Государственный бюджет и фискальная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования и изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Государственный бюджет и теоретические основы фискальной политики 4
1.1 Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции 4
1.2 Сущность и основные виды фискальной политики 12
1.3 Инструменты фискальной политики 20
Глава 2 Фискальная политика РФ на современном этапе 28
2.1 Бюджетная политика в условиях кризиса 28
2.2 Основные направления фискальной политики в посткризисный период 32
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

     2.2 Основные направления  фискальной политики  в посткризисный  период

     В целом налоговая политика в 2011-2013 гг будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.

     По  стимулированию инновационной деятельности предусматривается:

     - снижение до 2015 г, а для отдельных  категорий плательщиков до 2020 г,  совокупной ставки страховых  взносов до 14 % в пределах страхуемого  годового заработка /уплата взносов по полной ставке для этих плательщиков будет осуществляться за счет федерального бюджета/. При этом для организаций средств массовой информации планируется установить специальный переходный период роста совокупной ставки страховых взносов с выходом на предельную величину – 34 проц - в 2015 г;

     - изменение подходов к классификации  основных средств на группы  и определению норм амортизации  для этих групп; 

     - уточнение порядка учета расходов  на научные исследования и  /или/ опытно-конструкторские разработки /закрепление единого по всем видам работ порядка ведения налогового учета расходов на НИОКР, который не должен содержать неясностей и противоречий/;

     - создание резервов предстоящих  расходов организаций на НИОКР;

     - сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспортных операциях;

     - освобождение от налогообложения  налогом на имущество организаций  энергоэффективного оборудования  сроком на 3 года с момента ввода  в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;

     - создание благоприятных условий  налогового администрирования для  инновационных компаний, включая  создание специальных налоговых  инспекций и снижение периодичности  и сроков проведения проверок;

     - передача полномочий по принятию  решения о предоставлении инвестиционного  налогового кредита по налогу  на прибыль организаций и налогу  на имущество организаций субъектам  РФ и увеличение его размера;

     - совершенствование налогообложения  организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях;

     - введение специального налогового  режима для организаций-участников  технопарка "Сколково".

     По  налогу на прибыль организаций предусматривается:

     - сокращение возможностей минимизации  налогообложения, в частности, установление с 2011 г особого порядка переноса убытков при реорганизации организаций, предусматривающего ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых организаций; 

     - решение вопроса нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль;

     - установление порядка налогообложения  экономической выгоды при предоставлении  беспроцентных займов, кредитов, векселей и т.п.;

     - совершенствование механизма учета  для целей налогообложения расходов  организаций на освоение природных  ресурсов;

     - уточнение порядка налогообложения  прибыли налогоплательщиков, осуществляющих  деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств;

     - повышение с 3 млн до 10 млн руб  объема доходов от реализации, при получении которого организации  уплачивают только квартальные  /а не месячные/ авансовые платежи.

     По  налогу на добавленную стоимость  предусматривается:

     - уточнение порядка оформления  счетов-фактур, внесения в них  уточнений и возможности оформления  счетов-фактур с отрицательными  показателями;

     - уточнение порядка восстановления  сумм налога на добавленную  стоимость по строительно-монтажным  работам, проведенных на объектах, которые стали использоваться для осуществления операций, не подлежащих налогообложению, а также в случае выбытия товаров, в том числе основных средств, не связанного с операциями по реализации;

     - уточнение порядка применения  нулевой ставки при реализации товаров в соответствии с таможенными режимами экспорта и перемещения припасов в случае поступления выручки от реализации указанных товаров /припасов/ от третьих лиц;

     - уточнение порядка освобождения  от налога на добавленную стоимость услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий. 

     По  акцизам предусматривается:

     - изменение порядка исчисления  и уплаты акцизов на этиловый  спирт, алкогольную и спиртосодержащую  продукцию;

     - уточнение размеров индексации на 2011 и 2012 гг, индексация ставок акцизов на 2013 г с учетом планируемого уровня инфляции. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.

     По  введению налога на недвижимость предусматривается  подготовка на основании анализа  результатов работ по проведению кадастровой оценки недвижимости и  формированию кадастра недвижимости в 2010-2012 гг к внесению изменений в Налоговый кодекс РФ, которыми предполагается постепенный переход к этому налогу взамен действующего налога на имущество организаций и земельного налога, а также предельные сроки такого перехода.

     По  налогообложению имущества /в том  числе земельных участков/ предусматривается: возложение обязанности по уплате налога на имущество организаций и земельного налога в отношении имущества /в том числе земельных участков/ паевого инвестиционного фонда на управляющие компании; установление порядка исчисления земельного налога при использовании земель сельхозназначения не по назначению с коэффициентом 4 к основной ставке налога по этим землям; сокращение установленных на федеральном уровне льгот по указанным налогам.

     По  налогу на добычу полезных ископаемых /НДПИ/, взимаемому при добыче углеводородного сырья /нефти и природного газа/, а также при добыче твердых полезных ископаемых предусматривается:

     - проведение оценки целесообразности  введения ставки НДПИ на нефть  в размере 0 руб на определенный  срок при добыче нефти на новых месторождениях севера Ямало-Ненецкого округа по аналогии с месторождениями Восточной Сибири;

     - изменение порядка налогообложения  НДПИ природного газа, закачиваемого  обратно в пласт для поддержания  пластового давления;

     - проведение анализа целесообразности установления понижающих коэффициентов к ставке НДПИ при добыче нефти на новых участках недр с незначительными запасами;

     - продолжение работы по созданию  налоговых стимулов для утилизации  попутного нефтяного газа, а также  по определению оптимального размера ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа с учетом динамики цен на газ;

     - продолжение создания механизма  перехода в долгосрочной перспективе  на налогообложение добычи природных  ресурсов на основе результатов  финансово-хозяйственной деятельности /налог на добавочный доход/;

     - продолжение работы по максимально  широкому использованию специфических  налоговых ставок при добыче  твердых полезных ископаемых /в  первую очередь, каменного угля, торфа, солей и т д/.

     По  водному налогу предусматривается индексация размера ставок налога с учетом значительного роста роста тарифов на воду, отпускаемую потребителям.

     По  специальным налоговым режимам  предусматривается совершенствование  упрощенной системы налогообложения  на основе патента; сокращение применения системы налогобложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности во избежании конкуренции с упрощенной системом налогобложения на основе патента.

     По  налоговому администрированию предусматривается:

     - совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения; 

     - введение в законодательство  о налогах и сборах института  консолидированных групп налогоплательщиков  и особого порядка исчисления  налога на прибыль организаций  для участников таких групп;

     - совершенствование порядка учета  налогоплательщиков;

     - расширение электронного документооборота  в налоговой сфере, включая  уплату налогов и сборов с  использованием электронных платежных  средств, внедрение системы электронных  счетов-фактур, передачу документов в электронном виде банкам, органам исполнительной власти, местным администрациям и другим организациям;

     - ограничение применения льгот,  предусмотренных действующими международными  договорами об избежании двойного  налогообложения;

     - упрощение администрирования налогообложения физических лиц. 

     Заключение

     Бюджет  Российской Федерации является важнейшим  звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного  продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

     Бюджет  занимает очень важное место в  финансовой системе страны, а значит, имеет основополагающее значение для  развития экономической и политической ситуации в государстве. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов и доходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственные кредиты, государственные расходы и др.) является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

      Список использованной литературы

 
  1. Учебники, монографии, сборники научных трудов Агапова Г.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд. / Под общей редакцией д. э. н., проф. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им М.В. Ломоносова, Издательство "Дело и Сервис", 2000.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005.
  3. Бюджетная система России: Учебник для вузов/Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  4. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник - 3-е изд., - М.: Издательско-торговая корпорация " Дашков и К", 2006.
  5. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.П. Платоновой, В.А. Шумаева, И. В, Бушуевой. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.
  6. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристь, 2000.
  7. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие/Т.Ю. Матвеева; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - 3-е изд. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
  8. Муталимов М.П. Основы экономической теории: Учебн. - метод. пособие. - Ми.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.
  9. Экономика: Учебник/Под ред.А.С. Булатова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  10. Экономическая теория: Учебник для вузов/Под ред. проф. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  11. Экономическая теория: Учебник для вузов. Серия "Учебники и учебные пособия". - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001. Статьи из журналов и газет.
  12. А.Л. Кудрин. Бюджет - основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны // Финансы. 2008. № 12.
  13. А. Селезнев. Проблемы бюджетной трехлетки // Экономист. 2009. № 2.
  14. Коровкина Е.Б. о доходах и расходах федерального бюджета // Финансы. 2004. № 8.

Информация о работе Государственный бюджет и фискальная политика РФ