Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:29, курсовая работа
Тема данной курсовой работы «Государственный бюджет и государственный долг России». В курсовой работе подробно описан бюджет России, а также бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Государственный бюджет Российской Федерации ………………………….5
1.1 Функции государственного бюджета ………………………………………..5
1.2 Роль государственного бюджета ……………………………………………..6
2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации……..8
2.1 Уровни и принципы бюджетной системы РФ ……………………………..10
2.2 Реформирование бюджетной сферы в РФ………………………………….13
3. Бюджетная классификация……………………………………………………15
3.1 Классификация расходов РФ ……………………………………………….18
3.2 Классификация доходов РФ…………………………………………………21
4. Государственный долг России………………………………………………..24
Приложение
Список литературы
В условиях рыночной экономике государственный бюджет выступает одним из главных инструментов государства в проведение социально-экономического курса. Реализация его происходит посредством таких особых экономических форм, как доходы и расходы, выражающие последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.
Основные параметры бюджетной политики на современном этапе состоят в том, чтобы: удержать экономику от падения производства и обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо, прежде всего, принять неотложные меры к укреплению денежного обращения, национальной валюты как основы преодоления экономического кризиса. Только в условиях устойчиво функционирующего денежного обращения можно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма.
Для укрепления денежного обращения и финансового положения страны необходимо совершенствовать бюджетный механизм, обеспечить государственное регулирование денежной массы, дедолларизацию, приоритетное финансовое развитие реального сектора экономики, совершенствование деятельности банковской системы; стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличение доли накопления в национальном доходе; укрепить доходную базу бюджета за счёт совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов; усилить контроль за величиной государственного долга. Основными задачами бюджетной политики в среднесрочной перспективе являются: обеспечение полноценного финансирования социальной сферы, стимулирования инвестиционной активности, безусловного выполнения государством своих финансовых обязательств.
2.Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения.
Бюджетная система- это основная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В унитарных государствах бюджетная система включает два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней:
Государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;
Бюджетов членов федерации (штатов - в США, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в России);
Местные бюджеты.
В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах - не включается в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ образует понятии «консолидированный бюджет». Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Федерации. Консолидированный бюджет не утверждается законодательными органами власти. Схема консолидированного бюджета Российской Федерации представлена в приложение №1.
Исполнительные органы субъектов Федерации также составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть бюджетов субъектов Федерации должна состоять из собственных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
С 1 января 2005 года в соответствии с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ не предусмотрены регулирующие доходы. Согласно ст. 47 новой редакции Бюджетного кодекса всех уровней бюджетной системы формируется за счет собственных доходов, к которым относятся:
доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии бюджетным законодательством или законодательством о налогах и сборах;
неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ;
доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и/или региональных фондов компенсаций.
При таком подходе вряд ли логично относить в разряд собственных доходов бюджета, исходя из экономической природы, например, финансовую помощь, поступающую в различных формах из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, или поступления от федеральных или региональных налогов, по которым к тому же нередко меняются нормативы отчислений в бюджеты нижестоящего уровня.
В связи с этим для соблюдения логики в подходах к формированию доходной части регионов воспользуемся прежним выражением «регулирующие доходы»
Регулирующие доходы – средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, предусмотренных законодательством и при утверждении вышестоящего бюджета. В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2005 год» 100% налога на доходы физических лиц поступает в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; 100% НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, направляется в федеральный бюджет; 6,5% налога на прибыль предприятий и организаций поступает в федеральный бюджет, 17,5% - в бюджеты субъектов Федерации.
Основная часть налоговых доходов субъектов РФ и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов. По данным Минфина РФ, в 2001-2004 гг. на долю регулирующих доходов в консолидированных бюджетах субъектов РФ приходилось 55-60%.
Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В федеральном бюджете РФ на 2005 г. Были предусмотрены дотации на выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ (за счет образования Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ); субсидии субъектам РФ на финансирование строительство, реконструкцию и ремонт автодорог общего пользования и искусственных сооружений на них; субвенции закрытым административно-
В составе расходов федерального бюджета на 2005 г. Образованы фонд регионального развития, фонд компенсаций, фонд софинансированя социальных расходов и фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Субсидии и субвенции, выделяемые из этих фондов, направляются на обеспечение финансирования программ развития регионов, на финансирования текущих расходов по реализации федеральных законов по социальной защите инвалидов, ветеранов, участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других граждан; а также на активизацию процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов РФ, содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, на развитие социальной инфраструктуры, поддержку экономических реформ.
Из фонда софинансирования социальных расходов выделяемые средства направляются на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с решениями органов власти субъектов Федерации.
Механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором стал выступать целевой Фонд финансовой поддержки регионов, введен с 1994 г. Средства этого фонда распределяются для всех регионов по единому принципу. В 1994 г. Фонд формировался в размере 22% НДС (за счет его доли, поступавшей в федеральный бюджет), в 1995 г. – в размере 27% НДС. В 1996-1998 гг. фонд создавался за счет 15% общего размера налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением подоходного налога с физических лиц и ввозных таможенных пошлин. В 1999 и 2000 г. Он был образован в размере 14% налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением доходов от НДС и акцизов по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, таможенных пошлин и иных таможенных платежей.
В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете с 2001 г. Ежегодно образовывается Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР), основное предназначение, которого – выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности.
2.1 Уровни и принципы бюджетной системы Российской Федерации.
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2. бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. местных бюджетов.
В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает: 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
В составе федерального и территориальных бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В их числе дорожный, экологический фонды, фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охрана водных ресурсов и др.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Кроме федерального и территориальных бюджетов в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало, чем отличаются от бюджетных средств. До 1991 г. Они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. В бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ.
Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации. Функционирования бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах:
1. единство бюджетной системы;
2. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
3. самостоятельность бюджетов разных уровней;
4. полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
5. сбалансированность бюджета;
6. эффективность и экономность использования бюджетных средств;
7. общее покрытия расходов бюджета;
8. гласность;
9. достоверность бюджета;
10. адресность и целевой характер использования бюджетных средств;
1) Единство бюджетной системы – это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.
2) Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3) Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:
- право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
-наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
-право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
-право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
-недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
4) Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
5) Сбалансированность бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объемы предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Информация о работе Государственный бюджет России и государственный долг РФ