Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:29, курсовая работа
Тема данной курсовой работы «Государственный бюджет и государственный долг России». В курсовой работе подробно описан бюджет России, а также бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Государственный бюджет Российской Федерации ………………………….5
1.1 Функции государственного бюджета ………………………………………..5
1.2 Роль государственного бюджета ……………………………………………..6
2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации……..8
2.1 Уровни и принципы бюджетной системы РФ ……………………………..10
2.2 Реформирование бюджетной сферы в РФ………………………………….13
3. Бюджетная классификация……………………………………………………15
3.1 Классификация расходов РФ ……………………………………………….18
3.2 Классификация доходов РФ…………………………………………………21
4. Государственный долг России………………………………………………..24
Приложение
Список литературы
6) Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
7) Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
8) Гласность бюджета предполагает: 1)обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления; 2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.
9) Достоверность бюджета – этот принцип обеспечивает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10) Принцип адресности и целевого характера бюджетных означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств на финансирования определенных целей.
2.2 Реформирование бюджетной сферы в Российской Федерации.
Действовавший в течение многих десятилетий механизм управления общественными финансами в нашей стране в целом обеспечивал централизацию финансовых ресурсов в бюджетной системе государства и использование их для выполнения функций, возложенных на государственные и муниципальные органы власти. Но этот механизм был создан и приспособлен для централизованного управления экономическими и социальными процессами в стране. Изменение политического строя и экономических основ в государстве, нашедшее отражение в Конституции 1993 г., новые задачи, стоящие перед бюджетной системой, выявили недостатки действующего механизма управления общественными финансами. Главный недостаток заключается в том, что этот механизм ориентирован не на управление результатами, а на управление затратами.
Обеспечение экономической и социальной стабильности в государстве, повышение эффективности использования бюджетных средств потребовали проведения в стране бюджетных реформ.
Цель проведения этих реформ:
1. поддержание макроэкономической и финансовой стабильности в государстве;
2. обеспечение выполнения и создание условия для оптимизации расходных обязательств всех уровней власти в стране;
3. повышение отдачи от бюджетных ассигнований и достижение на этой основе более высокого экономического и социального эффекта;
4. формирование налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающий необходимый уровень доходов бюджетной системы;
5. оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами;
6. обеспечение прозрачности, стабильности финансовой системы и финансовых институтов страны.
Бюджетные реформы начались с первых лет перехода к рыночной экономике. Уже в 1991 г. Были разработаны и изданы два основополагающих закона: «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1 и «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 июля 1991 г. № 146-ФЗ, заложивших новые основы формирования и функционирования бюджетной и налоговой систем нашего государства.
В 1991 г. вместо действовавших раздельных для федерального и территориальных бюджетов классификаций была введена единая бюджетная классификация, объединившая в одном документе однородные доходы и расходы федерального, региональных и местных бюджетов.
Важным этапом реформирования межбюджетных отношений стал Закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ, регламентировавший формирование и использование финансовых ресурсов местного самоуправления, впервые определивший состав местных финансов и принципы их образования и установивший, что формирование местных бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах.
В 1997 г. была введена новая бюджетная классификация, отразившая изменения в планировании, исполнении и учете бюджетных доходов и расходов.
В 1998 г. были приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, установившие основы действующих в настоящее время бюджетной и налоговой систем, а также бюджетного процесса.
Бюджетные реформы проводились и продолжают проводиться по следующим важнейшим направлениями:
1) реформирование бюджетных отношений;
2) реформирование бюджетного процесса;
3) реформирование бюджетной сети (реорганизация бюджетных учреждений).
В рамках первого направления Правительство РФ Постановлением от 30 июля 1998 г. № 862 утвердило «Концепцию реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг.». Продолжением работы в этом направлении стали «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», одобренная Правительством РФ, и издание в 2003 г. новой редакции Федерального закона « Об общих принципах местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ. Издание этого Закона повлекло внесение существенных изменений в 2003 г. в Бюджетный кодекс. Главным итогом реформирования межбюджетных отношений стало разделение уровней бюджетной системы России с определением на постоянной основе для каждого ее уровня полномочий, доходов и расходных обязательств.
В 2005 г. Министерство финансов РФ разработало «Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и повышения качества управления общественными финансами в Российской Федерации на 2006-2008 годы».
В рамках второго направления реформирование бюджетного процесса началось с подготовки и утверждения Правительством РФ «Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации» от 6 марта 2005 г. № 118, а также с подготовки и одобрения Правительством РФ «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах» № 249 от 22 мая 2004 г. Этим же постановлением было утверждено «Положение о докладах, о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования».
Эта концепция и утвержденный Правительством РФ План мероприятий по ее реализации в 2004-2006 гг. предусматривает осуществление мероприятий по внедрению среднесрочного планирования и исполнения бюджета, ориентированных на результаты; введение новой бюджетной классификации и бюджетного учета; изменение процедур составления исполнительными органами и рассмотрения представительными органами власти проектов бюджетов.
В рамках третьего направления бюджетных реформ в ближайшее время предстоит решить задачи по оптимизации сети бюджетных учреждений, их реорганизации, внедрению новых форм их финансирования бюджетных расходов, ориентированных на результат. С этой целью правительство РФ в сентябре 2003 г. одобрило «Принципы реструктуризации бюджетного сектора».
3.Бюджетная классификация.
Единая бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В Федеральном законе «О бюджетной классификации» от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ отмечается, что бюджетная классификация включает:
классификацию доходов бюджетов РФ;
функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
классификацию видов государственных внешних долгов и государственных внешних активов РФ;
главных распорядителей средств федерального бюджета – администраторов поступлений в бюджеты РФ;
ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов РФ, классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификации видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов Федерации является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, при составлении консолидированных бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.
Законодательные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Ведомственная классификация бюджетов субъектов Федерации утверждается законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, местных бюджетов – решениями соответствующих органов местного самоуправления.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов является группировкой расходов, отражающей распределения бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом; перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов утверждается соответственно органами исполнительной власти субъекта Федерации и органом местного самоуправления.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, отражающей направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства; вторым уровнем – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов; третий уровень образует классификацию целевых статей расходов федерального бюджета. Она отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Четвертый уровень – это классификация видов расходов бюджета, которая детализирует направление финансирования расходов бюджета по целевым статьям.
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.
В функциональную классификацию расходов бюджетов РФ в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. № 174-ФЗ внесены изменения. В ней предусмотрено 11 разделов вместо 27, действующих до этой функциональной классификации. Существенной особенностью новой структуры является наличие раздела, объединяющего в себе расходы на реализацию функций общегосударственного характера. Структура подразделов функциональной классификации расходов построена по принципу выделения подфункций, дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.
Расходы на капитальные вложения (государственные инвестиции) из функциональной классификации включены в состав экономической классификации расходов; расходы на руководство и управление в установленной сфере деятельности (административные расходы) распределены по соответствующим разделам и подразделам функциональной классификации. Расходы в сфере науки разделены на расходы на фундаментальные исследования и расходы на прикладные научные исследования с включением расходов на прикладные научные исследования в соответствующие разделы функциональной классификации расходов.
Структура экономической классификации расходов приведена в соответствии с экономическим содержанием операций в секторе государственного управления.
3.1 Классификация расходов.
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования.
Основные этапы санкционирования следующие:
составления и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета);
утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителя и бюджетополучателей;
утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей;
принятие денежных обязательств бюджетополучателей;
подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.
Информация о работе Государственный бюджет России и государственный долг РФ