Государственный бюджет как ядро финансовой системы и проблемы его сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

     Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь.

     Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

     Состав  и размеры части республиканских  налогов и других обязательных платежей, зачисляемых в бюджеты областей и города Минска, устанавливаются ежегодно в законе о бюджете Республики Беларусь на предстоящий финансовый (бюджетный) год.

     Распределение части республиканских налогов  и других обязательных платежей между  областными бюджетами и бюджетами  районов и городов областного подчинения осуществляется областными Советами депутатов.

     Распределение части республиканских налогов  и других обязательных платежей между  районными бюджетами, бюджетами  городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов осуществляется районными Советами депутатов.

     Местные Советы депутатов самостоятельно в  пределах своих полномочий определяют направления использования средств  местных бюджетов, за исключением  переданных им из вышестоящего бюджета  финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение.

     В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные  фонды, размеры которых определяются соответствующими местными Советами депутатов.

     Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся  у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

     В местных бюджетах предусматриваются суммы, необходимые для возврата заемных средств (ссуд) и выплаты процентов по ним.

     Каждый  местный Совет депутатов самостоятельно формирует свой бюджет, базируясь  на:

  • закрепленных источниках доходов;
  • нормативах отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей, установленных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и решениями местных Советов депутатов для соответствующих бюджетов;
  • дополнительных источниках, установленных местными Советами депутатов;
  • суммах дотаций, субвенций и субсидий, получаемых из вышестоящих бюджетов;
  • потребности в расходах на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию.

     Порядок и сроки составления местных  бюджетов устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами. Составление местных бюджетов производится местными финансовыми органами (бюджетов городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов - исполнительными и распорядительными органами) на основании прогнозных показателей по доходам и расходам местных бюджетов и получаемых соответственно от Министерства финансов или вышестоящих исполнительных и распорядительных органов прогнозных расчетных показателей, принятых для определения нормативов отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в эти бюджеты, сумм дотаций.

     Составленные  проекты местных бюджетов вносятся для рассмотрения в соответствующие  местные исполнительные и распорядительные органы. Одновременно представляются предложения о нормативах отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты.

     Исполнительные  и распорядительные органы рассматривают  проекты местных бюджетов (областного, районного, городского бюджета, бюджета  поселка городского типа и сельсовета) и нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты и представляют соответствующим местным Советам депутатов:

  • проект местного бюджета с выделением доходов и расходов в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
  • предложения о нормативах отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты и о размере оборотной кассовой наличности по бюджету;
  • проект решения местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год;
  • прогноз консолидированного бюджета административно-территориальной единицы.

     В утвержденном местным Советом депутатов  бюджете устанавливаются:

  • доходы местного бюджета в общей сумме и по видам налогов и других обязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
  • расходы местного бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь и по ведомственной бюджетной классификации;
  • превышение доходов над расходами бюджета или расходов над доходами бюджета (дефицит бюджета), источники финансирования дефицита бюджета;
  • размеры резервных и целевых бюджетных фондов, а также размер оборотной кассовой наличности;
  • размер дефицита нижестоящего бюджета в пределах уровня, утвержденного вышестоящим местным Советом депутатов;
  • нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты.

       Местные исполнительные и распорядительные  органы, местные финансовые и  налоговые органы организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.

     Местные бюджеты исполняются в соответствии с бюджетной росписью, которая  составляется местными финансовыми органами или соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами согласно утвержденному бюджету.

     Исполнительные  и распорядительные органы городов  с районным делением могут предоставлять  право исполнения городского бюджета в части финансирования бюджетных учреждений и организаций, расположенных на территории районов в городе, местным администрациям районов в соответствии со сметами расходов, утвержденными в установленном порядке.

     В случае временных кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов по ходатайствам местных исполнительных и распорядительных органов могут быть выданы процентные и беспроцентные ссуды из областных и районных бюджетов соответствующим исполнительным и распорядительным органам. Возврат полученных заемных средств (ссуд) производится в пределах текущего финансового (бюджетного) года.

     Контроль  за исполнением местных бюджетов осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами вышестоящего уровня. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению производится местными финансовыми и налоговыми органами.

     Отчет об исполнении областного бюджета, бюджета города Минска, районного, городского (города областного подчинения) бюджета составляется местными финансовыми органами и представляется соответствующему местному исполнительному и распорядительному органу. Отчет об исполнении бюджета города районного подчинения, поселка городского типа и сельсовета составляется соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются соответствующему вышестоящему финансовому органу.

     Отчеты  об исполнении местных бюджетов представляются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в установленные ими сроки. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении местного бюджета производятся местным Советом депутатов в установленном порядке.

     Отчет об исполнении местного бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год утверждается одновременно с проектом местного бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год.

     Отчет об исполнении местного бюджета в  объеме показателей, принятых при утверждении  бюджета, публикуется в печати в соответствии со статьей 11 настоящего Закона.

     Кроме вышесказанного следует отметить, что  исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с Постановлением министерства Финансов Республики Беларусь от 6 июня 2000г. № 72 «Об утверждении положения о порядке исполнения местных бюджетов через территориальные органы казначейства».

     Постановлением  предусмотрено, что:

  1. Исполнение местных бюджетов по расходам через территориальные органы государственного казначейства предусматривает:

     1.1. расходование предприятиями, учреждениями и организациями (далее - распорядители средств) средств местных бюджетов через территориальные органы государственного казначейства (далее - органы казначейства), к которым относятся управления государственного казначейства по областям и г. Минску и их отделения и представительства в городах и районах;

     1.2. получение оперативной информации  по:

  • расходованию средств местных бюджетов, в том числе и по распорядителям средств;
  • предъявленным к счетам местных бюджетов заявкам распорядителей средств на получение бюджетных средств;

     1.3. контроль за:

  • использованием средств местных бюджетов посредством предварительного контроля первичных документов, предъявленных к оплате распорядителями средств в органы казначейства;
  • наличием остатков бюджетных средств на счетах распорядителей средств.
 
 

     3.2.3. Проблемы бюджетного дефицита, управление им 

     В том случае, если расходы бюджета  равны доходам, бюджет считается сбалансированным; когда расходы превышают доходы — имеет место дефицит государственного бюджета и, наконец, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета.

     При существующем уровне государственных расходов и ставке налогообложения размер бюджетного дефицита или излишка зависит от уровня доходов. Чем выше уровень доходов, тем меньше дефицит, или тем больше положительное сальдо бюджета.

     Бюджетный дефицит — это сумма, на которую  расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат).

     В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 4—5 % от ВНП считается нормальным явлением.

     Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит» бюджета. Их применение объясняется тем, что реальные уровни поступлений в бюджет и расходов в значительной степени зависят от стадии делового цикла, в котором пребывает экономическая система. Дефицит бюджета возрастает в периоды спада, так как государственные доходы от налоговых поступлений снижаются, а объемы трансфертных платежей увеличиваются. Во время подъема экономики возникает противоположная ситуация.

     В определенной мере дефицит государственного бюджета может быть обусловлен проводимой фискальной (бюджетно-налоговой) политикой. Поэтому необходимо различать изменения в бюджете, происходящие под воздействием дискреционной фискальной политики, от изменений в результате колебаний экономической системы в ходе делового цикла. Для этого производится расчет федеральных доходов или бюджетного дефицита при естественном уровне безработицы, принимаемом за 6 %.

     Структурный дефицит — это дефицит государственного бюджета при естественном уровне безработицы. Такой дефицит варьируется в абсолютном выражении в зависимости от налогово-бюджетной политики.

Информация о работе Государственный бюджет как ядро финансовой системы и проблемы его сбалансированности