Государственный долг Украины: сущность, виды и причины возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности государственного долга, природы его возникновения и путей разрешения проблем, связанных с выплатой этого долга периоды коренных изменений в хозяйственном механизме Украины.

Файлы: 1 файл

государственный.docx

— 85.93 Кб (Скачать)

Одной из главных задач украинской экономики в настоящее время является уменьшение долговой зависимости и усовершенствование системы управления государственным долгом. Для этого необходимо усовершенствовать управление долговыми рисками, улучшить прогнозирование долговой политики и ее координацию с налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политикой. Реализация этих задач предусматривает:

· продолжение политики стремления к бездефицитности государственного бюджета;

· использование на международном и внутреннем финансовых рынках возможностей взвешенного трансформирования внешнего долга во внутренний, что требует от Правительства, Национального Банка и Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку активных действий по поводу радикального усовершенствования внутреннего финансового рынка;

· продолжение практики запрета предоставления государственных гарантий при получении кредитов субъектами предпринимательства и запрета реструктуризации или списания задолженности по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии;

· политику управления государственным долгом нацеленную на смягчение «пиков» платежей, улучшение структуры долга и снижение стоимости его обслуживания, в том числе за счет досрочного выкупа долговых обязательств государства, что требует значительных объемов профицита и может быть обеспечено лишь достаточно высоким уровнем доходной части бюджета и жесткой политикой ограничения расходов;

· проведение эффективной и прозрачной долговой политики с помощью определения оптимальных основ управления государственным долгом, усовершенствования организационной структуры соответствующих органов;

· продолжение политики активного сотрудничества с международными финансовыми организациями (привлечение соответствующих заимствований на решение приоритетных задач экономического и социального развития; Кабинет Министров должен осуществить неотложные мероприятия, которые должны обеспечить полную прозрачность таких заимствований на всех стадиях - от рассмотрения их целесообразности до окончательного погашения);

· осуществление более тесного сотрудничества между Национальным Банком и Правительством при проведении валютной и долговой политики, усиление валютного контроля и внедрение эффективных мер, которые направлены на легализацию и возвращение в Украину вывезенных средств.

 

 

Вывод по разделу 2

 

 

Таким образом, государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета.

           На основе приведённых данных можно сделать вывод о том, что решение проблемы государственного долга является одной из первоочередных задач для украинского Правительства. Многие мировые и европейские страны имеют гораздо больший объем долговых обязательств, чем Украина, но при этом уровень развития их экономик намного опережает наш. Также существует достаточное количество стран, чьи долговые обязательства, намного ниже украинских, но при этом их экономики выигрывают у Украины в развитии. Такие негативные явления вызваны тем, что в настоящее время Украина до сих пор не использует заемные средства с максимальной эффективностью на благо своей экономики, прежде всего из-за несовершенства системы управления, законодательной базы, высокого уровня развития коррупции и теневого сектора экономики.

Раздел 3

 

Методы направления на улучшение и обслуживание государственного долга

 

3.1 Оптимизация обслуживания государственных заимствований

 

 

  Осуществляя внутренние и внешние заимствования государство должно обеспечить обслуживание государственного долга.

   Обслуживание  государственного долга - это погашение  займов, выплаты процентов по  ним, уточнения и изменения условий  погашения выпущенных займов. Погашение  займов осуществляется за счет  бюджетных средств. В некоторых  случаях государство прибегает  к рефинансированию государственного  долга, т.е. погашение задолженности  путем выпуска новых займов.

           Выплата процентов, выигрышей, средств по погашению  займов составляет основную долю расходов на обслуживание государственного долга. К другим относятся расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.

  При обслуживании  внешнего и внутреннего  долгов  определяют коэффициент обслуживания. Для внешнего долга его рассчитывают  как отношение всех платежей  по внешней задолженности к  валютным поступлениям государства, выраженное в процентах. Благоприятным  уровнем обслуживания считается  значение показателя на уровне 25%.

  В Украине  обслуживание внешнего долга  осуществляется в процессе выполнения  государственного бюджета. Расчеты  надлежащих к уплате сумм по  погашению  и обслуживанию внешнего  долга выполняются  в долларах  США. Пересчет в национальную  валюту производится по прогнозному курсу валют к гривне. Непосредственно оплату осуществляет Государственное казначейство.

Источники погашения внешнего долга: бюджет; золотовалютные резервы, средства, полученные от приватизации государственного имущества; новые  заимствования.

 Обслуживание  государственного внутреннего долга  осуществляется Министерством финансов  через банковскую систему путем  проведения операций по размещению  государственных  ценных бумаг, их  погашения и выплаты  дохода.

 Предельные  размеры государственного внутреннего  и внешнего долга устанавливает  Верховная Рада Украины одновременно  с утверждением Государственного  бюджета Украины на следующий  год.

 Существование  большого государственного долга  может  подорвать экономический  рост страны и негативно влиять на ее финансовое положение.

   В зависимости  от характера последствий  влияния  государственной задолженности  на экономику, их разделяют на краткосрочные  и долгосрочные. Краткосрочные последствия  государственного долга существуют как проблема «вытеснения», а долгосрочные известны как «бремя» долга.

    Эффект  «вытеснения» возникает из-за  повышения  рыночных процентных  ставок, которое  происходит в  случае финансирования с помощью  выпуска государственных  ценных  бумаг бюджетного дефицита. Долговое  финансирование бюджетного дефицита  стимулирует рост процентных  ставок. Кредиты становятся дорогими  и невыгодными для осуществления  инвестиционных проектов, таким  образом инвестиции вытесняются из сферы производства.

  Долгосрочные  последствия государственного долга  связаны с его влиянием на  накопление капитала и потребление  будущих поколений, то есть на  долгосрочный экономический рост. Накопление долга и повышение  процентных ставок в долгосрочном периоде приводит к замещению частного капитала государственным долгом. Это происходит вследствие того, что при росте процентных  ставок частные инвестиции сокращаются, а частные сбережения начинают размещаться в государственные долговые обязательства. Таким образом рост долга уменьшает производственные мощности, предназначенные будущему поколению, что замедляет экономический рост и приводит к снижению доходов населения.

Привлечение финансовых ресурсов государством на кредитной основе для покрытия собственных потребностей является приемлемой и объективно предопределенной практикой осуществления экономической деятельности. Экономическая суть этого процесса заключается в том, что определенного времени t определенное количество свободных капиталов как внутри страны, так и за ее пределами. Эти капиталы осуществляют движение с целью поиска областей своего применения. Участие государства в международном и внутреннем движении капиталов является фактом ее вхождения к свитохозяйственного пространства.

 Активная  политика государства как на внутреннем, так и на внешнем, рынке капиталов закономерно приводит к образованию государственного долга, который разделяется на внутренней и внешней. Внешние заимствования всегда связанные с достижением удовлетворения интересов государства через соответствующую стратегию и тактику ее правительства.

 Для осуществления  целеустремленного и организованного  движения капиталов на международном  уровне создан ряд международных  финансовых институтов. К их числу  принадлежат Мировой банк, Международный  валютный фонд, Европейский банк  реконструкции и развития. Кроме  этого, внешний долг может образовываться  при получении ссуд от иностранных  государств и их группировок. Сюда принадлежат кредиты государств  Европейского содружества, кредиты  государств поставщиков энергоносителей.

 Государство  может осуществлять заимствование  путем размещения на мировых  финансовых рынках ценных бумаг  в виде облигаций, а также продажи  их, на внутренних рынках при  покупке нерезидентами, получение  грантов, субсидий, за счет научно-технической  помощи. Это нуждается в некоторых  объяснениях, поскольку все указанные  выше формы заимствований отличаются  за своей экономической сутью  и назначением.

 Займы международных  финансовых институтов являются  формой существования и функционирования  иностранного капитала, и для  страны заемщика задолженность  перед ними составляет государственный  долг. Займы стран Евросоюза в  основном являются помощью, где  получение дохода не имеет  первоочередного значения. Система  официальной международной помощи  развития странам, которые осуществляют  рыночные превращения, внедрена  мировым экономическим содружеством  и активно работает с конца 40-х годов. Все проекты, на которые  могут быть предоставленные займы  этими организациями, разделяются  на четыре группы: проекты макроэкономической  стабилизации экономики страны  заемщика, проекты структурных превращений  в определенных секторах экономики, инвестиционные проекты и проекты  технической помощи.

 Важнейшее  значение имеют инвестиционные  проекты. Они направлены на развитие  определенных секторов экономики, где предусматривается обязательное  внутреннее со финансирование. Все кредиты, которые предоставляются Международными финансовыми организациями, имеют для экономики государства важное значение. Они предоставляются на выгодных условиях под низкие проценты (5 — 7 процентов годовых) сроком до 20 годов.

 Конечно, организации-кредиторы  контролируют использование средств  по назначению, и в этом не  следует видеть вмешательство  во внутренние дела государства. Кредиты международных финансовых  организаций не могут существенно  влиять на рост внешнего государственного  долга. Они максимально учитывают  интересы государства заемщика и, соответственно, кредитодатель.

 Со стороны  государства заемщика осуществляется  контроль за воплощением проектов, которые финансируются международными финансовыми организациями. Эти функции выполняет правительство. В каждом государстве есть соответствующее законодательство и выданы на их основе нормативные документы.

 Наибольшую  сложность для государства как в плане роста внешнего долга, так и в плане использования кредитов составляют заимствования, полученные от иностранных коммерческих структур под гарантии правительства. Эти кредиты, как подтверждает опыт многих стран, имеют самые низкие показатели относительно эффективности использования. Следует отметить также, что при приемлемой рыночной среде гарантии правительства не является обязательным элементом кредитования.

 Для каждой  страны вопроса как внешней, так  и внутренней, задолженности всегда  имеют свою актуальность. На обслуживание  долгов отвлекаются значительные  финансовые ресурсы, увеличиваются  нагрузка на бюджет государства, усиливаются инфляционные процессы.

 Мобилизация  средств на внутреннем рынке  имеет некоторые отличия. Самой  распространенной формой внутренних  заимствований являются ссуды. За  их помощью мобилизуются временно  свободные средства юридических  и физических лиц для финансирования  потребностей государства. Государство  выпускает и продает ценные  бумаги, как правило, облигации. Они  имеют нарицательную стоимость, за которой продаются и гасятся. Учитывая нарицательную стоимость  облигаций выплачиваются проценты.

 Государственные  ссуды могут выпускаться центральным  правительством и местными органами  и распространяться лишь среди  населения или лишь среди юридических  лиц. В зависимости от способа  выплаты доходу ссуды разделяют  на процентных, выигрышных, беспроцентные и беспроигрышные.

 За выигрышными  ссудами владельцы облигаций  получают твердый доход в форме  процента от нарицательной стоимости  облигации. При выигрышных ссудах  весь доход владельцы облигаций  получают в форме выигрыша. Доход  выплачивается не за всеми  облигациями, а лишь за теми, на  которые выпал выигрыш. Беспроигрышные  ссуды выпускаются с условием, что в течение срока действия  ссуды выигрышными будут все  облигации. Беспроцентные ссуды  не предусматривают выплату доходов, но гарантируют получение товара, на который не удовлетворяется  спрос на рынке. Стоимость каждой  выпущенной облигации равняется  цене товара (легкового автомобиля, телевизора, холодильника, и тому  подобное).

Информация о работе Государственный долг Украины: сущность, виды и причины возникновения