Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:21, курсовая работа
Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.
Путем
бюджетного перераспределения валового
внутреннего продукта формируется
структура общественного
Управляя
бюджетным процессом, государство
выстраивает бюджетные
Однако как в теории, так и в практике формирования бюджета возникает ряд проблем, решение которых позволило бы усилить его воздействие на выход страны из затянувшегося кризиса.
В
современной экономической
Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу.
Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния страны. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита. Такая роль доходов государственного бюджета в жизни общества и государства обуславливает необходимость совершенствование методологии их формирования и прогнозирования разработки новых подходов в этом направлении.
Важным источниками бюджетов социалистических стран являлись и привлеченные средства: займы, остатки вкладов населения в сберегательном банке. Широко использовались для скрытия дефицита кредитные ресурсы и эмиссия денег. Не случайно официальная статистика отрицала наличие бюджетного дефицита (исключение - первые годы ВОВ) и даже показывало постоянное повышение доходов над расходами, Впервые недостаток доходных источников для покрытия расходов Государственного бюджета СССР был признан лишь в 1989г.
До 1991г. бюджет Республики Беларусь был частью бюджета СССР. Но так как первый самостоятельный бюджет на 1991г. был составлен до признания суверенитета республики, то предполагалось отношение с союзным бюджетом (22% налога на прибыль, 30% налога с продаж). Особенностями первого бюджета становится то, что главное назначение бюджета - обеспечение функций государства РБ; в казну РБ начали зачисляться налог с оборота и подоходной налог с населения; появился чрезвычайный налог, налог на импорт, экспорт; также в бюджет стали поступать средства от выкупа акционерами государственной собственности и часть ресурсов фонда государственного страхования.
Единой терминологии в отношении бюджета до настоящего времени не выработано. Термин "бюджет" в монографиях, учебных пособиях, научных статьях, а также законодательных актах используется для обозначения различных по своей сути объектов.
Так, в совместном труде A.M. Александрова и Э.А. Вознесенского "Финансы социализма" бюджет рассматривается одновременно как категория", как "финансовая категория", как "фактор реализации действия объективных экономических законов социализма" и как "основной финансовый план".
А.Ю. Казак в своей книге "Финансы и Кредит" рассматривает бюджет как "совокупность денежных отношений, как основной финансовый план," и как важнейший финансовый регулятор...".
В учебном пособии "Государственный бюджет" под редакцией М.И. Ткачук бюджетом называется "...основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств".
В "Основах теории финансов" под редакцией Л.А. Дробозиной бюджет рассматривается как "основной централизованный фонд денежных средств".
В.
С. Павлов определяет бюджет как "основную
экономическую форму
Наиболее точным определением бюджета является приведенное Т.В. Сорокиной в книге "Бюджетный процесс Республики Беларусь": "Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета".
Что касается законодательных актов, то в них еще более игнорируется природа бюджетных отношений.
Закон
Республики Беларусь "О бюджетной
системе Республики Беларусь и государственных
внебюджетных фондах"
в разделе "Основные
термины и определения"
представляет бюджет
как "основной
финансовый план формирования
и использования денежных средств для
обеспечения функций государственных
органов, экономического и социального
развития Республики Беларусь или соответствующих
административно-
Таким
образом, в различных источниках под бюджетом
понимается финансовый план государства,
форма образования и расходования денежных
средств, фонд денежных средств либо система
или совокупность денежных отношений,
фактор реализации экономических законов
и др.
Учение
о государственном бюджете
Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития не как финансовая категория, а в виде особой системы общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов. Трансформация бюджета в финансовую категорию происходила постепенно с развитием государства и товарно-денежных отношений. Это было естественно, поскольку "в условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, т.к. в указанных формациях господствовали натуральные отношения". Изначально формирование бюджетного фонда связано с объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей посредством государства.
Процесс трансформации бюджета в финансовую категорию происходил одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений этих условиях бюджет формируется как фонд денежных средств.
Итак,
существование бюджетных
В то же время, выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль по удовлетворению общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в объективно функционирующих специфических денежных отношениях, складывающихся у государства с предприятиями, организациями и населением.
В экономической литературе принадлежность бюджета к финансовой категории не оспаривается, однако единого определения его сущности нет. Причину этого следует искать, прежде всего, в том, что в финансовой науке не выработаны единые подходы к толкованию сущности финансов, сферы действия финансовых отношений.
Непосредственно финансовые отношения не являются объектом нашего исследования, но для более глубокого раскрытия природы бюджета считаем необходимым определить специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений.
К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, а также тот факт, что бюджетные отношения носят вторичный, перераспределительный характер. Они участвуют в перераспределении главным образом чистого дохода путем изъятия части его в виде налогов и неналоговых платежей для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий. Однако для понятия специфики бюджетных отношений требуется более глубокая характеристика их сущностных особенностей:
Учет специфики, отмеченных выше сущностных особенностей бюджетных отношений должен находить отражение в определении бюджета. Между тем, как отмечалось выше, существует множество противоречий по поводу понятия "бюджет". Но особый акцент, который часто делается в понимании бюджета как финансового плана государства, формы образования и расходования денежных средств, фонда денежных средств и др., больше ориентирован на внешнюю его сущность. В частности, в процессе своего функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде, но бюджетный фонд выступает лишь как материальная форма, а не сущностное выражение бюджета.
Бюджетный план является организационной формой воплощения бюджетных отношений и принимает силу закона. В бюджетном плане отражаются доходы государства, направления, и пропорции распределения решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный финансовый период (год), размер дефицита бюджета, основные направления финансовой политики страны.
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетного плана соответствуют этапам бюджетного процесса и регламентируются законодательством. Утвержденный бюджетный план принимает силу закона. В ходе его исполнения формируется бюджетный фонд.
Устанавливаемые
в бюджетном плане
Вместе с тем, отражая реальное движение бюджетных ресурсов и происходящие экономические процессы через систему показателей по доходам и расходам государства, бюджет объективно выполняет контрольную функцию, "предупреждая" о нежелательных тенденциях с целью своевременного корректирования бюджетной политики.
Бюджетные взаимоотношения после утверждения бюджетного плана как закона страны принимают форму государственных обязательств. Поэтому предусмотренные в нем принципы формирования доходов, цели и объекты финансирования становятся выражением финансовой политики государства и являются обязательными для всех субъектов, вовлеченных в бюджетный процесс.