Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:21, курсовая работа
Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу.
Предположим, что увеличение правительственных расходов финансируется за счет увеличения государственного долга. В этом случае правительство выходит на денежный рынок и конкурирует за средства с частными заемщиками. При данном предложении денег этот прирост спроса на деньги подтолкнет вверх ставку процента, которая, конечно, является ценой, уплачиваемой за использование денег.
Следует отметить способы финансирования дефицита бюджета:
Что
касается сокращения расходов бюджета,
то оно может быть достигнуто путем
изменения направления бюджетных средств,
использования только целевых финансовых
льгот и санкций, которые позволяют учитывать
условия различных производителей. Важными
путями уменьшения расходов являются
сокращения избыточных военных и других
затрат, финансирование лишь важнейших
социальных программ, недопущение осуществления
за счет бюджета мероприятий, не имеющих
реальной финансовой базы. Не исключается
привлечение в страну иностранного капитала
в целях модернизации производства, снижения
затрат и сокращения на этой основе бюджетных
расходов.
3.1.
Бюджетное устройство
Республики Беларусь
Основные
понятия и определения, связанные
с бюджетным процессом и
В соответствии с гл. 2 вышеназванного Закона можно выделить следующие понятия:
бюджет
- основной финансовый план формирования
и использования денежных средств для
обеспечения функций государственных
органов, экономического и социального
развития Республики Беларусь или соответствующих
административно-
вышестоящий
бюджет - бюджет вышестоящей административно-
нижестоящий
бюджет - бюджет нижестоящей административно-
бюджетное
планирование - определение объема
бюджета, его доходной и расходной частей
на основе прогнозов показателей социально-экономического
развития Республики Беларусь и соответствующих
административно-
бюджетное регулирование - перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности;
бюджетная роспись - поквартальное распределение доходов и расходов бюджета, источников покрытия дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией;
регулирующие доходы - республиканские налоги, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета;
защищенные статьи - установленные законодательством статьи текущих расходов экономической (предметной) бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру или блокированию;
секвестр - пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета;
блокирование - временная приостановка финансирования по отдельным незащищенным статьям расходов бюджета;
заёмные средства (ссуды) - временно заимствованные средства из республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, кредиты Национального банка Республики Беларусь, иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
дотация - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств;
субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели;
субсидия
- денежные средства, предоставляемые
вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету
для выравнивания уровня социально-экономического
развития соответствующей административно-
Кроме этого в Законе определены основы бюджетного устройства Республики Беларусь.
Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетное
устройство в Республике Беларусь основывается
на принципах единства бюджетной
системы, полноты, реальности, гласности
и самостоятельности всех бюджетов,
входящих в бюджетную систему Республики
Беларусь, и определяется административно-
В
бюджетную систему Республики Беларусь
как самостоятельные части
Консолидированный
бюджет - совокупность бюджетов Республики
Беларусь или ее соответствующей
административно-
Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).
Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).
Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).
Министерство
финансов Республики Беларусь и местные
финансовые органы ежегодно составляют
консолидированные бюджеты
В случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.
Единство
бюджетной системы
Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.
Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.
Самостоятельность
бюджетов как части бюджетной
системы заключается в том, что
утверждение республиканского бюджета
осуществляется законом Республики
Беларусь, местных бюджетов - решениями
соответствующих местных Советов депутатов,
а их исполнение возлагается на Правительство
Республики Беларусь и местные исполнительные
и распорядительные органы на основе бюджетного
регулирования. Самостоятельность бюджетов
обеспечивается наличием собственных
источников доходов и правом соответствующих
государственных органов самостоятельно
составлять, рассматривать, утверждать
и исполнять бюджет.
3.1.1.
Доходы бюджетов
Доходы
бюджета каждой административно-
Установление на всей территории Республики Беларусь республиканских налогов производится актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.
Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
К собственным источникам доходов бюджета относятся:
В
бюджет могут поступать дотации,
субвенции, субсидии, а также заемные
средства.
3.1.2.
Расходы бюджетов и
оборотная кассовая
наличность
Расходы
бюджетов определяются программами социально-экономического
развития Республики Беларусь и соответствующей
административно-
В
бюджете на очередной финансовый
(бюджетный) год в соответствии с
принятыми ранее
В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.