Государственный бюджет как ядро финансовой системы и проблемы его сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

     Предположим, что увеличение правительственных  расходов финансируется за счет увеличения государственного долга. В этом случае правительство выходит на денежный рынок и конкурирует за средства с частными заемщиками. При данном предложении денег этот прирост спроса на деньги подтолкнет вверх ставку процента, которая, конечно, является ценой, уплачиваемой за использование денег.

     Следует отметить способы финансирования дефицита бюджета:

  • кредитно – денежная эмиссия. Если государственные расходы дефицитного бюджета формируются за счет выпуска денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов;
  • выпуск займов. Если правительство размещает свои займы на денежном рынке, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос на средства вызывает рост равновесного уровня процентной ставки, и правительственное заимствование, таким образом, будет выталкивать некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы;
  • увеличение налоговых поступлений в бюджет.

     Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем  изменения направления бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов являются сокращения избыточных военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. БЮДЖЕТ  И ПРОБЛЕМА ЕГО  СБАЛАНСИРОВАННОСТИ В            РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 

     3.1.  Бюджетное устройство Республики Беларусь 

     Основные  понятия и определения, связанные  с бюджетным процессом и бюджетным  устройством Республики Беларусь изложены в Законе Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. N 2347-XII  «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.1998 N 192-З).

     В соответствии с гл. 2 вышеназванного Закона можно выделить следующие понятия:

     бюджет - основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов);

     вышестоящий бюджет - бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы;

     нижестоящий бюджет - бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы;

     бюджетное планирование - определение объема бюджета, его доходной и расходной частей на основе прогнозов показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц;

     бюджетное регулирование - перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности;

     бюджетная роспись - поквартальное распределение доходов и расходов бюджета, источников покрытия дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией;

     регулирующие  доходы - республиканские налоги, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета;

     защищенные  статьи - установленные законодательством статьи текущих расходов экономической (предметной) бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру или блокированию;

     секвестр - пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета;

     блокирование - временная приостановка финансирования по отдельным незащищенным статьям расходов бюджета;

     заёмные средства (ссуды) - временно заимствованные средства из республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, кредиты Национального банка Республики Беларусь, иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;

     дотация - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств;

     субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели;

     субсидия - денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия.

     Кроме этого в Законе определены основы бюджетного устройства Республики Беларусь.

     Бюджетное устройство - организация бюджетной  системы и принципы ее построения.

     Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной  системы, полноты, реальности, гласности  и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь.

     В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.

     Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей  административно-территориальной единицы.

     Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных  на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).

     Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный  бюджет области (бюджет области).

     Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

     Министерство  финансов Республики Беларусь и местные  финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

     В случае введения в установленном  порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться  чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

     Единство  бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

     Единство  бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

     Полнота бюджетов обеспечивается включением в  них всех налогов, определенных законодательством  Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

     Реальность  бюджетов обеспечивается финансированием  расходов исходя из объема реально  поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

     Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

     Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.

     Самостоятельность бюджетов как части бюджетной  системы заключается в том, что  утверждение республиканского бюджета  осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. 
 
 
 
 
 
 

     3.1.1. Доходы бюджетов 

     Доходы  бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     Установление  на всей территории Республики Беларусь республиканских налогов производится актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

     Местные Советы депутатов вправе устанавливать  зачисляемые в их бюджеты местные  налоги и другие обязательные платежи  в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     К собственным источникам доходов  бюджета относятся:

  • источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;
  • дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные  средства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.1.2. Расходы бюджетов и оборотная кассовая наличность 

     Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

     В бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год в соответствии с  принятыми ранее обязательствами  предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов  по государственному долгу, погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты.

     В составе республиканского и местных  бюджетов создаются резервные и  целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.

Информация о работе Государственный бюджет как ядро финансовой системы и проблемы его сбалансированности