Государственный бюджет как ядро финансовой системы и проблемы его сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

     Циклический дефицит представляет собой разность между реальным и структурным  дефицитом. Когда уровень безработицы  превышает естественный, величина циклического дефицита становится положительной, так как реально наблюдаемый дефицит превышает структурный. При снижении уровня безработицы ниже этой отметки реальный дефицит государственного бюджета становится меньше, а циклический имеет в этом случае отрицательное значение. Изменения абсолютной величины циклического дефицита отражают подвижки в структуре налогов и государственных затрат, которые происходят автоматически по мере того, как уровень реального объема производства, безработицы и инфляции колеблется в зависимости от фазы экономического цикла.

     Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования государственных расходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним, среди которых можно выделить кредитование Центральным банком; государства в лице Министерства финансов, кредитование небанковским сектором, привлечение внешних источников финансирования, денежную эмиссию.

     Выделяют  три концепции регулирования  бюджета:

  1. концепция ежегодно балансируемых бюджетов, в соответствии с которой исключается фискальная деятельность государства как антициклическая, стабилизирующая сила. Балансирование осуществляется с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов;
  2. концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет. При этом бюджет балансируется не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Так, в период спада правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, что ведет к дефициту бюджета. В период экономического роста правительство принимает противоположные меры, используя положительное сальдо бюджета для возмещения предыдущего дефицита;
  3. концепция функциональных финансов, в соответствии с которой основной целью государственных финансов является стабилизация экономики, а проблемы, порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение. Это обосновывается тем, что в периоды подъема поступления в бюджет увеличиваются автоматически, следовательно, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться.

     Статистические  данные свидетельствуют, что в 90-е  годы для большинства и развитых, и развивающихся, и государств с переходной экономикой был характерен бюджетный кризис. Наиболее быстро он нарастал в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии.

     В целом достичь сбалансированности бюджета, а в отдельные годы сводить бюджет с профицитом удавалось таким государствам, как Люксембург, Сингапур, Южная Корея, Латвия, Эстония, Словения и др. Ботсвана, являющаяся лидером по темпам экономического роста (в течение последних 10 лет ежегодные темпы роста общественного производства составляют в этой стране 7,6 %), превосходит многие страны по размерам профицита, который колеблется от 6,4 до 22,6 % к ВВП.

     Большинство развитых стран финансируют дефицит  бюджета с помощью неэмиссионных источников, регулируя доходы и расходы. Поэтому величина чистого денежного кредита центральному правительству у них небольшая. В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, где финансовые рынки недостаточно развиты, значительные размеры дефицита отражают эмиссионный характер финансирования бюджета. Самые высокие размеры дефицита в России, Армении, Аргентине, Бразилии и др.

     Государственный долг — это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков.

     В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены  займы и другие платежные средства, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения — капитальный и текущий долги.

     Внешний государственный долг — это задолженность  страны государствам, физическим и  юридическим лицам других стран. Он отличается от «иностранного долга» тем, что внешний долг — это сумма, которую государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Наличие внешнего долга ведет к потере части национального продукта и падению престижа страны.

     Внутренний  долг — это задолженность государства физическим и юридическим лицам внутри страны.

     Экономические последствия государственного долга  многообразны. Во-первых, он сокращает запас капитала в экономике. Отвлечение капитала для приобретения облигаций и векселей ведет к уменьшению акционерного капитала. Это означает сокращение выпуска продукции и падение уровня жизни в будущем. Во-вторых, процентные платежи по государственному долгу обременительны для населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег. В-третьих, выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев.

     Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Это объясняется  тем, что государственные займы  являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует профицит бюджета, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, погасить свой долг. Но в любом случае долги правительства покрываются налогоплательщиками. 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Республика Беларусь вступила в XXI век в условиях переходной экономики и развития рыночных отношений. Государству предстоит адаптировать к рыночному механизму систему общегосударственных финансов с учетом усиления роли бюджетных методов регулирования общественных процессов.

     На  основе комплексного и многостороннего исследования организации доходов бюджета и исполнения бюджета можно наметить основные направления развития бюджета в перспективе. Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами cовременной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования. В частности, в области формирования доходов можно предложить следующее:

  1. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования,  обеспечивающих   многовариантность   расчетов   на   основе экономико-математических   методов   и   моделирования, выбор оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета; повышение   обоснованности   макроэкономических   показателей   как основы планирования доходов бюджета.
  2. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения; разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения.
  3. Реструктуризация   доходов   бюджета (оптимальное сочетание  прямых  и  косвенных налогов,  налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов); усиление роли рыночных источников в формировании    доходов    бюджета    (поступлений    средств    от приватизации государственной  собственности,  продажи  принадлежащих  государству акций, налогов на собственность и др.).
  4. Совершенствование налогового планирования; оптимизация налоговой нагрузки.
  5. Постепенная ликвидация целевых бюджетных фондов (кроме фондов социальной    направленности),    формирование    интегрированной    структуры бюджета.
  6. Реформирование механизма перераспределения бюджетных ресурсов через систему трансфертов из фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц.
  7. Укрепление   и   развитие   законодательных   основ   налогообложения, включая разграничение полномочий различных ветвей власти в регулировании обложения налогами.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Баранов Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации / Л. Г. Баранов, О. В. Врублевская. - Инфра М., 1997.
  2. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы / С. В. Галицкая. - М., 2002.
  3. Гупник В.П. Механизм регулирования экономики в Германии: как он функционирует и чему учит / В. П. Гупник. - М., 1995.
  4. Дробозина Л.А. Общая теория финансов / Л. А. Дробозина. - М., 1995.- 312с.
  5. Дробозина Л.А. Основы теории финансов / Л.А. Дробозина.- М., 1995.- 255с.
  6. Енин Ю.И. Система бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в Республике Беларусь / Ю.И. Енин. - Мн., 1999. - 99с.
  7. Казак А.Ю. Финансы / А. Ю. Казак, Л. И. Сергеев. - СПб, 2000.
  8. Ковалев В.В. Финансы / В. В. Ковалев. - М., 2003.
  9. Красавина Л.Н. Денежное обращение и кредит / Л. Н. Красавина. - М., 1995.
  10. Леонтьев В.Е. Финансы. Деньги, кредит и банки / В. Е. Леонтьев. - М., 2003.
  11. Лобкович Э.И. Экономическая теория: системный курс / Э.И. Лобкович. - Мн., 2000.
  12. Макконнелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. в 2 т.: Пер. с англ. т. 1. М., 1996.
  13. Попов  Е.М. Налоги   и   налогообложение  в  Республике  Беларусь / Е. М. Попов. - Гомель, 1997. - 301с.
  14. Райзберг Б.А. Курс экономики. Учебник / Б. А. Райзберг. – Инфра. М , 1997г.
  15. Романовский М.В. Финансы. Денежное обращение и кредит /М. В. Романовский. - М., 2001.
  16. Русакевич В.В. Государственное управление: политика в действии / В. В. Русакевич и др. - Мн., 2000.
  17. Сидорович А.В. Курс экономической теории /А. В. Сидорович. - М., 2001г.
  18. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс Республики Беларусь / Т.В. Сорокина. - Мн., 2000.
  19. Ламперт Хайнц Социальная рыночная экономика / Л. Хайнц. - М., 1993.
  20. Ткачук М.И. Государственный бюджет: учебное пособие / М. И. Ткачук. -Мн., 1995. - 240с.
  21. Федосова В.М. Государственные финансы. Учебное пособие для студентов экон. вузов и фак. /В. М. Федосова, С. Я. Огородник и др. - К., 1996.
  22. Шмарловская Г.А. Теория налогов: закономерности формирования и государственного регулирования / Г. А. Шмарловская. - Мн., 1996 - 136с.

Информация о работе Государственный бюджет как ядро финансовой системы и проблемы его сбалансированности