Государственный бюджет России и государственный долг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы «Государственный бюджет и государственный долг России». В курсовой работе подробно описан бюджет России, а также бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Государственный бюджет Российской Федерации ………………………….5
1.1 Функции государственного бюджета ………………………………………..5
1.2 Роль государственного бюджета ……………………………………………..6
2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации……..8
2.1 Уровни и принципы бюджетной системы РФ ……………………………..10
2.2 Реформирование бюджетной сферы в РФ………………………………….13
3. Бюджетная классификация……………………………………………………15
3.1 Классификация расходов РФ ……………………………………………….18
3.2 Классификация доходов РФ…………………………………………………21
4. Государственный долг России………………………………………………..24
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет.doc

— 398.50 Кб (Скачать)


АНО ВПО

ЦЕНТРОСОЮЗА РФ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория».

 

на тему: «Государственный бюджет России и государственный долг РФ».

 

 

 

 

                                                                                               Выполнила:

                                                                                               Студентка гр. ЭПс-08

                                                                                                Волкова М.Н.

 

 

                                                                                                Проверила:

                                                                                                Наумова О.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

2009


Содержание:

Введение……………………………………………………………………………3

1.      Государственный бюджет Российской Федерации ………………………….5

1.1 Функции государственного бюджета ………………………………………..5

1.2 Роль государственного бюджета ……………………………………………..6

2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации……..8

2.1 Уровни и принципы бюджетной системы РФ ……………………………..10

2.2 Реформирование бюджетной сферы в РФ………………………………….13

3. Бюджетная классификация……………………………………………………15

3.1 Классификация расходов РФ ……………………………………………….18

3.2 Классификация доходов РФ…………………………………………………21

4. Государственный долг России………………………………………………..24

Приложение

Список литературы

 


Введение

Тема данной курсовой работы «Государственный бюджет и государственный долг России». В курсовой работе подробно описан бюджет России, а также бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.

У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывает все уровни хозяйствования (федеральный, субъектов Российской

Федерации, местный).

Бюджетные отношения носят объективный характер. Это предопределено тем, что для осуществления государством его функций необходима материально-финансовая база. В руках государства ежегодно должно концентрироваться определённая доля национального дохода для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде страны. Конкретная величина этого фонда зависти от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях; решаемых обществом экономических и социальных задач. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет- это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет- это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это даёт возможность маневрировать ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, имея при этом одновременно ряд особенностей. К ним можно отнести следующее:

1.Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования её на удовлетворение потребностей всего общества и  отдельных его государственно-территориальных образований;

2. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами страны, сферами общественной деятельности;

3. Пропорции перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на конкретном этапе его экономического развития;

4.Область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением государственного бюджета по сравнению с другими финансовыми звеньями.


1.Государственный бюджет.

1.1 Функции государственного бюджета.

В последние годы стал преобладающим взгляд на государственный бюджет с позиции экономической сущности как на самостоятельную экономическую категорию. С позиции законодательного установления государственного бюджета он рассматривается как основной финансовый план государства.

Государственный бюджет с точки зрения экономической категории выполняет распределительную и контрольную функцию. Благодаря первой происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. С помощью второй функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределение бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Основными функциями государственного бюджета как основного финансового плана государства, утверждаемого законодательным органом власти, с экономико-законодательной точки зрения являются: перераспределение национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется до 40% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учётом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъёма экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

Через государственный бюджет, как известно, перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и, прежде всего федерального бюджета Российской Федерации.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства - авиастроение, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим, в частности, связанным с освоением космоса и защитой природной среды. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используется налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранений, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

В процессе бюджетного планирования и исполнение бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использование усиливается.

Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

На основе бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов.

 

1.2 Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества.

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью на основе бюджетного механизма государство, обеспечивая перераспределение национального дохода, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику- субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

На современном этапе хозяйствования, когда требуется повысить роль государства в регулировании экономических процессов, особенно важно сосредоточить вложения бюджетных средств в проекты, определяющие стратегическое направления развития экономики, создание необходимой производственной инфраструктуры. Через налоговую политику, бюджетное финансирование представляется возможным влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса. Совершенствование механизма бюджетного финансирования науки, государственной системы подготовки и переподготовки кадров для народного хозяйства, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и других подобных бюджетных мер позволяют стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство.

Важную роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

По мере развития рыночных отношений в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на новый, более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

Информация о работе Государственный бюджет России и государственный долг РФ