату процентов и погашение ранее предоставленных кредитов. Правительство сообщает об отсрочке погашения ссуд, которое отличается от консолидации тем, что не только продлеваются сроки погашения, но и прекращается выплата прибылей.
  3. Обмен облигаций государственной ссуды по регрессионными соотношениями. В этом случае определенное количество ранее выпущенных облигаций ссуды равняется одной опять выпущенной облигации государственной ссуды.
  4. Аннулирование долговых обязательств государства — предопределено финансовой несостоятельностью государства оплатить свои обязательства из-за неблагоприятной экономической ситуации или из политических мотивов. Под аннулированием государственного долга понимаются мероприятия, в результате которых государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным ссудам. Аннулировать свои ценные бумаги государство может в случае банкротства или в результате прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущей власти.
  5. Реструктуризация — это метод управления долгом, используя который можно значительно облегчить долговой груз за счет пересмотра условий и сроков уплаты общей стоимости кредита и процентных платежей. Важную роль в управлении долгом и его реструктуризации играет сотрудничество с Парижским клубом, который разработал стандартизированные формы, методы и условия переоформления долгов. Среди инструментов реструктуризации выделяют три основных группы:

План Парижского клуба.

  • Для стран с низким уровнем дохода на душу населения (Неаполитанские условия, 1994): отсрочка выплаты основной части долга сроком до трех лет.
  • Для стран со средним уровнем дохода на душу населения (Хьюстонские, 1990, Лондонские, 1991, условия): конверсия соответствующих долгов на акции, предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую можно купить акции национальных компаний.

План Бреди предусматривает:

    • Избежание простого списания долгов.
    • Вмешательство во внутренние дела государства (вроде политики МВФ).
    • Разнообразные схемы предоставления новых ссуд странам, которые чувствуют нехватку ликвидных средств.
    • Удлинение сроков выплаты долгов и списания некоторой их части при условии, что страны-кредиторы извлекут двойную выгоду, выкуп страной-должником части своих обязательств (10-15%) по резко сниженному валютному курсу.
    • Прекращение оттока капитала и в некоторых случаях — возвращение его в страну.
    • Реструктуризация долгов которая предусматривает предоставление преимущества некоторым из них.

Другие инструменты:

  • Расширение ликвидных ресурсов государства-должника за счет выкупа долга, который дает стране-должнику возможность выкупить свои долговые обязательства за наличные средства со скидкой из номинальной цены на вторичном рынке ценных бумаг.

Обмен долга на акционерный капитал: предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства этой страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации могут перекупить эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой для финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов. Украина постепенно приобретает опыт в реструктуризации долга на условиях уменьшения долговых выплат, удлинения сроков оплаты и обмена долговых обязательств государства на имущественные активы. Это существенно ограничивает бюджетные расходы, ослабляет долговое давление и создает благоприятные условия для экономического развития. Стратегия общей реструктуризации внешнего долга базируется на принципе ровных пропорций рефинансирования долговых обязательств для всех кредиторов Украины и реструктуризации задолженности перед официальными кредиторами путем заключения соглашений с Парижским клубом, а перед иностранными коммерческими банками — с консорциумом коммерческих банков. Например, коммерческие кредиторы предложили новую еврооблигацию Украины со сроком погашения до 2007 г. с однолетним льготным периодом и ежеквартальной выплатой дохода в размере 10 и 11 % годовых. Валютой нового инструмента является доллар или евро. Владельцы свыше 99 % ранее эмитированных облигаций согласились на предложенные правительством Украины условия реструктуризации, что дало возможность списать 152 млн. дол. государственного внешнего долга.

Управление государственным внешним долгом — это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещением долговых обязательств правительства, регуляции рынка государственных ценных бумаг, предоставление государственных гарантий, обслуживание и погашение долга и тому подобное. Управление государственным внешним долгом предусматривает:

  • регулирование и динамику государственного долга с поддержанием оптимальных пропорций между внешним и внутренним долгом;
  • максимально эффективное обслуживание долга с уменьшением удельного веса расходов на обслуживание долга в расходной части бюджета;
  • употребление мероприятий из обеспечения дополнительных источников финансирования, кредитование других правительств;
  • участие в мероприятиях международных финансовых организаций и тому подобное.

Управление внешним долгом предусматривает такие этапы:

  • привлечение кредитных ресурсов, в том числе предоставление гарантий;
  • размещение (направление использование);
  • обслуживание (уплата процентов и основного объема долга);
  • уточнение и изменение условий привлечения, размещения и погашения.

Мировой опыт решения проблемы внешней задолженности допускает три возможных сценария.

  1. Оптимистический. Страна-должник постепенно выплачивает не только проценты, но и сумму основного долга. Для этого необходим профицит бюджета, за счет которого и осуществляется погашение долгов. Полный расчет по долгами является кардинальным вариантом решения проблемы долгов, но это обеспечивается не только сбалансированностью бюджета, но и достижением стойкого позитивного сальдо, которое может генерировать только здоровая экономика.
  2. Пессимистический. Погашения основного долга и процентных платежей рефинансируется за счет новых иностранных кредитов. Внешний долг принимает формы финансовой пирамиды, которая в перспективе неминуемо развалится, что и приведет к отказу возвращать долги. Отказ от уплаты долгов имеет только одно преимущество — отсутствие необходимости его обслуживать и возвращать. Однако страна-должник имеет по большей части более существенные потери: уменьшение прибылей от международной торговли, исключения из международного рынка ссуд, арест активов и т.д.
  3. Нулевой. Страна-должник своевременно выплачивает проценты по кредитам, а сумма новых иностранных ссуд не превышает суммы, выплаченной в счет погашения долга. Вследствие этого внешний долг надолго замораживается. Необходимым условием успешной уплаты внешней задолженности является решение так называемой проблемы трансферта. Она имеет три главных аспекта:
  • Бюджетный — обеспечение превышения прибылей над затратами, что требует реализации системы мероприятий для увеличения бюджетных поступлений (путем создания налогового кодекса, который стимулирует частные инвестиции) и уменьшения бюджетных расходов (за счет ограничений государственных инвестиций с широким привлечением к инвестированию коммерческих банков, пенсионных фондов, страховых компаний; проведение реформ в социальной и жилищно-коммунальной сферах, чтобы льготы получали только те, кому они реально необходимы; погашение долгов перед бюджетом предприятиями-монополистами, сокращение бюрократического аппарата и т.д.).
  • Ресурсный — уплата внешней задолженности за счет экспортных поступлений или активного сальдо торгового баланса.
  • Системный — наращивание физического объема экспорта при адекватном увеличении его стоимостного объема. Универсальные правила кредитно-валютной политики в условиях наличия большой внешней задолженности:
  1. Рост привлекательности взносов в национальной валюте;
  1. Стимулирование резидентов относительно кредитной операции в национальной валюте;
  2. Привлечение средне- и долгосрочных финансовых средств;
  3. Осуществление эффективного валютного контроля.

НДФЛ — налог с доходов физических лиц (старое название подоходный налог). Формально считают, что его уплачивают физические лица (граждане). Однако за удержание и перечисление его в бюджет отвечают предприятия (юридические лица) и частные предприниматели (ФЛП — физическое лицо-предприниматель). Поэтому от них полностью зависит поступление (или не поступление) этого налога в бюджет.

 Ставка НДФЛ  — 15% суммы начисленной заработной  платы. Поступающая сумма НДФЛ  пропорционально распределяется  между государственным и местным  бюджетами.

 ЕСВ — единый  социальный взнос, объединяющий  четыре взноса в различные  фонды социального страхования (Пенсионный  — ПФУ, занятости, от несчастных  случаев на производстве и  по временной утрате трудоспособности). ЕСВ является обязательным платежом  и по сути не отличается от других налогов. Больше всего средств от уплаты ЕСВ поступает в ПФУ, он же ведет учет поступающим взносам.

 Так же, как  и по НДФЛ, за удержание и  перечисление этого налога в  бюджет отвечают работодатели (предприятия  и частные предприниматели). Ставка  начислений и удержаний ЕСВ  составляет в среднем 37,4% + 3,6% = 41% фонда оплаты труда (ФОТ).

Информация о работе Государственный долг Украины: сущность, виды и причины возникновения