Государственный бюджет как ядро финансовой системы и проблемы его сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

     Правительство в своей деятельности стремится  к тому, чтобы доходная часть бюджета  равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2.3. Расходная часть государственного бюджета и её состав 

     Расходование  государственного бюджета - это экономические  отношения, которые возникают в  процессе распределения бюджетных  средств на нужды хозяйства и  на выполнение функций государства. Расходы правительства представляются в самом общем виде как сумма правительственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей. Правительственные закупки включают, например, закупку оружия, разнообразное строительство, оплату услуг судей, учителей, пожарных и т. д. Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению пособий ветеранам. Чаще всего правительственные закупки называют истощающими расходами, так как они непосредственно поглощают или используют ресурсы. Трансферты же являются не истощаемыми, так как они не поглощают ресурсы, не связаны с производством. В то же время и трансферты и закупки оказывают влияние на распределение ресурсов. Если через правительственные закупки общество перераспределяет ресурсы от частного потребления к общественному, то через трансферты правительство лишь изменяет структуру потребления товаров частного сектора и не оказывает влияния на увеличение общественного потребления за счет личного; нужно отметить, что в результате этого государственное вмешательство в экономику будет эффективнее при помощи изменения объема правительственных закупок, нежели трансфертов.

     Бюджетные расходы можно классифицировать по различным принципам: по их роли в воспроизводстве (расходы, направляющиеся в сферу материального производства и на развитие сферы услуг); по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, образование, здравоохранение); целевому назначению (капитальные вложения, дотации, расходы на заработную плату); общественному назначению.

     С учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться на нужды всего хозяйства, на социально - культурные мероприятия, на оборону, управление. В общей сумме расходов на хозяйство большую часть составляет финансирование из бюджета наиболее важных и крупных экономических программ. Так, за счет бюджетных ассигнований финансируются приоритетные программы, ориентированные на развитие ключевых отраслей экономики, на решение настоятельных социально-бытовой инфраструктуры.

     Значительные  бюджетные средства, расходуемые  на осуществление социально - культурных мероприятий, направлены на то, чтобы  развивать образование, поддерживать культуру, обеспечивать медицинское обслуживание населения и повышать социальное обеспечение тех слоев населения, которые в этом нуждаются. Изобразим схематически структуру бюджета по расходам. 

     
     Расходы Удельный вес, %
     На  здравоохранение, образование, пособия, субсидии региональным властям на эти цели        
     50
 
     На поддержание  конъюнктуры и экономический  рост: инвестиций в инфраструктуру, дотации фирмам, расходы на развитие аграрного сектора экономики, осуществление  целевых программ и планов
     15      
     На  оборону      12
     На материальное обеспечение внешней политики,

     содержание  дипломатических служб, займы иностранным  государствам

     3
     Содержание  аппаратов государства      10
     Платежи по государственному долгу      8
     Прочие расходы      2
 

                Рис. 2. Структура бюджета РФ по расходам. 

     В расходах бюджета на оборону основное место занимают закупки вооружения и военной техники, затраты на текущее содержание вооруженных  сил, финансирование научно - исследовательских  и конструкторских работ и  на военное строительство.

     Что касается расходов на управление, то они необходимы в связи с тем, что государство выполняет важные хозяйственно - организаторские функции и должно обеспечивать управленческую деятельность.

     В условиях создания рыночной экономики  проявилась насущная необходимость  отказа от ранее использовавшихся административно-командных методов управления средствами, ассигнованными из бюджета. В этой связи приняты меры к сокращению бюджетного дотирования заведомо убыточных и низко рентабельных предприятий, последовательному отказу от применявшихся ранее методов финансирования отдельных предприятий. Теперь бюджетные ассигнования в основном направляются на осуществление целевых комплексных программ. Увеличены ассигнования средств на затраты по структурной перестройке и совершенствованию территориальной структуры производства.

     Таким образом, большинство государственных  фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных  посадок, водоохраны и др. 
 

    2.2.4. Экономическая природа дефицита бюджета. Методы регулирования дефицита бюджета 

     Стабилизационная  политика сводится к манипулированию  государственным бюджетом и изменению  предложения денег, то её осуществление  непосредственно влияет на размеры  бюджетного дефицита и государственного долга.

     В тех случаях, когда имеющиеся  у бюджета доходы недостаточны для осуществления необходимых расходов, возникает бюджетный дефицит. Проще говоря, бюджетный дефицит - это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком - то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложения в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

     Если  возникает временный бюджетный  дефицит, имеются перспективы его  преодоления, и он не составляет большого удельного веса по отношению к  стоимости валового внутреннего  продукта, его не следует считать  исключительным событием. Но в тех  случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике - её развал, неэффективность финансовых связей, - тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.

     Основные  причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в условиях перехода к рыночной экономике в России - это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, не внесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства. В связи с этим в середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП.

     При анализе взаимозависимости между стабилизационной политикой государства и состоянием его бюджета различают две составляющие бюджетного дефицита: структурный дефицит и циклический дефицит.

     Под структурным дефицитом подразумевается  разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

     Циклический дефицит есть разность между фактическим  дефицитом и структурным дефицитом.

     Во  время спада к структурному дефициту добавляется циклический, во время бума структурный дефицит уменьшается на абсолютную величину циклического. Фактически дефицит во время спада больше, а во время бума меньше структурного дефицита.

     Структурный дефицит является следствием экспансионистской  дискреционной фискальной политики государства, а циклический дефицит есть результат действия встроенных стабилизаторов.

     Из  проведенного анализа следует, что  по размеру наблюдаемого дефицита нельзя судить о том, насколько активно  правительство проводит фискальную политику. Во время спада дефицит может свидетельствовать о недостаточном объеме государственных расходов: возможно, что их увеличение привело бы к росту реального национального дохода и сокращению дефицита.

     Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.

     В целях покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные  формы государственного кредита, как внутреннего, так и внешнего. Но если прибегать к чрезмерному использованию кредита Центрального банка, когда у последнего нет ресурсов для кредитования, кроме как увеличение выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет приводить лишь к усилению инфляции и реальных положительных изменений в экономике не даст. Использование же в качестве кредита денежных средств, получаемых от населения, предприятий, в виде выручки от продажи государственных облигаций, представляющих обязательство выплатить владельцу в определенный момент в будущем определенную сумму денег, приводит к порочному кругу, увеличивая при погашении облигаций и выплате процентов и без того большой дефицит. Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом.

     Постоянный бюджетный дефицит, вызывая рост государственного долга, может иметь самые серьезные последствия для развития экономики. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремится уменьшить дефицит бюджета. Практика принятия бюджетов показывает, что «разгрузка» бюджета осуществляется за счет широких слоев населения страны. Обычно «урезаются» социальные ассигнования на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение.

     Государственный долг - это бремя, осложняющее нормальное функционирование экономики. Рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки акций промышленных компаний или кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство. Если сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга снижает долю акционерного капитала относительно его потенциальной величины. В силу того, что в экономике предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение сбережений приводит к снижению инвестиций, а, следовательно, к снижению уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные выплаты государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что приводит опять-таки к снижению ВНП либо к увеличению дальнейшего долга.

     Например, в целях подавления инфляции в  России власти отказались от финансирования бюджетного дефицита за счет первичной  кредитной эмиссии Центрального банка. Более того, правительство начало возвращать Центральному банку ранее полученные кредиты путем ежемесячных выплат. Это привело к резкому росту государственного долга, и в результате затраты по его обслуживанию стали сопоставимы с государственными расходами на оборону и здравоохранение.

     Так как по абсолютной величине долга нельзя определить велика или мала государственная задолженность, то за динамикой государственного долга следят по его доле в национальном доходе.

     Государственная задолженность уменьшается в двух случаях: когда образовывается первичный бюджетный избыток и когда темп прироста реального национального дохода превышает реальную ставку процента.

     Преодоление бюджетного дефицита, прежде всего, должно опираться на развитие производства, не обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства.

Информация о работе Государственный бюджет как ядро финансовой системы и проблемы его сбалансированности