Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:29, курсовая работа
Тема данной курсовой работы «Государственный бюджет и государственный долг России». В курсовой работе подробно описан бюджет России, а также бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Государственный бюджет Российской Федерации ………………………….5
1.1 Функции государственного бюджета ………………………………………..5
1.2 Роль государственного бюджета ……………………………………………..6
2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации……..8
2.1 Уровни и принципы бюджетной системы РФ ……………………………..10
2.2 Реформирование бюджетной сферы в РФ………………………………….13
3. Бюджетная классификация……………………………………………………15
3.1 Классификация расходов РФ ……………………………………………….18
3.2 Классификация доходов РФ…………………………………………………21
4. Государственный долг России………………………………………………..24
Приложение
Список литературы
Исполнить бюджет по расходам – это значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью. Бюджетные ассигнования направляются распорядителям кредиторов. Распорядителем бюджетных средств является государственный орган, орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства между нижестоящими распорядителями средств и бюджетополучателями. Структура расходов на 2004-2005г. представлена в приложение №2.
По объему предоставленных прав они подразделяются на главных и нижестоящих. Главные – это руководители соответствующих министерств, агентств, управлений, департаментов. Они расходуют средства на осуществление централизованных мероприятий и соответствующих целевых программ, распределяют предоставленные средства между нижестоящими распорядителями кредитов. На уровне учреждения, организации, предприятия, получающих бюджетные ассигнования, ответственность за правильное, целевое, эффективное использование средств возложена на руководителя. Российские предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами (за исключением предприятий с иностранными инвестициями), могут получать из федерального бюджета средства на возвратной основе. Эти займы могут предоставляться через федеральные органы исполнительной власти; администрацию субъектов РФ; банки и другие российские юридические лица, являющиеся агентами Правительства РФ.
При предоставлении средств федерального бюджета может быть использована вексельная форма оформления задолженности. Плата за пользование средствами федерального бюджета, предоставляемыми на возвратной основе, и суммы их погашение вносятся в федеральный бюджет.
В процессе исполнения бюджета устанавливается строгий контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и безвозвратной основе. В частности, в действующем законодательстве предусмотрено, что:
за нецелевое использование предприятиями и организациями средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной и безвозвратной основе, взимается штраф в размере двойной ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в течение срока использования бюджетных средств не по целевому назначению. Средства, использованные не по целевому назначению, подлежат изъятию в федеральный бюджет;
за несвоевременный возврат средств федерального бюджета и использование не по целевому назначению сокращается или прекращается предоставление всех видов финансовой помощи, в том числе отсрочек и (или) рассрочек по уплате налогов и сборов в федеральный бюджет;
за просрочку уплаты основной суммы долга, а также процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате суммы долга и процентов за пользование средствами федерального бюджета;
возврат предоставленных на возвратной основе предприятиям и организациям средств федерального бюджета, а также платы за пользование этими средствами приравниваются к обязательным платежам в бюджет.
В случае снижения объемов поступлений доходов федерального бюджета или источников покрытия дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансирования расходов не более чем на 10% годовых назначений Правительство РФ вправе принять решение о введение режима сокращений расходов бюджета. При этом сокращение ассигнований не должно составлять более 10% годовых назначений по каждому главному распорядителю бюджетных средств, а также по каждому объекту, включенному в федеральную инвестиционную программу, федеральные целевые программы. В случае снижения поступлений доходов или источников покрытия дефицита федерального бюджета более чем на 10% годовых назначений Правительства РФ представляет в Государственную Думу проект федерального закона «Об изменениях и дополнениях в Закон о федеральном бюджете».
Средства, израсходованные получателями средств федерального бюджета незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от пользования ими, подлежат возмещению по предписаниям Счетной палаты РФ в течение одного месяца со дня выявления указанных нарушений.
Правительство РФ в соответствии с действующим законодательством представляет в Государственную Думу и одновременно в Счетную палату не позднее 1 июня текущего года отчет об исполнении федерального бюджета. Отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год представляется в Государственную Думу в соответствии со структурой закона и одновременно в структуре бюджетной классификации, утвержденной Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
Конкретная работа по составлению отчетов возложена на Министерство финансов РФ Федеральное казначейство, Федеральную налоговую службу и ее налоговые инспекции, Федеральную таможенную службу.
Для осуществления контроля за исполнение федерального бюджета Советом Федерации и Государственной Думы образована Счетная палата, состав и порядок деятельности которой определен законом.
3.2 Классификация доходов.
В соответствии с действующим законодательством все доходы бюджетов имеют четкое закрепление за тем или иным уровнем бюджетной системы.
Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъектов экономичесокй деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок по каждому виду налога, налоговой базы и от масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов. Например, составляющие почти треть доходов федерального бюджета таможенные платежи ранее значились в составе налоговых доходов, а теперь – в составе неналоговых и отнесены к доходам от внешнеэкономической деятельности государства.
Статьей 50 Бюджетного кодекса РФ определены не только состав налоговых доходов федерального бюджета, но и нормативы закрепления за ними этих доходов:
- налог на прибыль – 100% (по ставке 17,5%);
- доходы в виде дивидентов от государственных ценных бумаг – 100%;
- НДС – 100%;
- Акцизы на спирт из пищевого сырья – 50%;
- Акцизы на спирт из непищевого сырья – 100%;
- Акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо – 40%;
- Акцизы по подакцизным товарам, ввозимым та территорию РФ – 100%;
- Налог на добычу полезных ископаемых – 40%;
- Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашения о разделе продукции – 100%
- Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов – 70%;
- Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (внутренних водоемов) – 100%.
Впервые с января 2005г. нормативы закрепления доходов за федеральным бюджетом регламентированы Бюджетным кодексом РФ. До этого времени нормативы ежегодно утверждались во время утверждения закона о бюджете.
Федеральный бюджет ежегодно составляется исходя из возможностей поступления не только налоговых, но и неналоговых доходов. К неналоговым доходам относятся:
Доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, после уплаты от этих доходов соответствующих налогов и сборов – 100%
Часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающиеся после уплаты налогов, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
Лицензионные сборы на спирт – 100%;
Прочие лицензионные сборы -100%;
Плата за пользование лесным фондом при отпуске древесины на корню – 100%;
Плата за перевод лесных ресурсов в нелесные – 100%;
Плата за пользование водными объектами и водными биологическими ресурсами – 100%;
Консульский сбор – 100%;
Прибыль ЦБ РФ после уплаты налогов и обязательных платежей – по нормативам, установленным федеральными законами.
В настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные платежи, - неналоговые, в том числе и от продажи государственного имущества (приложение 3).
Основными факторами абсолютного роста доходов федерального бюджета являются увелечение добычи и экспорта нефти и газа, а также рост мировых цен на экспортируемую нефть (табл. 1).
Таблица 1. Добыча и экспорт нефти в 2000-2009 гг.
Показатели | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007* | 2008* | 2009* |
Добыча нефти, млн т. | 324 | 348 | 380 | 421 | 459 | 470 | 482 | 492 | 500 | 507 |
Темп роста, % | 106,2 | 107,4 | 109,2 | 110,8 | 109,0 | 102,4 | 102,6 | 102,1 | 101,6 | 101,4 |
Экспорт нефти, млн т. | 145 | 162 | 188 | 228 | 258 | 252 | 255 | 264 | 270 | 274 |
Темп роста, % | 107,4 | 111,7 | 116,0 | 121,3 | 113,0 | 97,7 | 101,2 | 103,5 | 102,3 | 101,5 |
*Прогнозные данные.
Однако при замедлении темпов добычи и экспорта нефти в ближайшие годы возможно снижение поступлений налога на добычу полезных ископаемых и вывозных таможенных пошлин. Наиболее активный рост поступлений будет обеспечен за счет роста сборов НДС, в среднем за 2007-2009 гг. реальные темпы роста составят 17,9%. В результате доля НДС в структуре доходов федерального бюджета к 2009 г возрастет до 40,5% по сравнению с 2006 г.
Проведение в среднесрочной перспективе активной соцаильной политики, повышение роли государства в стимулировании инвестиционного процесса и реализация национальных проектов потребует в среднесрочной перспективе поддержания расходов федерального бюджета на достаточно высоком уровне. Все это делает преждевременным дальнейшее снижение на период до 2009 г. ставок основных налогов.
Важным элементом совершенствования налогового администрирования механизмов трансфертного ценообразования в целях минимизации налогооблажения, а также борьба с уклонением от уплаты НДС. В настоящее время Россию по размеру налоговых ставок основных налогов можно отнести к странам с наиболее низким уровнем налогооблажения.
4. Государственный долг России.
Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг российской федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.
Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте.
В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Долговые обязательства Российский Федерации могут существовать в форме:
Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
Государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
Договоров о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
Переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам Российской Федерации и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования – 10 лет.
В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.
Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются, прежде всего, с кредитными организациями различного рода, как правило, коммерческим банкам. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальных образований. Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком, которые в качестве кредитных ресурсов использовал собственный средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанках РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями. Однако с принятием новой редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. №65-ФЗ «О центральном банке РФ (Банке России)». Центральный банк не вправе предоставлять кредиты на финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Информация о работе Государственный бюджет России и государственный долг РФ